Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:15, курсовая работа
Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития.
Состояние
российского рынка
услуг
Особенности
развития сферы услуг
России
Российский
рынок услуг начал
Структура
и основные качественные параметры
российского рынка услуг
В то же время экономические реформы в Российской Федерации привели не только к активизации развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся – infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны, создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка.
Важное значение имеет дальнейшее совершенствование транспортных, телекоммуникационных, финансовых услуг, которые являются основой инфраструктуры всей экономики. Многие из секторов услуг (например, туристические, юридические, консультационные), не требуя больших капиталовложений, являются фактором социальной стабильности, обеспечивая создание рабочих мест в стране. Другие сектора, такие как строительство, не только создают рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга секторов промышленности. Важное социальное значение имеют такие сектора услуг, как здравоохранение, образование, социальное страхование, услуги по организации досуга. Ряд секторов услуг связаны с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями, например, компьютерные услуги, услуги космических запусков и т.д.
Важным фактором, влияющим на развитие российской сферы услуг, является характеристика трудовых ресурсов. В этом отношении третичный сектор экономики обладает неплохими потенциальными возможностями: сравнительно низкая стоимость рабочей силы, что особенно важно для трудоемких услуг; в целом высокий образовательный уровень рабочей силы; способность оперативно приспосабливаться к требованиям экономической среды, проявлять инициативу и творческий подход.
В
настоящий момент в России имеются
пробелы в отношении статистического
учета услуг как во внутреннем производстве,
так и во внешней торговле (особенно в
отношении географической структуры экспортных
и импортных потоков отраслей услуг). Есть
проблемы с классификацией услуг. Так,
тормозом развития практической деятельности
операторов рынка услуг является разнобой
в отнесении тех или иных видов услуг к
экспортно-импортным операциям. Имеется
необходимость и уже ведется работа по
составлению общероссийского классификатора
видов экономической деятельности по
товарам и услугам, адаптированного к
международной классификационной системе.
Формирование
законодательной
базы регулирования
сферы услуг
Экономическое
развитие секторов услуг сопровождалось
созданием соответствующей
Однако, динамика развития секторов услуг все еще неадекватно отражена в существующей законодательной системе. «Запаздывание» законодательства, регулирующего рыночные взаимодействия, в значительной степени является следствием того, что до 1991г. большинство секторов услуг было полной монополией государства. В частности, одной из причин, вызвавших российский банковский кризис в августе 1998г., был недостаток эффективных пруденциальных мер в банковской деятельности, из-за чего внутренняя финансовая система сильно зависела от ситуации на краткосрочном рынке иностранного капитала. В настоящее время процесс совершенствования законодательной базы и механизмов для выполнения законодательных норм идет в секторах связи, страхования, транспорта, здравоохранения, образования, туризма, в банковской сфере, в области аудиторских услуг и др.
Кроме того, формирование систем регулирования в некоторых секторах услуг зависит от окончательного установления регулирующих норм в определяющих общий экономический климат законодательных актах, таких как Земельный кодекс, закон о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, закон о валютном регулировании. В целях создания благоприятного экономического и инвестиционного климата в России реализуется комплекс мер по дебюрократизации экономики, который предусматривает упрощение регистрации предприятий, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности и сокращение числа проверок предприятий. Ведется работа по внедрению международных стандартов бухгалтерского учета и аудита.
Потребность
в дальнейшем формировании режима регулирования
сферы услуг, который обеспечит оптимальное
сочетание государственных контролирующих
мер и конкурентных условий для деятельности
отечественных и иностранных поставщиков
услуг, становится для России все более
явной в свете задачи присоединения к
ВТО.
Участие
иностранных поставщиков
в развитии отраслей
услуг России
В
отличие от рынка товаров, где
либерализация может стать
Очевидно, что если Россия станет развивать рынок услуг, опираясь исключительно на национальные ресурсы или с минимальным допуском иностранных поставщиков на свой рынок, то качественный уровень развития отраслей услуг в стране будет неизбежно отставать от международного уровня. Это негативно скажется на динамике экономического роста и не будет соответствовать интересам российских потребителей. В то же время, Россия заинтересована в создании благоприятных условий для выхода отечественных поставщиков на мировой рынок, что будет достигнуто в более полной мере в случае членства в ВТО.
Одновременно
с пониманием выгод от движения в
сторону либерализации
До 90-х гг. коммерческое присутствие иностранных поставщиков услуг допускалось только в форме представительств, без права осуществления коммерческих операций на территории нашей страны. Т.е., за исключением отдельных случаев, иностранные компании не могли оказывать услуги. В то же время, существовавший лимит на выезд отечественных граждан за границу наряду со строгой системой валютного контроля значительно ограничивали возможности потребления физическими лицами услуг за рубежом.
Открытие
российского рынка услуг
Очевидно, что чрезмерная защита
слабых национальных
Одновременно благодаря комбинации сравнительно низких цен, роста профессионализма и предприимчивости, российские производители, несмотря на наплыв в ряд секторов услуг мощных иностранных конкурентов после либерализации внешней торговли, смогли закрепиться на многих рынках, а после кризиса 1998г. даже расширить свое присутствие (розничная торговля, реклама, аудиторские, консультационные услуги, компьютерные услуги, туризм и др.).
Благодаря притоку иностранного капитала российский бизнес получает крайне необходимые для развития финансовые ресурсы и, что не менее важно, передовые технологии, эффективные методы реализации услуг и управления; приобщается к высокой культуре деловых отношений и обслуживания клиентов и т.д.
В целом в России созданы достаточно привлекательные условия для вложения иностранных инвестиций. Однако за последнее десятилетие поток прямых иностранных инвестиций в Россию оказался меньше, чем можно было бы ожидать. Так, в 2000 г. объем иностранных инвестиций составил 10,96 млрд. долл. США (из них 4,43 млрд. – прямые инвестиции), из них на услуги приходится около 50%. Общий эффект иностранных инвестиций с позиций интересов страны положителен: в результате ускорилось создание целого ряда новых услуг, произошла модернизация традиционных видов услуг.
В
целом объем внешней торговли
услугами России имеет тенденцию к росту:
в 1994г. экспорт услуг составлял 8 424 млн.
долл. и импорт – 15 141 млн. долл., в 2000г.,
соответственно, - 9 632 млн. долл. и 17 412 млн.
долл. При этом заметный спад объемов торговли
услугами пришелся на экономический кризис
в 1998г. в России (Таблица 1.)
Таблица 1. Динамика торговли услугами России за период 1994-2000гг., в млн. долл.
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Экспорт | 8424 | 10567 | 13281 | 14080 | 12371 | 9040 | 9632 |
Импорт | 15141 | 19970 | 18406 | 19829 | 16222 | 12829 | 17412 |