Содержание цели и инструменты кредитно-денежной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:12, реферат

Описание

Предложение денег в экономике изменяется в результате операций Центрального Банка, коммерческих банков и решений небанковского сектора. Также Центральный Банк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор. Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче ссуд.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3

1. Цели и инструменты кредитно – денежной политики……….…..4
Лимиты кредитования…………………………………….…….…5
Политика обязательных резервов…………………..…….……....6
Рефинансирование коммерческих банков…………………...…..7
Операции на открытом рынке……………………………………8
2. Передаточный механизм кредитно – денежной политики……...9
Список использованной литературы………………………………...14

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика РЕФЕРАТ.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

         Операции на открытом рынке – третий способ контроля над денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю – продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

          Когда ЦБ покупает ценные бумаги  у коммерческого банка, он увеличивает  сумму на резервном счете этого  банка (иногда на специальном  счете коммерческого банка в  Центральном Банке для подобных  операций), соответственно в банковскую  систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

          Таким образом, воздействуя на  денежную базу через операции  на открытом рынке, Центральный  Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм. 

    2. Передаточный механизм кредитно – денежной политики,

    ее  связь с  бюджетно-налоговой  и валютной политикой

         

             Монетарная политика имеет довольно  сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

           Можно выделить 4 звена передаточного  механизма кредитно – денежной  политики:

          1) изменение величины реального  предложения денег в результате проведения Центральным Банком соответствующей политики;

          2) изменение ставки процента на  денежном рынке;

          3) реакция совокупных расходов (в  особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента;

          4) изменение объема выпуска в  ответ на изменение совокупного  спроса (совокупных расходов).

          Между изменением предложения  денег и реакцией совокупного предложения расположены еще две промежуточных ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат.

         Изменение рыночной  ставки процента происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как  вследствие, скажем расширительной денежной политики Центрального Банка, на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо.  Следствием, как  известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, то есть в итоге – снижение ставки процента

         Следующим шагом является корректировка совокупного спроса (совокупных расходов) в связи с изменением ставки процента. Обычно считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления, расходах местных органов государственного управления, но они менее значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло существенное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувствительности инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к динамике ставки процента. От этого, при прочих равных условиях, будет зависеть  величина мультипликативного расширения совокупного дохода.

            Отметим также необходимость  учитывать и степень реакции совокупного предложения на изменения совокупного спроса.

             Очевидно, что нарушения в любом  звене передаточного механизма  могу привести к снижению или  даже отсутствию каких-либо результатов  денежной политики. Например, незначительные  изменения ставки процента на денежном рынке  или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента  разрывает связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

          В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный Банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить предложение денег. Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в экономике.

          Следует учитывать также возможные побочные эффекты при проведении кредитно – денежной политики. Например, если Центральный Банк считает необходимым увеличить предложение денег, он может расширить денежную базу, покупая облигации на рынке ценных бумаг. Но одновременно с ростом предложения денег начнется снижение ставки процента. Это может отразиться на величине коэффициентов коэффициент депонирования ( наличность -депозиты ) и норма резервирования ( резервы – депозиты ).       Кредитно – денежная политика имеет значительный внешний лаг (время от принятия решения до его результата), т.к. влияние ее на размер ВНП в значительной степени связано через колебания ставки процента с изменением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это осложняет ее проведение, т.к. запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

             Эффективность кредитно – денежной  политики в современных условиях  в значительной мере определяется  степенью доверия к политике  Центрального Банка, а также  степенью независимости Банка от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частоты сменяемости руководства Центрального Банка, границ участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и других официальных характеристик банка, зафиксированных в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального Банка.

              В развивающихся странах, а  также странах с переходной  экономикой часто просматривается  следующая закономерность: чем больше независимость (как формальная, так и неформальная) Центрального Банка, тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета.

             Денежно-кредитная политика тесно  связана с бюджетно-налоговой  и внешнеэкономической политикой.  Если Центральный Банк ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как сокращение или увеличение валютных резервов (покупка или продажа Центральным Банком иностранной валюты  на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике (например, при покупке валюты предложение денег в экономике увеличивается). Исключение составляет лишь ситуация, когда Центральный Банк проводит стерилизацию притока или оттока валютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы, происшедшие вследствие валютных операций, изменением объема внутреннего кредита с помощью с помощью инструментов денежной политики.

           Определенные трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального Банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций (« эффект вытеснения») и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же Центральный Банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.

      Аналогичная проблема встает  при решении вопроса о финансировании  дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной  эмиссией (монетизация дефицита) или  путем продажи государственных  облигаций частному сектору (долговое  финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора – они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный Банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.

            Эффективная стабильная денежная  политика (под которой подразумевается  обычно низкий устойчивый темп  роста денежной массы) в большинстве  случаев не  может сосуществовать  с фискальной политикой, допускающей  значительный дефицит госбюджета. Это связано с тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на Центральный Банк с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита. 
 
 

              

       Список использованной литературы: 
 

    1 «Макроэкономика» - Агапова Т.А., Серегина  С.Ф. изд. «Дело и сервис»,

М.1999

    2 «Учебник по основам экономической  теории» - Камаев В.Д. изд «Владос» , М.2004

    3 «Основные направления единой  государственной денежно – кредитной политики на 2005 год» - доклад Центрального Банка РФ

    4 Данные с сервера Центрального  Банка России www.cbr.ru

    5 «Экономика» - Самуэльсон П. изд.  «Вильямс» М.2003

    6 «Экономическая теория» - под  ред. Большакова А.К. изд. «Пирей» 1998 
 

                                            

Информация о работе Содержание цели и инструменты кредитно-денежной политики