Содержание понятий «внешние эффекты» и «общественные товары»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:19, контрольная работа

Описание

Внешние эффекты или экстерналии имеют место, когда производство или потребление товара (услуги) одними субъектами вызывает потери или выгоды у других субъектов. Например, рыночная (платная) вакцинация населения от гриппа снижает риск заболевания у лиц, не делавших прививку. Инвестиции в образование и науку приводят к росту благосостояния населения страны. Это примеры положительных внешних эффектов, приносящих выгоду третьим лицам (лицам, не участвующим в производстве и потреблении данных товаров).

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по экономике.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

Вопросы

1.  Раскройте содержание понятий «внешние эффекты» и «общественные товары». Объясните также, почему рыночный механизм несостоятелен в отношении этих благ.

Ответ:

     Внешние эффекты или экстерналии имеют  место, когда производство или потребление  товара (услуги) одними субъектами вызывает потери или выгоды у других субъектов. Например, рыночная (платная) вакцинация населения от гриппа снижает риск заболевания у лиц, не делавших прививку.  Инвестиции в образование и науку приводят к росту благосостояния населения страны. Это примеры положительных внешних эффектов, приносящих выгоду третьим лицам (лицам, не участвующим в производстве и потреблении данных товаров).

      Употребление  алкогольных напитков одними вызывает моральные издержки и других. Загрязнение  окружающей среды предприятиями приводит к ухудшению качества жизни населения.

Это примеры  отрицательных внешних эффектов, которые вызывают потери у третьих лиц.

      С общественной точки зрения выгодно  перераспределять ресурсы общества таким образом, чтобы производство товаров с положительными внешними эффектами росло, а с отрицательными – наоборот, сокращалось. Однако рыночный механизм не способен к такому перераспределению ресурсов.

      В условиях рынка невозможно установить права собственности на внешние  эффекты из – за запретительно – высоких трансакционных издержек, а потому нельзя создать рынки, на которых бы эти внешние эффекты продавались и покупались. Так как выгоды и потери третьих лиц оказываются неоценёнными (их цена просто равна нулю), то они не могут влиять на формирование цен товаров с внешними эффектами. Так, если бы предприятие, загрязняющее окружающую среду, покупало право на загрязнение, то эти дополнительные расходы заставили бы предприятие увеличить отпускные цены на всю продукцию. Более высокая цена привела бы к сокращению объёмов продаж и производства продукции предприятием. Социальная цель – сокращение отрицательного внешнего эффекта – в этом примере была бы достигнута. Однако в рыночной экономике предприятия свободны в своих действиях и вряд ли пойдут на увеличение собственных издержек, покупая права на загрязнение или инвестируя в очистку собственных выбросов.

Общественные  товары – товары, предоставляемые государством на благо всех граждан или большинства населения страны. Они оплачиваются за счёт общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Их главными признаками являются:

- нераздельность  в производстве;

- неисключаемость  из потребления;

- неконкурентоспособность  на рынке;

Общественные  товары имеют очень сложную структуру. Часть из них (например, национальная оборона) потребляется всем населением страны поровну, другая (услуги милиции данного региона) лишь частью населения, третья (коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта) – лишь малым коллективом. При этом общественные блага могут иметь отдельные свойства частных экономических благ. Так, высшее образование имеет черты общественного товара – студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара, поскольку студентом становится не каждый желающий, а значит, высшее образование не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основы.

Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок терпит фиаско и требуется вмешательство государства. Таким образом провалы рынка обусловливают содержание экономических функций государства.

2.  Каковы функции денег? Рассмотрите влияние инфляции на денежные функции.

     Ответ:

      Прошло  то время, когда многие полагали, что  деньги это золото, особый товар, выделявшийся из массы всех товаров, обладающий  особыми, очень удобными для выполнения денежных функций свойствами.

      Деньги  как мера стоимости используются для измерения, сравнения стоимости  различных товаров и услуг. В  соответствии с этой функцией, каждая страна устанавливает свой масштаб  цен, то есть национальную меру стоимости (в России - рубль, в Германии – марка и т.д.)

      Масштаб цен – средство выражения стоимости  в денежных единицах, техническая  функция денег. При металлическом  обращении, когда металл - денежный товар - выполняет функции денег, масштаб представляет собой весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или кратных частей. Государства фиксировали масштабы цен в законодательном порядке.

      Когда деньги используются для покупки  товаров и оплаты услуг, они выполняют функцию средства обращения. Эта их роль мимолетна, но очень важна. Являясь всеобщим эквивалентом, деньги позволяют производить куплю – продажу разнообразных товаров, они принимаются каждым продавцом и обеспечивают всеобщую покупательную способность (в отличие от бартерных сделок, при которых происходят прямой обмен товара на товар без участия денег). Благодаря данной функции, владелец денег имеет возможность выбирать продавцов, время, место и ассортимент приобретаемых товаров. Функция денег как средство платежа проявляется в том, что деньги используются и для погашения разного рода обязательств (по оплате труда, внесению налогов, денежным ссудам, в связи со страхованием, платежами административно-судебного порядка и т.д.) Платеж производится путем передачи одним участником экономического оборота другому денег, выступающих в качестве самостоятельной формы стоимости.

Характерная особенность  функционирования денег как платежного средства при оплате обязательств по товарам и сделкам заключается  в том, что здесь платеж производится не наличными деньгами, а путем безналичных перечислений, т.е. бухгалтерских записей (деньги списываются с расчетного счета плательщика в банке и зачисляются на счет поставщика в банке). Деньги в качестве платежного средства обеспечивают начисления для выплаты заработной платы.

      Деньги  выступают также в функции  средства накопления. Она состоит  в сохранении стоимости образующейся после реализации товаров и услуг, для совершения покупок в будущем. Конечно, в форме накоплений могут  быть представлены не только деньги, но и драгоценные металлы, драгоценные камни, постройки, ценные бумаги. Однако использование в этой функции денег наиболее удобно, поскольку они являются самой ликвидной формой накоплений. В других формах накоплений ликвидность присутствует в меньшей степени.

      Деньги  широко используются во внешнеэкономических  отношениях. Здесь они функционируют  как мировые деньги. В современном  мире деньги представлены кредитными денежными знаками.

      Поясним отличия понятия «кредитные денежные знаки» от термина «бумажные» деньги. Кредитные денежные знаки тоже могут быть сделаны из бумаги, по своей экономической сути они «не бумажные», за ними в хозяйстве стоят реальные материальные ценности или полезные затраты. Это банкноты, кредитные орудия обращения. Банки их эмитируют в процессе совершения кредитных операций.

Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется экономическим законом  денежного обращения. В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый данный момент для обращения, можно определить по формуле:

      Д=(Ц-В+П-ВП)/С.О., где

Д – количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

Ц – сумма  цен товаров, подлежащих реализации;

В – сумма  цен товаров, платежи по которым  выходят за рамки данного периода;

П – сумма  цен товаров, проданных в прошлые  периоды, сроки платежей по которым  наступили;

ВП – сумма  взаимопогашаемых платежей;

С.О. – скорость оборота денежной единицы. 

В упрощенном виде эту формулу можно представить  так:

Д=МхЦ/С.о., где 

М – масса  реализуемых товаров;

Ц – средняя  цена товара;

С.о. – средняя  скорость оборота (сколько раз в  году оборачивается рубль). Преобразуя данную формулу, получим уравнение  обмена:

ДхС.О.=МхЦ,

которое означает, что произведение количества денег  на скорость обращения равно произведению уровня денег на товарную массу. Когда возникают кризисные явления в экономике, это равенство нарушается, происходит обесценивание денег, что можно выразить в формуле:

ДхС.о.>МхЦ

Такое обесценивание, или «инфляция» (от лат. inflatio – вздутие), означает падение цены денег вследствие избыточного эмитирования

Денежных знаков, повышения их количества, необходимого для нормального оборота. Инфляция приводит к росту цен и перераспределению  валового продукта и богатства в  пользу предприятий- монополистов государства и теневой экономики за счет сохранения реальной заработной платы и других доходов широких слоев населения. Инфляция протекает в различных формах и находится под влиянием многих факторов. Рассматривая формы инфляции в укрупненном виде, можно выделить две: инфляцию очевидную, проявляющуюся в открытом росте цен, и скрытую, опосредованную. Первая форма видна на поверхности явлений, а вторая заключается в обесценивании денег, когда повышение цен скрыто (качество товаров понижается, выпускаемые новые товары имеют завышенную цену, не соответствующую потребительским свойствам, из-за нехватки денежных ресурсов задерживаются выдача заработной платы и другие платежи).

      Основные  факторы, вызывающие инфляцию – выпуск излишней денежной массы в обращение, падение объемов производства, диспропорции в развитии отраслей хозяйства, бюджетный  дефицит, отставание производства товаров  от платежеспособного спроса и другие негативные явления. Эти диспропорции могут усиливаться под влиянием неправильной экономической политики предприятий, фирм, банков и государства.

      В России в период перехода к рыночной экономике на уровень инфляции влияют:

      дефицит государственного бюджета и увеличение государственного долга;

      чрезмерные  инвестиции;

      необоснованные  повышения цен и заработной платы;

      кредитная экспансия – расширение кредита  без учета его обесценивания, что ведет к эмиссии денег  в различной форме;

      чрезмерная  эмиссия денег в наличной форме;

      избыточная  денежная эмиссия, закрепляющая рост цен, возникший в результате неверной политики ценообразования;

      усиление  роли внешних факторов через механизм конвертируемости валюты, когда происходит рост цен на импортируемые товары;

      обмен иностранной валюты на национальную, что является базой для дополнительной денежной эмиссии, так как на депозитных счетах банков появляются дополнительные денежные средства.

Инфляция может  быть ползучей и галопирующей. При «ползучей» инфляции цены растут медленно, при галопирующей» – стремительно и скачкообразно. По мере углубления кризиса инфляция превращается из временного фактора оживления экономики в резко негативный фактор, сокращающий производство, усиливающий социально-экономическую неустойчивость в стране. При этом дезорганизуются хозяйственные связи, происходит отток средств и кадров в прибыльные отрасли, активизируются спекуляция и теневая экономика, растет коррупция.

      Положение в экономике усугубляется еще  и тем, что возникают так называемые инфляционные ожидания, происходит «бегство» от денег», создаются избыточные их запасы в хозяйстве и у населения. 

    Задачи

    3. Спрос и  предложение на рынке товара  X описывается уравнениями

q = 200 – 2p, q = -10 + p. На каком уровне установится равновесная цена товара X, если будет введена дотация производителям товара X в размере 90 руб. за каждую проданную единицу товара? Чему равен объём дотационных выплат из бюджета? Дать графическую иллюстрацию.

Решение:

Найдём параметры  равновесия рынка до введения налога: 200 – 2p = -10+p,

p = 70, q = 60. После введения дотации в размере 90 руб. за каждую проданную единицу товара, равновесные товары рынка составят:

200-2p+90=-10+p, p =100, q =90. Найдём объём дотационных выплат: q = p * q =100*90=9000 руб.

 

4. Пусть потенциальный  ВВП равен 300 ден. ед., средняя норма чистых налоговых поступлений – 40 % от ВВП, государственные расходы на товары и услуги – 140 ден. ед. Найти величину разрыва ВВП, совместимую с нулевым бюджетным дефицитом.

Решение:

1. 300*0,4=120 ден.  ед. – доход;

2. 140-120=20 ден. ед. – величина разрыва ВВП.

Информация о работе Содержание понятий «внешние эффекты» и «общественные товары»