Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:15, реферат
В условиях рыночной экономики основанной на многообразии форм собственности, главной целью всех преобразований является совершенствование управления. Новые экономические отношения в муниципальных образованиях – объективная реальность, требующая нового управления сообществом, социальными явлениями и процессами, происходящими в нем. Непрерывный процесс усложнения всех сторон жизнедеятельности муниципального образования, всех его сфер, требует постоянного совершенствования форм и методов муниципального управления.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
участника курсов повышения квалификации
государственных гражданских и муниципальных служащих,
состоящих в резерве управленческих кадров Ростовской области
на тему:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОДСКОЙ ОКРУГ БАТАЙСК»)
ВЫПОЛНИЛ:
Коротнов Федр Федорович
_________________________
Ростов-на-Дону
2012
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики основанной на многообразии форм собственности, главной целью всех преобразований является совершенствование управления. Новые экономические отношения в муниципальных образованиях – объективная реальность, требующая нового управления сообществом, социальными явлениями и процессами, происходящими в нем. Непрерывный процесс усложнения всех сторон жизнедеятельности муниципального образования, всех его сфер, требует постоянного совершенствования форм и методов муниципального управления. На муниципальные органы, наиболее тесно связанные с населением, здесь возложена ответственность за решение практически всех проблем локального характера: жилищно-коммунального хозяйства, развития социальной сферы, экологии, сферы услуг и т.д. Для успешного выполнения этих задач за местными органами власти закрепляется определенный объем финансовых ресурсов. В Российской Федерации система местного самоуправления находится пока в стадии становления. Поэтому проблемы финансового обеспечения деятельности муниципальных органов власти ощущаются сегодня особенно остро. Местные финансовые ресурсы крайне истощены. Бюджетное законодательство, не смотря на все попытки его совершенствования, до сих пор не содержит действенного механизма борьбы с бюджетным дефицитом на муниципальном уровне. Собственные доходы местных бюджетов ничтожно малы. Основной объем средств на места поступает в виде регулирующих источников из бюджетов вышестоящего уровня. Между тем действенного универсального механизма межбюджетных отношений на уровне субъектов Федерации пока не создано. Все это вынуждает органы местного самоуправления искать дополнительные источники поступлений в местную казну.
Таким образом, особую актуальность сегодня приобретает анализ механизма управления финансовой сферой территории, определение перспектив развития финансовой базы местного самоуправления на основе совершенствования бюджетно-налогового механизма в контексте управления по результатам.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основной составной частью муниципальных финансовых ресурсов являются местные бюджеты. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Местные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие муниципальных образований, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных им территориях. Однако, на практике муниципалитеты не имеют возможности в полной мере использовать свое право на установление местных налогов и сборов. Большая часть муниципальных образований является дефицитной, то есть не получает собственных доходов даже в объеме минимальных нормативов бюджетной обеспеченности.
Городской округ «Батайск» входит в Ростовскую агломерацию и является частью наиболее урбанизированного и плотно заселенного ядра Ростовской области. Бюджет городского округа «Батайск» является одним из главных инструментов городского развития и «конечной инстанцией», или формой реализации оперативных, тактических и стратегических намерений городской власти. За последние годы произошли значительные позитивные изменения в управлении бюджетом города, к которым можно отнести следующие: в три раза снижена недоимка по налоговым платежам; своевременно и в полном объеме исполняются расходные обязательства без просроченных долгов перед населением и бюджетополучателями; наращивается инвестиционная часть бюджета.
Вместе с тем отметим, что изменения бюджетного и налогового законодательства привели к сокращению перечня местных налогов: у городского округа «Батайск» их осталось только два - земельный налог и налог на имущество физических лиц. Кроме того, закреплены за муниципальными образованиями на постоянной основе налоги со специальными режимами - единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог. Однако эти виды налоговых платежей занимают в общем объеме доходов бюджета незначительную роль (местные налоги - порядка 15%, закрепленные - около 15%).
Таким образом, по мнению автора, политика в развитии финансово-бюджетной сферы городского округа «Батайск» должна включать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и реформирование бюджетной системы, налогового механизма. В этой связи:
1. Бюджетная политика должна быть направлена на формирование сбалансированного муниципального бюджета, являющегося основным инструментом реализации финансовой и экономической политики органов местного самоуправления.
2. Необходимо достигать обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов бюджета на основе совершенствования налогового администрирования, оптимизации налоговых льгот на основе действующего законодательства, активизации деятельности по выявлению налогооблагаемой базы по налогам на имущество.
3. Необходимо внедрение паспортизации всех объектов налогообложения, воспитания у налогоплательщиков налоговой дисциплины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С сожалением приходится констатировать, что на сегодняшний день в России органы местного самоуправления являются бесправными во многих финансовых вопросах: они не располагают ни бюджетными, ни другими финансовыми средствами в минимально необходимом объеме для выполнения возложенных на них задач. Более того, продекларированный процесс укрепления местных финансов фактически не только не осуществляется, но и происходит обратное - заметное сокращение финансовых возможностей муниципальных образований, усиление их зависимости от перераспределяемых средств. Хроническая нехватка средств у муниципалитетов, вызванная обвальной передачей полномочий на местный уровень без адекватного финансового обеспечения, грозит полной потерей управляемости, если ситуация выйдет из-под контроля. В связи с этим на государственном уровне необходимо предпринять ряд срочных мер по стабилизации финансового положения местных органов власти.