Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:04, реферат
Химический комплекс России объединяет 17 отраслей промышленности, более 600 крупных и средних промышленных предприятий и около 100 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. В отрасли сосредоточено почти 7% основных фондов промышленности страны и занято более 800 тыс. человек. На долю химической индустрии приходится около 6% от общего российского промышленного производства и около 5% всей валютной выручки страны.
Введение……………………………………………………………………………...3
Основные сведения о химическом комплексе………………………………4
Состояние химической отрасли в России в 2009-2010 годах……………...6
Перспективы развития российского химического комплекса……………10
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………………………...21
Таблица 42 - Производство некоторых основных химических продуктов, тыс.т.
Предполагается внедрение новых технологий практически во всех подотраслях химического комплекса, а также развитие нанохимии – новой межотраслевой технологии, интегрирующей последние достижения физики, химии и биологии. Это позволит увеличить долю химии высокого передела в структуре продукции химического комплекса до 15-20% (в 2006 г. – 3,7%).
Согласно
полученным оценкам, стоимость производства
химического комплекса в
1. Для энерго-сырьевого сценария: в условиях учета "полного" влияния технологической модернизации – 4877 млрд руб. в 2025 г.
2.
Для инновационного сценария: в
условиях учета "полного"
влияния технологической
Объемы производства химического комплекса в ценах 2007 г., в рамках инновационного сценария с оценкой "полного" влияния технологической модернизации за период 2010-2025 гг. вырастут в 2,51 раза. Уровень производства производимой продукции при инновационном сценарии в 2025 г. примерно на 18% выше, чем в базовом варианте без учета технологической модернизации.
Возможные
развилки технологического развития могут
возникнуть вследствие того, что развитие
химического комплекса в
Химический и нефтехимический комплекс России в значительной степени интегрирован в мировую экономику. Поэтому тенденции изменения мирового рынка химической и нефтехимической продукции оказывают существенное влияние на состояние и перспективы развития химического комплекса РФ. В целом, следует констатировать, что российский комплекс стоит перед целым рядом вызовов – как со стороны внешних, так и внутрироссийских тенденций. Основные возможности развития сектора связаны в первую очередь с освоением внутреннего рынка (в большой степени на основе импортозамещения). Перспективы внешнеторговой экспансии остаются до конца неопределенными – ввиду высоких рисков утраты позиций вследствие удорожания энергоресурсов на внутреннем рынке.
К наиболее важным вызовам и рискам, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов, следует отнести
Макроэкономические риски – замедление роста российской экономики, ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры.
Следует отметить, что в результате запланированного повышения цен на энергоресурсы (прежде всего на газ), к 2011-2012 гг. ценовое преимущество продукции химического комплекса России, конкурентоспособность которого до настоящего времени обеспечивается более низкими ценами на сырьевые ресурсы, будет нивелировано.
Дополнительный вызов для сектора – активно идущее в последние годы – как в рамках стратегий выращивания «национальных чемпионов», так и переноса производств из развитых стран – формирование мощных конкурентов в развивающихся странах и странах с дешевыми углеводородами (Ближний Восток, Северная Африка).
Появление новых сильных игроков в лице развивающихся стран Азиатского региона, Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки на традиционных российской рынках сбыта химической и нефтехимической продукции усложняют позиции российских компаний. В долгосрочной перспективе основными конкурентами российских экспортеров будут являться развивающиеся страны, где цены на природный газ ниже, чем в России.
В результате, есть высокая вероятность потери позиций на значительном числе мировых рынков. Кроме того, новые игроки мирового химического комплекса уже начали экспортировать химическую продукцию на российский рынок, где она конкурирует с продукцией российских предприятий.
Инфраструктурные риски – запаздывание с введением портов и терминалов для отгрузки химической продукции).
Техногенные и экологические риски. В силу высокой степень износа основных производственных фондов и при отсутствии модернизации, велика вероятность техногенных аварий и нанесения при этом существенного ущерба окружающей среде. В ближайшем будущем ожидается ужесточение экологических требований к химическому производству в РФ, что усугубит снижение ценовой конкурентоспособности отечественной химической и нефтехимической продукции
Социальные риски. В рамках реализации этапов стратегии развития химического комплекса будет осуществляться закрытие устаревших неконкурентоспособных производств, что приведет к высвобождению работников и росту уровня безработицы в отдельных регионах страны.
Кадровые
риски. Реализация стратегии потребует
притока
В целом, решение задач сценария инновационного развития химической промышленности невозможно без проведения активной государственной промышленной политики, в первую очередь, направленной на повышение инвестиционной привлекательности химического комплекса за счет снижения инвестиционных и иных рисков, эффективной защиты прав и интересов инвесторов. Основной акцент здесь необходимо сделать не столько на инструментах финансирования, сколько на решении конкретных задач, и тогда в среднесрочной перспективе можно ожидать, что темпы прироста химической промышленности будут составлять порядка 5% в год.
Представляется необходимым расширение государственных программ поддержки развития химической промышленности, включая:
Развитие комплексов химической промышленности на основе укрепления и формирования новых специализированных региональных центров (Нижнекамский химический комплекс, проект в Новомосковске Тульской обл., Дальневосточный центр (Козьмино) и т.д.).
Углубление
переработки химических материалов
в рамках вертикально-интегрированных
компаний, находящихся под
Поддержка пилотных проектов в рамках систем поддержки малого инновационного бизнеса, на базе действующей системы образовательных и научных учреждений, включая оборонные НИИ.
Координация программ возможна в рамках институтов развития, которые должны обеспечивать трансформацию инвестиционного импульса из химической промышленности в сферу химического машиностроения и в сферу НИОКР. Координируя приоритетные национальные проекты, правительство в состоянии устранять инвестиционные риски, связанные с угрозами дисбаланса структуры предложения химических товаров и спроса на них.
Для того чтобы к 2015 г. можно было рассчитывать на реальные процессы области импортзамещения, необходимо привлекать в отрасль внутренних и иностранных частных инвесторов, создавая для них стимулы для строительства новых мощностей, увеличения качества химической продукции и снижения ее себестоимости. Кроме того, развитие отрасли не может происходить без развития отраслевой науки, которая в долгосрочной перспективе должна обеспечить потребности химического комплекса в конкурентоспособных инновационных проектах. Для этого необходимы усилия как со стороны самих компаний (консолидация активов, переосмысление маркетинговой политики и т.п.), так и усилия со стороны государства. Прежде всего, это эффективное использование ресурсной базы (в том числе преодоление дефицита электроэнергии), стимулирование внутреннего рынка, решение инфраструктурных проблем, а также поддержка инновационного потенциала, который проявляют компании.
С учетом существующих стартовых условий и тенденций, положительных процессов, происходящих в смежных отраслях, прогнозных оценок экспертов, а также при условии выполнения всех мероприятий по развитию отрасли, предусмотренных в Стратегии, можно оценить вероятность реализации инновационного сценария развития химической отрасли как достаточно высокую. И хотя в результате реализации инновационного сценария уровень развития химической промышленности России будет ниже уровня развития западных стран, США, Китая, Японии, необходимость активных действий в отечественном химическом комплексе не вызывает сомнений. Реализация Стратегии позволит расширить высокотехнологичный экспорт, ослабить зависимость экономики страны от импорта наукоемкой продукции. В результате создания эффективных бизнес-структур повысится инновационная активность в отрасли, спрос на квалифицированные научно-технические кадры, уменьшится их отток за рубеж.
Задачи превращения России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют принципиально новые требования ко всей системе здравоохранения, в частности к сектору создания фармацевтических препаратов. С одной стороны, растет ценность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медико-технологические и социальные вызовы, связанные с изменениями в демографической структуре населения. С другой – благодаря развитию медицинских технологий существенно повышаются возможности реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют значительные успехи в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в западных странах за последние 2-3 десятилетия. Следует также учитывать, что глобальной мировой тенденцией является продолжающийся рост потребления лекарственных средств, что связано, с одной стороны, с повышением уровня жизни населения, а с другой – с его старением.
Несмотря на то, что в последние годы государством были сделаны крупные инвестиции в здравоохранение, груз накопленных проблем остается весьма значительным. Отставание здравоохранения от западных стран ощущается значительно сильней, чем во многих других ключевых отраслях экономики (среднестатистический россиянин потребляет в год лекарств на 50 долл, а американец – на 683 долл). Чтобы противостоять новым вызовам, необходимо создать по существу новую систему, повысив ее технологический и организационный уровень.
В
этой связи, цель государственной политики
в области здравоохранения - повышение
качества и доступности медицинской
помощи, обеспечение населения качественными
и эффективно действующими медицинскими
препаратами, улучшение на этой основе
показателей здоровья населения, увеличение
продолжительности жизни, снижение смертности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень развития и использования продукции химической промышленности в экономике – один из важнейших критериев технологического развития страны. Во-первых, химический комплекс – сам по себе один из инновационно-активных секторов экономики. Во-вторых, имеется взаимосвязь между технологическим уровнем химической продукции и технологическим уровнем самих секторов-потребителей данной продукции (при этом потребителями химической продукции является большинство секторов экономики). Без современных материалов химической индустрии невозможны обеспечение оборонной безопасности страны, дальнейшее развитие электроники, выпуск лекарственных и косметических средств, товаров с улучшенными потребительскими свойствами и т.п. Все эти факторы обуславливают необходимость технологического развития химического комплекса для реализации инновационного сценария развития России: обеспечения национальной конкурентоспособности, достижения высоких темпов роста экономики и благосостояния и качества жизни населения.
Россия
нуждается в
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Состояние и развитие химического комплекса