Современная структура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:52, реферат

Описание

Понятие общественного производства является одним из всеобщих
определений общества, однако оно не тождественно понятию общест-
венной жизни. Процесс общественного производства людьми своей
жизни, включает в себя прежде всего материальное производство,

Содержание

План
Понятие общественного производства
Современная структура общественного производства
Производство и общество
Литература

Работа состоит из  1 файл

План1.docx

— 42.53 Кб (Скачать документ)

План

  1. Понятие общественного производства
  2. Современная структура общественного производства
  3. Производство и общество

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие общественного производства является одним из всеобщих

      определений  общества, однако оно не тождественно  понятию общест-

      венной  жизни.  Процесс  общественного  производства людьми своей

      жизни,  включает в себя прежде всего  материальное  производство,

      ибо   без  производства  и воспроизводства  материальных условий и

      средств  жизни невозможна сама жизнедеятельность  людей во всем ее

      многообразии.  Этим и обусловлена определенная,  конституирующая

      весь многообразный  процесс общественной жизни роль  материального

      производства. Однако признанием и разъяснением  данного принципи-

      ального  положения социально-философской   теории  марксизма  тема

      "производство  и общество" вовсе не исчерпывается.  Производство

      общественной  жизни включает в себя также  и духовное производство

      ("производство  сознания"),  производство людей,  как общественных

      индивидов  и производство "самой формы  общения"  (К.Маркс),  т.е.

      определенного  типа социальной связи людей.  Короче, в отличие от

      чисто экономического  толкования сущности производства, философс-

      кий   подход позволяет рассмотреть  последнее как производство об-

      щественной  жизни,  выражение органической  целостности человечес-

      кой деятельности.

         В составе историко-материалистического  учения об обществе ка-

      тегория   общественного производства дает  представление о целост-

      ности   самой  основы  общественной  жизнедеятельности,  фиксируя

      единство  и взаимодействие материального  и духовного начал (про-

      цессов) жизни  людей.  Фундамент этого единства  составляет  дея-

      тельность  людей по производству и воспроизводству  условий своего

      бытия,  а критерием общественной природы  (характера и формы) об-

      щественного   производства  выступает развитие  человека,  как об-

      щественного  существа.

         Маркс писал:  "Если  рассматривать   буржуазное общество в его

      целом, то  в качестве конечного результата  общественного процесса

      производства  всегда выступает само общество,  т.е. сам человек в

      его общественных  отношениях.  Все, что имеет  прочную форму, как,

      например, продукт и т.д., выступает в  этом движении лишь как мо-

      мент, как  мимолетный момент. Сам непосредственный  процесс произ-

      водства  выступает здесь только как  момент.  Условия и предметные

      воплощения  процесса производства сами в  одинаковой мере являются    моментами,  а в качестве субъектов выступают только индивиды, но

      индивиды  в их взаимоотношениях,  которые  они как  воспроизводят,

      так и  производят заново.  Здесь перед  нами их собственный посто-

      янный процесс  движения, в котором они обновляют  самих себя в та-

      кой же  мере, в которой они обновляют  создаваемый ими мир богатс-

      тва." /Маркс  К.,  Энгельс Ф.  Соч.  2-е изд.,  т.46, ч.2 с.222./

      Иначе   говоря,  производство  является  общественным прежде всего

      потому,  что его конечным продуктом  всегда  выступает  общество,

      или,  что  то же самое,  производство  человека, как общественного

      существа.  По отношению к этой цели  и результату все остальное  -

      будь  то  произведенный продукт,  условия  труда,  даже сам непос-

      редственный  процесс производства - оказываются   лишь  моментами,

      или   средствами и материальным условием  осуществления индивидами

      своего  общественного бытия,  "собственного  постоянного  процесса

      движения".  Этот вывод можно сформулировать  иначе: именно произ-

      водство  и воспроизводство индивидов  в их взаимоотношениях,  что,

      в  свою  очередь неотделимо от создания  людьми материальных и ду-

      ховных  условий своей жизнедеятельности,  и  составляет  основное

      содержание  производства,  если рассматривать  его применительно к

      обществу  в целом.

         Развивая это положение в плане  раскрытия структуры обществен-

      ного производства  и взаимодействия ее составных  частей,  необхо-

      димо отметить  следующие моменты.  Безусловно,  первым основанием

      общественного  характера производства  является  совместный  труд

      индивидов,  на  базе и в рамках которого  возникают и развиваются

      сознание  и коллективные формы человеческой (общественной)  связи

      и жизнедеятельности.  Как уже отмечалось, способ производства  ма-

      териальных  условий бытия людей  -  основополагающая  предпосылка

      развития  собственно человеческой (общественной) истории и самой

      способности  людей делать историю.  Она  остается таковой на любом

      этапе человеческой  истории. Но, наряду с этой предпосылкой, воз-

      никают, начинают  действовать и другие предпосылки,  не менее важ-

      ные, существенные. По мере того как человек  переходил от присво-

      ения готовых  продуктов к труду, происходило  формирование челове-

      ческого   сознания  и самих механизмов  сознательной деятельности.

      Производство  сознания включается непосредственно  в реальный про-

      цесс  производства  людьми  условий  и обстоятельств  своей жизни

      (впоследствии, в результате общественного разделения  труда появ-

      ляется собственно духовное производство).  Однако еще более важ-

      ной предпосылкой  была следующая:  производство  и воспроизводство

      условий  и средств материального существования  людей с самого на-

      чала было (объективно,  независимо от  степени   осознания  этого

      факта)  производством  самого человека,  способом формирования и

      развития  его общественных свойств,  качеств.  Вне существования и

      развития  производства  нельзя даже представить  себе возможность

      выделения  человека как самостоятельного  субъекта, активного дея-

      теля из  первоначально нерасчлененного  общественного целого.

         Общественное производство есть  динамичная система и  структу-

      ра.  В   ней то одна то другая стороны,  или факторы,  выходят на

      первый  план и становятся определяющими.  Труд,  средства  произ-

      водства,  знания (наука и опыт), также природные  и социальные ус-

      ловия в  их конкретно-историческом сочетании  характеризуют  внут-

      реннюю  структуру производительных сил  (материальных и духовных)

      на всех  этапах развития общественного  производства. Однако живое

      движение  этих сил в истории общественного  производства многооб-

      разно. Меняется  соотношение накопленного и живого  труда, которые

      могут превращаться  по отношению к друг други  из средства в цель;

      преобразуется  само отношение между трудом  и производством  вооб-

      ще.

         Из предыдущего изложения следует,  что недостаточно  признать

      определяющую  роль способа производства в  общественном развитии -

      необходимо  также осознать,  что сам человек  является основой об-

      щественного  производства.  Энгельсовское положение  о "производс-

      тве людей"  (в  предисловии  к  первому   изданию  "Происхождение

      семьи,  частной собственности и государства") рассматривает про-

      изводство  человека не только в плане  продолжения рода,  но  и   в

      плане   процесса формирования и развития  социальных качеств инди-

      вида, становления  и развития личности. И если  не упускать из ви-

      да,что человек  есть главная производительная  сила, то надо приз-

      нать следующее:  воспроизводство человека даже  в качестве эффек-

      тивного,  культурного и т.п. работника  имеет самое прямое отноше-

      ние к  историческим изменениям общественного  производства и прог-

      рессу общества.

         Исходя из сказанного, "тайна"  общественного производства зак-

      лючена  в "обработке людей людьми" (К.Маркс) ,  в том,  как  люди

      производят  друг-друга, в характере общественной  связи. Это отно-

     сится и к материальному и духовному производству. Ведь сознание,

      собственно,только  там  и возникает,  где индивид  оказывается вы-

      нужденным  смотреть на самого себя как  бы со стороны, как бы гла-

      зами других  людей,  где он должен соизмерять  свои индивидуальные

      действия  с действиями другого человека,  т.е. в рамках совместно

      осуществляемой  жизнедеятельности. Поэтому причины  того или иного

      характера  развития материальной и духовной  деятельности надо ис-

      кать в  реальной системе общественных  отношений.

         Итак, понятие общественного производства  занимает  в  системе

      категорий  исторического материализма особое  место.  Оно взбирает

      в себя  и становится кристаллизацией  (теоретическим образом)  та-

      ких отправных   идей социально-философской теории  марксизма,  как

      положение  о практическом характере общественной  жизни,  предмет-

      но-деятельной  природе человека, а также целостного  характера об-

      щественной  деятельности людей. В этом  плане понятие общественно-

      го производства  приобретает значение основополагающего  принципа,

      конституирующего  весь исторический процесс в  качестве определен-

      ной целостности,  где все моменты и факторы  находятся в диалекти-

      ческом  единстве.

.

 

 

Структура общественного  производства

 

         Структурирование общественного  производства  опирается на три

      пары диалектически  тождественных понятий:  процесс-продукт,  про-

      изводство-потребление,  результат-предпосылка, на основе  которых

      оно предстает  как "многократно расчлененная"  (К.Маркс)  катего-

      рия.

         Общественное производство как  механизм общественного развития

      является  диалектически  противоречивым  единством процесса и про-

      дукта. Процесс  производства "угасает в  продукте"  (К.Маркс),  а

      его продукт   вновь  возвращается  в  процесс  производства в виде

      предмета, средства, фактора. (См.: Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. 2-е

      изд., т.  23,  с.191).  Процесс производства  осуществляется ради

      продукта, а продукт производится для  возобновления и поддержания

      процесса  производства.  Целостность  процесса  и продукта произ-

      водства  есть целостность общественного  труда, в котором они сов-

      падают, ибо  продукт это овеществленный,  а процесс - живой труд.

      Овеществленный  труд - первая характеристика целостности   общест-

      венного  производства.

         Совпадение процесса и продукта  производства лежит в основе  и

      качественной  скачкообразности  общественного  развития,  выражаю-

      щейся в  смене общественно-экономических  формаций, и непрерывнос-

      ти его  количественных изменений и их  накопление.  Количественная

      непрерывность  производства выступает как   расширенной  воспроиз-

      водство,  т.е.  общественное производство  совпадает с расширенным

      воспроизводством. Неспособность общественной системы   обеспечить

      непрерывность  своего  производства  означает  конец ее развития и

      существования.  Непрерывность истории - это непрерывность   произ-

      водства,  которая не исключает, а предполагает  прерывность произ-

      водства  отживающих общественных систем,  на смену которым прихо-

      дят другие. Непрерывность общественного производства, его совпа-

      дение с  расширенным воспроизводством звучит  у Маркса так: "также

      как общество  не может перестать потреблять, так не может оно пе-

      рестать  производить.  Поэтому всякий  общественный процесс произ-

      водства,  рассматриваемый  в постоянной  связи и в непрерывном по-

      токе своего  возобновления,  является в   то  же  время  процессом

      воспроизводства". Непрерывность  расширенного  воспроизводства -

      вторая (количественная) характеристика целостности общественного

      производства.

         Целостность производства как  воспроизводства  выступает   сис-

Информация о работе Современная структура общества