Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием.
Объектом исследований выступает действующее предприятие «Атриум Медиа Групп». Предмет изучения - организационная структура предприятия.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия........................................................................................................................6
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия……………………………………………………………………………….6
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки………………………………………………………………………………..10
1.3 Проблемы организационных структур и пути их решения………………...18
Глава 2. Анализ организационной структуры «Атриум Медиа Групп»…............................................................................................................................25
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………….25
2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………41
Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности дал следующие результаты.
Из основных структурообразующих документов, являющихся основой для постановки регулярного менеджмента на предприятии являются: штатное расписание, должностные инструкции и положения о подразделениях. Положение об организационной структуре в «Атриум Медиа Групп» отсутствует. Это не позволяет построить эффективную систему контроля за деятельностью аппарата управления на предприятии и создает большие трудности при выявлении дефектов организационной структуры управления. Также в положениях о подразделениях в «Атриум Медиа Групп» не определены цели деятельности для каждого подразделения, его вклад в общий результат деятельности компании, показатели эффективности деятельности, характерные именно для данного подразделения, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями компании.
«Атриум Медиа Групп» является целостным объектом управления. Направления деятельности данного предприятия не только не являются взаимоисключающими, а являются соответствующими и даже неразрывными друг с другом. Каждое направление реализует не одно, а несколько линейных подразделений организации, поэтому связь между ними взаимообусловленная. Они также взаимосвязаны с функциональными подразделениями организации.
Практика построения дерева целей с адекватной системой показателей в «Атриум Медиа Групп» отсутствует. Определена только главная цель предприятия как системы. В связи с этим работа структурных подразделений организации недостаточно эффективно скоординирована.
Существующая организационная структура «Атриум Медиа Групп» включает наиболее актуальные направления основной деятельности, однако слабо отвечает тенденциям развития рекламного бизнеса из-за недостаточной ее гибкости. В связи со слабостью горизонтальных связей данная структура не может оперативно реагировать на структурные изменения спроса, способствовать разработке новых видов продукции или услуг, открытию новых сегментов рынка, внедрению новейших технологий рекламной деятельности. Ее механизм управления недостаточно эффективно регламентирует взаимодействие структурных подразделений предприятия и их целенаправленное развитие, не обеспечивает реализацию некоторых целевых установок, а также имеет необоснованно высокие затраты на достижение стратегических целей предприятия.
Анализ степени рациональности распределения задач, прав и ответственности между структурными подразделениями «Атриум Медиа Групп» выявил несоответствие функций управления, обусловленных целями предприятия и фактически выполняемых функций; наличие нереализуемых функций; дублирование функций двумя или тремя службами; принятие решений на необоснованно высоком уровне, что снижает их оперативность и отвлекает руководство от стратегических задач.
В «Атриум Медиа Групп» отсутствует департамент стратегии, результатом работы которого являлась бы корпоративная стратегия компании, обеспечивающая долгосрочную эффективность предприятия.
Организационная структура «Атриум Медиа Групп» является высоко централизованной, имеющей слабые горизонтальные связи. Работоспособность организационной структуры управления является явно недостаточной в современных условиях, характеризующихся высокой нестабильностью внешней среды и изменением вкусов, требований и предпочтений потребителей.
Эффективность управления в «Атриум Медиа Групп» снизилась. Об этом свидетельствует снижение прибыльности персонала управленческой деятельности, увеличение затрат на содержание одного работника аппарата управления, а также увеличение себестоимости и коммерческих расходов в деятельности предприятия.
На основе результатов анализа выделены основные недостатки организационной структуры управления «Атриум Медиа Групп»:
отсутствие департамента стратегии, занимающегося стратегическим планированием развития предприятия;
слабость горизонтальных связей, обусловленная существующим механизмом управления, который недостаточно эффективно регламентирует взаимодействие структурных подразделений предприятия и их целенаправленное развитие, не обеспечивает реализацию некоторых целевых установок и, как следствие, слабая приспособляемость организации к изменяющимся условиям;
неравномерное распределение нагрузки по управлению организацией на руководителей различных уровней;
несоответствие функций управления, обусловленных целями предприятия и фактически выполняемых функций, дублирование функций, наличие нереализуемых функций.
Перечисленные недостатки сказываются на работоспособности организационной структуры управления «Атриум Медиа Групп», надежность которой, является недостаточной в современных условиях, характеризующихся высокой нестабильностью внешней среды и изменением вкусов, требований и предпочтений потребителей. Поэтому организационная структура управления «Атриум Медиа Групп» требует совершенствования.
В работе представлен проект мероприятий по совершенствованию организационной структуры. Основное содержание проекта заключается в следующем:
Построение адаптивной проектно-матричной организационной структуры управления.
Введение в штат трех новых должностей.
Создание департамента стратегии, который будет заниматься стратегическим планированием.
Введение в штат организации должности директора отдела по управлению персоналом. Разработка Положения об организационной структуре управления. Реализация данных мероприятий будет способствовать достижению стратегических целей предприятия.
Практическую значимость имеет разработанная в проекте адаптивная проектно-матричная организационная структура и Положение об организационной структуре управления предприятием.
В результате реализации мероприятий по совершенствованию оргструктуры ожидается рост чистой прибыли предприятия, рентабельности от основной деятельности, производительности труда, что подтверждает значительную экономическую выгоду от проекта для предприятия. Социальная эффективность проекта обусловлена увеличением числа занятых в организации, ростом средней заработной платы, ростом значимости каждого работника, привлечение его к процессу выявления и решения проблем организации, планированием его профессионального развития, обучению и повышению его квалификации.
Высокий уровень социальной и экономической эффективности проекта совершенствования организационной структуры управления, соответствие ее стратегическим целям компании, обуславливает целесообразность внедрения ее в «Атриум Медиа Групп», что подтверждают результаты опроса руководителей в данной компании.
Список используемой литературы
1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник / В.А. Абчук - СПб: Союз, 2008. - 463с.
2. Аммельбург Г. Предприятие будущего: структура, методы и стили руководства / Г. Аммельбург; Пер. с нем. В.А. Чекмарева. - М.: Международные отношения, 2007. - 416с.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф; пер. с англ.С. Жильцова; под ред. Ю.Н. Каптуревского. М. и др. Питер, 2008.414с.
4. Андреева Е.Л. Организационные структуры фирмы в условиях глобализации: Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. экон. ун-та, 2010. - 242с.
5. Антикризисное управление предприятиями: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Ряховской. - 2-е изд., доп. - М.: ИПКгосслужбы, 2009.
6. Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб: Питер, 2008. - 411с.
7. Волкова К.А. и др. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: ОАО "Издательство "Экономика", НОРМА, 2006. - 526с.
8. Вершигора Е.Е. Менеджмент. Учебное пособие для сред. спец. учебных заведений экономического профиля / Е.Е. Вершигора. - М.: Инфра-М, 2008. - 256с.
9. Владимирова И.Г. Компании будущего: организационный аспект. - М.: Инфра-М, 2009. - 87с.
10. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению: Учебное пособие для эк. Спец. вузов / Л.Д. Гительман - М.: Дело, 2009. - 496с.
11. Дитрих Я. Проектирование и конструирование организации: Системный подход. - М., 2010.
12. Зайцева О.А. и др. Основы менеджмента: Учебно-практическое пособие для вузов / О.А. Зайцева, А.А. Радугин, К.А. Радугин, Рогачева Н. И.; Под ред.А. А. Радугина. - М.: Центр, 2007. - 432с.: ил.
13. Иванова Н.Н., Мозгов Н.Н., Герасимов Б.И. Экономический анализ организационных структур промышленного предприятия: Монография / Под науч. ред. Б.И. Герасимова. Тамбов: Издательство Тамбовского гос. техн. ун-та, 2010. - 120с.
14. Коленсо М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен: Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 2008. - XIV, 175с.
15. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2010. - 360с.
16. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний: Справочное пособие / Под ред. И. И. Мазура. - М.: Высшая школа, 2009.Конец формы
40
Информация о работе Совершенствование организационной структуру управления предприятием