Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:52, реферат
Понятие общественного производства является одним из всеобщих
определений общества, однако оно не тождественно понятию общест-
венной жизни. Процесс общественного производства людьми своей
жизни, включает в себя прежде всего материальное производство,
План
Понятие общественного производства
Современная структура общественного производства
Производство и общество
Литература
План
Литература
Понятие общественного производства является одним из всеобщих
определений общества, однако оно не тождественно понятию общест-
венной жизни. Процесс общественного производства людьми своей
жизни, включает в себя прежде всего материальное производство,
ибо без производства и воспроизводства материальных условий и
средств
жизни невозможна сама
многообразии.
Этим и обусловлена
весь многообразный
процесс общественной жизни
производства.
Однако признанием и
ального
положения социально-
"производство и общество" вовсе не исчерпывается. Производство
общественной жизни включает в себя также и духовное производство
("производство сознания"), производство людей, как общественных
индивидов и производство "самой формы общения" (К.Маркс), т.е.
определенного типа социальной связи людей. Короче, в отличие от
чисто экономического
толкования сущности
кий подход позволяет рассмотреть последнее как производство об-
щественной жизни, выражение органической целостности человечес-
кой деятельности.
В составе историко-
тегория
общественного производства
ности самой основы общественной жизнедеятельности, фиксируя
единство
и взаимодействие
цессов) жизни людей. Фундамент этого единства составляет дея-
тельность
людей по производству и
бытия,
а критерием общественной
щественного производства выступает развитие человека, как об-
щественного существа.
Маркс писал: "Если рассматривать буржуазное общество в его
целом, то
в качестве конечного
производства
всегда выступает само
его общественных отношениях. Все, что имеет прочную форму, как,
например, продукт и т.д., выступает в этом движении лишь как мо-
мент, как мимолетный момент. Сам непосредственный процесс произ-
водства выступает здесь только как момент. Условия и предметные
воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются моментами, а в качестве субъектов выступают только индивиды, но
индивиды в их взаимоотношениях, которые они как воспроизводят,
так и производят заново. Здесь перед нами их собственный посто-
янный процесс движения, в котором они обновляют самих себя в та-
кой же мере, в которой они обновляют создаваемый ими мир богатс-
тва." /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.2 с.222./
Иначе говоря, производство является общественным прежде всего
потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество,
или, что то же самое, производство человека, как общественного
существа. По отношению к этой цели и результату все остальное -
будь то произведенный продукт, условия труда, даже сам непос-
редственный процесс производства - оказываются лишь моментами,
или
средствами и материальным
своего общественного бытия, "собственного постоянного процесса
движения".
Этот вывод можно
водство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что,
в свою
очередь неотделимо от
ховных
условий своей
содержание производства, если рассматривать его применительно к
обществу в целом.
Развивая это положение в
ного производства и взаимодействия ее составных частей, необхо-
димо отметить следующие моменты. Безусловно, первым основанием
общественного характера производства является совместный труд
индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются
сознание
и коллективные формы
и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способ производства ма-
териальных условий бытия людей - основополагающая предпосылка
развития собственно человеческой (общественной) истории и самой
способности людей делать историю. Она остается таковой на любом
этапе человеческой истории. Но, наряду с этой предпосылкой, воз-
никают, начинают
действовать и другие
ные, существенные. По мере того как человек переходил от присво-
ения готовых
продуктов к труду,
ческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности.
Производство
сознания включается
цесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни
(впоследствии,
в результате общественного
ляется собственно духовное производство). Однако еще более важ-
ной предпосылкой была следующая: производство и воспроизводство
условий
и средств материального
чала было (объективно, независимо от степени осознания этого
факта)
производством самого
развития его общественных свойств, качеств. Вне существования и
развития производства нельзя даже представить себе возможность
выделения человека как самостоятельного субъекта, активного дея-
теля из первоначально нерасчлененного общественного целого.
Общественное производство
ра. В
ней то одна то другая стороны,
первый
план и становятся
водства, знания (наука и опыт), также природные и социальные ус-
ловия в
их конкретно-историческом
реннюю
структуру производительных
на всех этапах развития общественного производства. Однако живое
движение
этих сил в истории
разно. Меняется
соотношение накопленного и
могут превращаться по отношению к друг други из средства в цель;
преобразуется само отношение между трудом и производством вооб-
ще.
Из предыдущего изложения
определяющую роль способа производства в общественном развитии -
необходимо также осознать, что сам человек является основой об-
щественного производства. Энгельсовское положение о "производс-
тве людей" (в предисловии к первому изданию "Происхождение
семьи,
частной собственности и
изводство человека не только в плане продолжения рода, но и в
плане
процесса формирования и
вида, становления и развития личности. И если не упускать из ви-
да,что человек есть главная производительная сила, то надо приз-
нать следующее: воспроизводство человека даже в качестве эффек-
тивного, культурного и т.п. работника имеет самое прямое отноше-
ние к
историческим изменениям
рессу общества.
Исходя из сказанного, "тайна"
общественного производства
лючена в "обработке людей людьми" (К.Маркс) , в том, как люди
производят
друг-друга, в характере
сится и к материальному и духовному производству. Ведь сознание,
собственно,только там и возникает, где индивид оказывается вы-
нужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы гла-
зами других людей, где он должен соизмерять свои индивидуальные
действия
с действиями другого человека,
осуществляемой
жизнедеятельности. Поэтому
характера
развития материальной и
кать в реальной системе общественных отношений.
Итак, понятие общественного
категорий
исторического материализма
в себя и становится кристаллизацией (теоретическим образом) та-
ких отправных
идей социально-философской
положение
о практическом характере
но-деятельной природе человека, а также целостного характера об-
щественной деятельности людей. В этом плане понятие общественно-
го производства
приобретает значение
конституирующего весь исторический процесс в качестве определен-
ной целостности, где все моменты и факторы находятся в диалекти-
ческом единстве.
.
Структура общественного производства
Структурирование
пары диалектически тождественных понятий: процесс-продукт, про-
изводство-потребление,
результат-предпосылка, на
оно предстает
как "многократно расчлененная"
рия.
Общественное производство как
механизм общественного
является диалектически противоречивым единством процесса и про-
дукта. Процесс производства "угасает в продукте" (К.Маркс), а
его продукт вновь возвращается в процесс производства в виде
предмета, средства, фактора. (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е
изд., т. 23, с.191). Процесс производства осуществляется ради
продукта, а продукт производится для возобновления и поддержания
процесса производства. Целостность процесса и продукта произ-
водства
есть целостность
падают, ибо продукт это овеществленный, а процесс - живой труд.
Овеществленный
труд - первая характеристика
венного производства.
Совпадение процесса и
качественной скачкообразности общественного развития, выражаю-
щейся в
смене общественно-
ти его количественных изменений и их накопление. Количественная
непрерывность производства выступает как расширенной воспроиз-
водство, т.е. общественное производство совпадает с расширенным
воспроизводством.
Неспособность общественной
непрерывность своего производства означает конец ее развития и
существования. Непрерывность истории - это непрерывность произ-
водства,
которая не исключает, а
водства
отживающих общественных
дят другие.
Непрерывность общественного
дение с
расширенным воспроизводством
как общество не может перестать потреблять, так не может оно пе-
рестать производить. Поэтому всякий общественный процесс произ-
водства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном по-
токе своего возобновления, является в то же время процессом
воспроизводства". Непрерывность расширенного воспроизводства -
вторая (количественная)
характеристика целостности
производства.
Целостность производства как воспроизводства выступает сис-