Состояние мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 02:50, курсовая работа

Описание

Некоторые тенденции уже достаточно различимы. В недрах текущего цикла и это уже заметно сжимается пружина новой технологической волны. Нарастает острота и вышедших на историческую авансцену глобальных социальных проблем: более 200 млн. человек, не имеющих работы, при этом в ряде стран все более реальной становится угроза «потери» целого поколения молодых людей, вступающих в трудовую жизнь; старение населения и соответствующие тектонические сдвиги на рынках труда и в финансовых системах развитых экономик; взрывной рост «мирового среднего класса», требующий перебалансирования глобального спроса и сопряженный со становлением новых моделей потребления практически во всех основных центрах мировой экономки.

Содержание

1.1. Обзор мировой экономики……………………………………….стр.3
1.2. История мировой экономики ……………………………............стр.8
1.3. Прогноз развития мировой экономики до 2050 года…………..стр.10
2. Кризис зоны евро
2.1. Причины кризиса зоны евро……………………………………..стр.13
2.2. Преодоление кризиса…………………………………………….стр.16
2.3. Как проблемы Греции отразились на мировой экономике……стр.19
Заключение……………………………………………………………………стр.23
Библиография…………………………………………………………………стр.25

Работа состоит из  1 файл

Иследовательская греция.docx

— 127.90 Кб (Скачать документ)
 

В таблице ниже приводятся основные даты, когда, по прогнозам  исследователей, страны G7 могут обогнать страны E7. Как можно заметить, это  всегда происходит позже в случае оценок, основанных на рыночных обменных курсах, и раньше, в случае прогнозов, составленных на основании ППС. Однако даже в случае взятия за основу РОК, процесс прихода на смену старого  мирового порядка нового в течение  следующих четырех десятилетий  неизбежен. Несмотря на то, что точные даты такого перераспределения сил  будут зависеть от многих факторов, и многие быстроразвивающиеся страны, возможно, так и не реализуют свой потенциал роста, в целом, такая  модель развития является вполне обоснованной при условии отсутствия политических или экологических потрясений, которые  постоянно сдвигают мир с текущей  траектории экономического развития.  
По прогнозам, наиболее существенный рост доли в мировом ВВП будет приходиться на Индию, а не на Китай. В 2009 году доля Индии в мировом ВВП, определяемом исходя из РОК, составляла лишь 2%. К 2050 году ее доля может вырасти примерно до 13%. Как следует из прогнозов, основанных на оценке ВВП исходя из ППС, Индия может обогнать Японию уже в 2011 году, а также США к 2050 году. Продвижение Индии в рейтинге ВВП, будет гораздо медленнее, если за основу будут взяты рыночные обменные курсы, так как в настоящее время уровень цен в стране намного ниже, чем в развитых странах большой семерки. Но даже с учетом определения ВВП исходя из РОК, Индия должна будет перегнать Японию к 2030 году, а к 2050 году почти догонит США.  
Из результатов анализа можно сделать вывод о том, что к 2050 году Австралия и Аргентина могут исчезнуть из списка стран большой двадцатки, а у Вьетнама и Нигерии, наоборот, есть потенциал в него войти. К 2050 году Индонезия может подняться с шестнадцатого места по размеру ВВП, которое она занимала в 2009 году, на восьмое место, обогнав в течение следующих 40 лет не только Италию (как показано в таблице), но и Францию, Великобританию и Германию. Исходя из параметров, используемых в прогнозе, можно сделать вывод о том, что в 2050 году Великобритания с трудом удержится в списке 10 крупнейших экономик, заняв девятое место по ВВП, определенном исходя их рыночных обменных курсов, и десятое место при взятии за основу ВВП, определенного исходя из ППС.

Таблица. Развитие мировой  экономики до 2050 года

Претенденты

Предположительные даты перераспределения сил на основании  оценки ВВП по ППС

Предположительные даты перераспределения сил на основании  оценки ВВП по РОК

E7 вместо G7

2017

2032

Китай вместо США

2018

2032

Индия вместо Японии

2011

2028

Россия вместо Германии

2014

2042

Бразилия вместо Великобритании

2013

2023

Мексика вместо Франции

2028

2046

Индонезия вместо Италии

2030

2039

Турция вместо Канады

2020

2035


Источник: PwC

Источник - www.ereport.ru

  1. Кризис еврозоны

2.1 Причины кризиса

Прежде всего, кризис еврозоны – это следствие противоречия, порожденного тем, что в рамках Европейского союза осуществляется единая наднациональная  валютная политика, в то время как  экономический союз строится на координации  национальных экономических политик  стран-членов ЕС. При этом единая денежно-кредитная  политика осуществляется без учета  различий в уровне развития и структуре  хозяйств стран, входящих в союз. В  результате повышение конкурентоспособности  так называемых проблемных стран  Южной Европы (таковыми в ЕС считают, прежде всего, Грецию, Португалию и  Испанию) за счет девальвации невозможно из-за правил, существующих в зоне евро.

Другая особенность  кризиса в зоне евро - его связь  с накоплением огромных долговых обязательств. Они стали результатом  значительного (а порою и безудержного) роста заимствований. Долгое время  практиковалось в широких масштабах  практически на всех уровнях: домашние хозяйства приобрели вкус к ипотечному и потребительскому кредитованию, банки  охотно прибегали к пополнению своих  активов за счет внешних источников, а государства все более безответственно  относились к соблюдению бюджетной  дисциплины.

Большинство государств не соблюдали так называемые Маастрихтские  критерии, согласно которым отрицательное  сальдо по бюджету не должно было составлять более 3 процентов ВВП, а величина госдолга - не превышать 60 процентов. Фактически же дефицит госбюджетов по зоне в  среднем вырос с 0,6 процента в 2007 году до 6,3 процента в 2009 году. А в  Португалии, Испании, Греции и Ирландии этот показатель был еще выше. Сыграли  свою роль и антикризисные меры правительств, принятые в ответ на мировой финансовый кризис. Они привели к существенному  росту госрасходов. Причем произошло  это в условиях, когда налоговые  поступления не увеличивались или  вообще сокращались.

Наконец, имеет место  и кризис доверия к проблемным странам. Огромными объемами гособлигаций этих стран (около 2 триллионов евро) владеют  банки, прежде всего Франции и  Германии, что усиливает их риски. В этой связи было высказано предположение, что критическим является даже не столько уровень задолженности, сколько вопрос доверия инвесторов к устойчивости экономик соответствующих  стран, эффективности их правительств.

Смогут ли проблемные страны реализовать антикризисные  меры? Большинство участников обсуждения ответили на этот вопрос положительно. Однако некоторые эксперты высказали  сомнение по поводу самого слабого  звена в группе проблемных стран - Греции.

Ее долги составили  почти 300 миллиардов евро (свыше 100 процентов  греческого ВВП), из которых 53 миллиарда  требовалось выплатить в 2010 году. Без внешней помощи страна оказалась  бы в дефолте. Греция отличается от других проблемных государств еврозоны также почти полным отсутствием  конкурентоспособных производств.

С точки зрения определения  и выполнения адекватных антикризисных  мер в группе проблемных стран  наилучшее положение у Ирландии. В Италии и Испании также можно  констатировать настрой на достаточно радикальные шаги. В случае Португалии положительную роль играет принцип "делать не хуже, чем соседи-испанцы". Наихудшее положение в Греции еще и потому, что необходимые  структурные реформы пошли бы вразрез с политикой, которую  на протяжении многих лет проводили  сменявшие друг друга правительства.

Эксперты также  констатировали, что ситуация в Греции не благоприятствует поддержке антикризисных  усилий международными институтами  и зарубежными странами. Внешняя  поддержка обусловлена готовностью  страны к принятию и реализации радикальных  экономических решений, а состояние  политической системы Греции вряд ли отвечает данной задаче. В частности, снижение трудовых издержек чревато  серьезным ростом социальной напряженности  и угрозой политической турбулентности.

Существуют не только страновые проблемы, но и угроза "эффекта домино" - последовательного  обрушения финансовых и иных рынков одних стран под влиянием кризиса  на рынках других, подчеркнули эксперты. Такой угрозе способствуют напряженность  государственных финансов, быстрый  рост госдолга стран зоны евро.

Однако, как полагают участники дискуссии, предпринимаемых  Евросоюзом антикризисных мер окажется достаточно для купирования кризиса  в малых странах с тяжелой  ситуацией. Сначала была выделена помощь непосредственно Греции в обмен  на принятие ею программы сокращения бюджетного дефицита. С выявлением схожих проблем у других стран  зоны было объявлено о новом пакете мер на 750 миллиардов евро. Они включили создание Чрезвычайного фонда европейской  финансовой стабилизации в размере 60 миллиардов евро и специальной  структуры, способной привлечь до 440 миллиардов путем выпуска облигаций  под гарантии стран зоны евро. О  поддержке в размере 250 миллиардов евро объявил МВФ - это программа  займов и кредитов для стран зоны евро, в том числе на двусторонней основе (МВФ-страна).

Было обращено внимание и на то, что экономики Греции, Португалии, Ирландии, а также не находящейся в зоне евро Румынии, положение которой резко ухудшается, не составляют критически важной для  ЕС массы. Самую большую гипотетическую опасность могла бы представлять ситуация в Италии, где госдолг  достигает 1,8 триллиона долларов, или 116 процентов национального ВВП. Однако Италия (впрочем, как и Бельгия) живет с таким долгом многие годы.

Не драматизируя ситуацию, эксперты считают, что кризис в зоне евро не пройдет бесследно. Динамика ВВП в ЕС окажется ниже, чем в США. Учитывая взаимозависимость  ЕС и других мировых центров экономической  мощи, произойдет общее замедление темпов выхода из глобального финансово-экономического кризиса. Более того, понижение курса  евро может и не оказать стимулирующего воздействия на экономический рост в ЕС - если оно будет сведено  на нет из-за необходимости жесткой  экономии госрасходов и сокращения доступа предприятий к кредитам.

2.2. Преодоление  кризиса еврозоны

Министры иностранных  дел 11 стран-членов ЕС в течение этого  полугода обсуждали пути выхода из кризиса, возникшего в еврозоне.

«Кризис зоны евро позади нас», - сказал французский лидер. Как напомнил Олланд, ЕС оказал целевую помощь всем проблемным странам валютного союза, оказавшимся в наиболее затруднительном положении. «Греции мы, наконец, предоставили финансирование, которого она ожидала. Испании мы помогли спасти банковский сектор. Со стороны Италии, хотя там сейчас имеется некоторая политическая неопределенность, я уверен, также последуют уместные действия», - цитирует ИТАР-ТАСС его слова.

Таким образом, подытожил  президент, преодоление кризиса  еврозоны технически «это уже сделанное  дело». «Полгода назад я взял на себя обязательство урегулировать проблемы, - добавил Олланд. - Теперь же необходимо вывести экономику из кризисного состояния, то есть, привнести экономический  рост, новые рабочие места, вернуть  уверенность в будущем молодежи».

                                                                         

Правительство Греции получило транш на 34 млрд евро в рамках помощи от Евросоюза и МВФ. Теперь Афины  имеют достаточно средств, чтобы  выполнить свои финансовые обязательства, в том числе и по обслуживанию внешнего долга.

Между тем ситуация на соседнем Кипре, экономика которого сильно пострадала из-за греческих проблем, остается неопределенной. Островное государство, также запросившее  финансовую помощь, получит ее не ранее  конца марта — начала апреля. Об этом сообщают дипломатические источники  в Еврокомиссии. Притом стране грозит дефолт, если в ближайшее время  не будет обеспечено финансирование хотя бы части расходов. Об этом заявил накануне секретарь минфина Кипра Христос Пацалидис. Речь идет о сумме 200–300 млн евро на обслуживание текущих долгов, но выделит ли их кто-нибудь, пока неясно.

Новость подготовлена по материалам информационных выпусков телеканала«Эксперт-ТВ».

По данным журнала РИА Новости , дальнейшее списание долга на 50% от номинала позволит снизить его до 70% ВВП к 2020 году вместо прогнозируемых 144% ВВП. Греции уже позволили в текущем году списать примерно 100 миллиардов евро долга перед частными кредиторами. Однако это не помогло остановить рост долга по отношению к стремительно сокращающейся экономике. В настоящее время львиная доля 300-миллиардного долга Греции находится на руках стран еврозоны, ЕЦБ и МВФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. как проблемы Греции отразились на экономике

Ситуация в Европе в  настоящее время представляет собой  весомую «головную боль» для  экономистов, финансистов, а также  инвесторов по всему миру. Проблемы еврозоны распространились от нескольких стран не только внутри этого союза, но и далеко за его пределами, затронув такие крупнейшие экономики, как США и

Китай и прочие.

 

Греция в 2000-е годы активно  пользовалась преимуществами еврозоны в виде дешевых кредитов и показывала динамичный рост. Однако кризис 2008 года существенно усложнил привлечение  средств, в результате чего накопленные  структурные дисбалансы начали проявлять  себя. Для Греции кризис оказался болезненным  еще и потому, что значительную часть дохода страна генерирует за счет туризма, который весьма чувствителен к экономической обстановке.

 
Первым звонком для инвесторов послужило обращение Греции за помощью  в МВФ и Евросоюз в апреле 2010 года. Первоначально говорилось о  кредите на 45 млрд евро, однако уже  в мае 2010 года объем займа вырос  до 110 млрд евро. Евросоюз, ЕЦБ и МВФ, получившие название «Тройка», взамен потребовали от Греции жестких мер  по снижению бюджетного дефицита, что  вызвало волну протеста в греческом  обществе и соответственно, дискуссии  в Правительстве страны.

Между тем, масла в огонь  подлило рейтинговое агентство Standard&Poor’s, снизившее рейтинг облигаций  Греции до уровня ВВ+, что означает высокий  риск потерь для инвестора. Облигации  с таким рейтингом принято  называть «мусорными» («junk»).

Предоставление кредита  Греции «Тройкой» было неоднозначно воспринято инвесторами и экспертами. Проблема состояла в том, что выполнение требования по сокращению бюджетного дефицита, во-первых, сопровождалось бурными  протестами греков, а во-вторых, загоняло стагнирующую экономику страны в  еще большую яму. Тем не менее, кредит позволил на некоторое время  отложить «греческую проблему» и  стабилизировать ситуацию на фондовых рынках.

Следующий виток неприятностей  случился чуть менее чем через  полтора года — в октябре 2011. В  этот раз речь зашла о помощи в  размере 130 млрд евро. Помимо этого, в 2011 году уже было известно, что Греция не справляется с возложенными обязательствами  по сокращению бюджетного дефицита —  сокращение госрасходов сопровождается падением доходов бюджета. Однако и  в этот раз после долгих споров «Тройка» согласовала новый пакет  экономической помощи в обмен  на дополнительные меры пo наведению «финансовой дисциплины» в Греции. Сделка едва не сорвалась по вине самих греков. Премьер- министр страны Г. Папандреу решил вынести на всенародный референдум вопрос о принятии помощи, что вызвало бурную реакцию со стороны ведущих европейских держав, пригрозивших приостановкой очередного транша кредита, без которого Греция не смогла бы рассчитаться по своим долгам и вынуждена была бы покинуть еврозону. Давление возымело эффект, и греческий лидер отказался от планов референдума. После этого Папандреу решил сложить с себя полномочия премьер-министра и передать власть Л. Пападемосу, который должен был сформировать переходное правительство и провести необходимые экономические реформы.

Информация о работе Состояние мировой экономики