Союз России и Белоруссии проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:19, реферат

Описание

Целью данной работы является раскрытие сущности союза России и Белоруссии, изучение истории становления Союзного государства, рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.

Исходя из целей работы, задачами являются исследования:

- сущности и истории формирования союза;

- условий становления союзных отношений;

- нормативно-правовой базы Союзного государства;

- проблем развития интеграционных связей

Содержание

Введение

1.Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии

1.1 Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии

1.2 Экономические предпосылки формирования союза России и Белоруссии

1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства

2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии

2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза

2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства».

3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии

3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии

3.2 Проблемы союза России и Белоруссии

3.3 Перспективы образования союза России и Белоруссии

3.4 Результаты и перспективы экономической интеграции России и Белоруссии

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат по мировой экономике.rtf

— 620.40 Кб (Скачать документ)

     Под экономической безопасностью Союзного государства понимается состояние защищенности жизненно важных интересов российско-белорусского интеграционного союза от внутренних и внешних угроз, которое обеспечивается национальными и союзными институтами власти путем налаживания более эффективного функционирования и развития народнохозяйственных комплексов в рамках единого экономического пространства.

     Состояние экономики с точки зрения ее жизнеспособности характеризуется комплексом показателей, важнейшими из которых являются: оценка ресурсного потенциала и возможности его эффективного использования; соответствие капитала и труда требуемому уровню; конкурентоспособность экономики; целостность территории и экономического пространства; способность противостояния внешним и внутренним угрозам для обеспечения социальной стабильности.

     При построении Союзного государства обеспечение экономической безопасности становится важным направлением экономической политики. В ней фокусируется вся сложность процессов, которые происходят в союзных странах в ходе внутренних реформ и экономической трансформации на переходе от одной общественно-политической системы к другой. Она, по существу, становится непременным условием устойчивого развития, чтобы обеспечить защищенность гражданина и общества в Союзном государстве.

     Необходимость создания такого государства заключается в том, что от союзных стран на современном этапе требуется объединение их потенциалов для решения поставленных экономических задач. Отвлечение сил и средств на нейтрализацию существующих угроз затрудняет достижение стратегической цели и при определенных условиях может сделать достижение цели невозможным. Укрепление экономической безопасности Союзного государства подчиняется задаче создания таких внутренних и внешних условий, при которых обеспечивалось бы благополучие и устойчивое поступательное развитие личности, общества и экономики как в России, так и в Белоруссии. [21] 

     1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства

     С точки зрения определенных военно-политических кругов, в российском руководстве объединение России с Белоруссией представляет собой адекватный ответ на запланированное расширение НАТО на восток и предоставляет в распоряжение России военно-стратегическое предполье на западе. Однако, это осложняет формирование особых отношений между Россией и НАТО: при выдвижении российских войск, возможно, с ядерными компонентами, к белорусско-польской границе под вопросом окажутся обязательства НАТО не размещать на территории стран-кандидатов на вступление ядерное оружие и иностранные войска, т.е. протест России против продвижения военной инфраструктуры НАТО на восток стал бы менее убедителен, если бы Москва продвинула свою военную инфраструктуру на запад.

     Для Белоруссии объединение с Россией в военно-политическом плане означает следующее: Россия берет на себя обслуживание и уничтожение оружия, находящегося на территории Беларусии; обеспечивает демонтаж и вывод российского ядерного оружия и стратегических ракетных вооружений с территории Белоруссии; Россия становится мощной силовой поддержкой в случае конфликтных ситуаций.

     У стран - непосредственных соседей Белоруссии на двустороннем уровне растет недоверие к новому объединению. Симптоматичен в этом смысле необычный шаг президентов Польши, Литвы и Украины -- заявление от 20 ноября 2005 г., в котором они выразили глубокую озабоченность происходящем в Белоруссии и призвали уважать права и гражданские свободы. Стратегическое сближение России и Белоруссии в сочетании с установлением авторитарного режима три соседние страны воспринимают как источник повышенного риска для собственной безопасности и стабильности.

     С военно-политической точки зрения объединение России и Белоруссии представляет собой крупный шаг вперед и оказывает сдерживающее влияние на вход европейских стран в блок НАТО. В некоторой степени это объединение сказалось на заключении договора между Россией и НАТО, касающегося неразмещения ядерного оружия и войск блока на территории стран-участниц. [15]

     Процесс единения Белоруссии и России происходил в условиях дальнейшего обострения геополитического противоборства в мире. В современной международной обстановке геополитическая значимость союза еще в большей степени возрастает. Скорейшее развитие Союзного государства будет способствовать созданию условий для формирования многополярного мира, обеспечению стабильности и безопасности на евразийском континенте. Сегодня Белоруссия является самым последовательным и надежным союзником России в отстаивании ее национальных интересов на международной арене, обеспечении безопасности, суверенитета и территориальной целостности. В силу особого геополитического положения Республика Беларусь является своеобразным мостом между Европой и Азией, наличие которого существенным образом укрепляет позиции России как великой евразийской державы.

     Не является секретом, что любые попытки сближения и объединения народов бывшего Советского Союза встречают жесткое противодействие западных геополитических конкурентов. Все годы становления Союзного государства Белоруссии и России осуществляется его целенаправленная дискредитация. В первую очередь это касается Белоруссии, в отношении которой предпринимаются беспрецедентные шаги по дискриминации ее политического и экономического курса, осуществляется постоянное давление на руководство суверенной республики. [4]

     Но, несмотря на это, с образованием Союзного государства создаются реальные предпосылки дальнейшей интеграции России и Белоруссии в единое общеевропейское пространство, качественного укрепления их позиций на международной арене. Таким образом, обе страны выигрывают от сближения как в экономическом, так и в политическом плане. 
 
 

     Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии

     2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза

     Нормативно-правовая база союза базируется на следующих основных документах:

     Договор «О создании Союзного государства»

     Договор подписан 8 декабря 1999г., вступил в силу 26 января 2000г.

     Договор «О равных правах граждан»

     Данный договор обеспечивает равные права граждан избирать и быть избранными в выборные органы союза; на участие в хозяйственной деятельности на территориях России и Белоруссии; на получение среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования; на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях; на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России. 

     Договор «О сотрудничестве в области социального обеспечения»

     Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством договаривающихся сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что относится к:

     - пособиям по временной нетрудоспособности и материнству;

     - пособиям по безработице;

     - трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальным пенсиям;

     - пособиям в случае трудового увечья или профессионального заболевания;

     - пособиям для семей с детьми;

     - пособиям на погребение.

     Постановление «Об обеспечении равных прав на приобретение в собственность, владение, пользование и распоряжение имуществом»

     В соответствии с данным постановлением граждане Республики Беларусь и Российской Федерации по своему усмотрению владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на территории другого государства союза имуществом наравне с гражданами этого государства. Гарантированная законодательством Союзного государства зашита права собственности относится в равной мере к гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и к гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь.

     Решение Высшего Совета «О беспрепятственном обмене жилых помещений»

     Основная цель данного решения состоит в том, что обмен жилыми помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации, постоянно проживающими на территориях обоих государств и переселяющимися из Республики Беларусь в Российскую Федерацию или из Российской Федерации в Республику Беларусь, осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством обоих государств. Такой обмен является основанием для выдачи им разрешений на постоянное жительство в Белоруссии или в России.

     Решение Высшего Совета «О равных правах на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»

     На основе данного решения Высшего Совета порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Документы, выданные в Белоруссии и России для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации. Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории обеих стран, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

     Постановление «О взаимном предоставлении равных прав в получении всесторонней медицинской помощи»

     Данное постановление гарантирует то, что каждое из государств обеспечивает гражданам другого государства доступность и равные со своими гражданами права на все виды медицинской помощи. Взаиморасчеты за оказание гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся. [12]

    2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства»

     8 декабря 1999 года Российская Федерация и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан, заключили Договор «О создании Союзного государства».

     Главы России и Белоруссии были убеждены в том, что образование Союзного государства позволит объединить усилия в интересах социального и экономического прогресса обоих государств, продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором «Об образовании Сообщества России и Белоруссии» от 2 апреля 1996 года, Договором «О Союзе Беларуси и России» от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также реализовать положения Декларации «О дальнейшем единении России и Беларуси» от 25 декабря 1998 года.

     Целями Союзного государства являются:

     обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

     создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;

      неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

      проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

     формирование единой правовой системы демократического государства;

     проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

      обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;

     укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств. [12]

     К исключительному ведению Союзного государства относятся:

     создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;

Информация о работе Союз России и Белоруссии проблемы и перспективы