Современное оборудование отрасли информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:03, реферат

Описание

Современный уровень развития информационных технологий позволяет рассматривать их как системообразующую базовую отрасль экономики любой развитой страны и основу мировых экономических и политических связей. Мировая практика свидетельствует о том, что государство формирует политику развития и управления базовыми отраслями своей экономики. Политика развития фиксируется в обозначении приоритетов, формулировке концепций, составлении программ развития отрасли, а политика управления включает ряд инструментов экономического и административно-правового регулирования деятельности предприятий, обеспечивающих выполнение программ, соблюдение приоритетов, следование концепциям.

Работа состоит из  1 файл

Министерство Образования и Науки.docx

— 19.27 Кб (Скачать документ)

Министерство  Образования и Науки

ГБОУ РХ СПО

 

 

 

 

 

 

 

ВСР

Тема: «Современное оборудование отрасли информационных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

 

 

Современный уровень развития информационных технологий позволяет рассматривать их как  системообразующую базовую отрасль  экономики любой развитой страны и основу мировых экономических  и политических связей. Мировая практика свидетельствует о том, что государство  формирует политику развития и управления базовыми отраслями своей экономики. Политика развития фиксируется в  обозначении приоритетов, формулировке концепций, составлении программ развития отрасли, а политика управления включает ряд инструментов экономического и  административно-правового регулирования  деятельности предприятий, обеспечивающих выполнение программ, соблюдение приоритетов, следование концепциям.

Условиями формирования политики развития и управления отраслью является констатация существования  отрасли и создание единого координирующего  органа, призванного решать ее проблемы.

С этой точки  зрения в нашей стране в наименее благоприятных условиях оказалась  существующая де-факто отрасль промышленных информационных технологий. Не хочется  повторять прописные истины об истоках  и корнях стремительного прогресса IT-отрасли в мире и особенностях ее становления в нашей стране. Констатируем лишь, что фактически сложившаяся отрасль информационных технологий в нашей стране находится  под опекой нескольких нянек (в отличие  от, например, авиапромышленности или  судостроительной промышленности).

Профессиональные  общественные объединения в виде ассоциаций только начинают складываться и пытаются координировать действия и отстаивать интересы достаточно крупных  групп в виде поставщиков коробочного "железа" и "софта", услуг  системной интеграции, потребителей продуктов и услуг, на базе которых  создаются отдельные уровни автоматизации  и интегрированные информационно-управляющие  системы.

Наиболее  крупными структурами, представляющими  интересы государства в развитии информационных технологий, являются Министерство связи и информатизации в лице департамента информатизации, Министерство промышленности, науки  и технологий в лице департамента развития информационных технологий и  ресурсов и Российское Агентство  по Системам Управления (РАСУ). При этом изучение концепций и программ, развиваемых  и курируемых этими структурами, заставляет вспомнить анекдот о  том, что швейные машинки, производимые на передовом оружейном заводе, поразительно напоминают пулеметы. Не хочется, чтобы  упоминание об этом рассматривалось  как критика или укор тому оружейному заводу, который взял на себя дополнительное бремя забот за поставки швейных  машинок в отсутствие структур, ответственных  именно за швейное машиностроение. Просто в какой-то момент создание таких  структур превращается в объективную  необходимость, одновременно освобождая оружейный завод от непрофильных забот.

Применительно к промышленным информационным технологиям  это означает, что, не умаляя места  и роли информационных технологий в  системах телекоммуникаций, государственной  спецсвязи, бортовых систем управления и т.д., нельзя не видеть общих проблем  складывающейся "де-факто" новой  отрасли, которые должны решаться при  централизованной координации.

Это тем более  необходимо в связи с тем, что  технологическая особенность отрасли, характеризуется, с одной стороны, высокими темпами создания, внедрения  и обновления аппаратно-программных  платформ, и высокой степенью востребованности результатов внедрения и модернизации информационных технологий промышленностью, а с другой стороны отсутствием  стандартов, регламентирующих оценку качества базовых аппаратно-программных  платформ, заказных программных продуктов и их совместимости в комплексных системах автоматизации. Это требует, выражаясь языком самой отрасли, технологий реального времени для координации усилий отраслеобразующих общественных и государственных структур для "индустриализации" производственных отношений между поставщиками и заказчиками на рынке промышленных информационных технологий. Без этого многочисленные проблемы, носящие общеотраслевой характер, становятся непреодолимыми барьерами на пути внедрения современных CALS-технологий (ИПИ) и интегрированных систем управления на отдельных предприятиях.

Первой проблемой  является разработка технической политики в отрасли информационных технологий для нашей страны. То, что это  не утопическая задача и не откат  к временам зарегулированной экономики, говорят факты из недавнего прошлого: примерами дальновидных стратегических решений является ориентация на применение COTS технологий, развитие CALS-технологий в США.

Следующей проблемой  является создание условий для преимущественного  развития внутри страны применяемых  или планируемых к применению информационных технологий. В пользу реалистичности говорят ряд соображений  и фактов. С одной стороны, стоимостное  выражение доли программного обеспечения  в информационных технологиях может  доходить до 80%, а отечественное программирование сохраняет свои традиционно сильные  позиции на рынке высокотехнологичных  услуг. С другой стороны, производство аппаратных средств также вполне возможно сосредоточить на отечественных  предприятиях. В качестве примера  можно привести тот факт, что в  отрасли связи России, в значительной степени базирующейся на достижениях  современных информационных технологий, к 2010 году планируется увеличить  долю закупаемого отечественного оборудования до 60%-65%, т.е. увеличить в 2-3 раза по сравнению  с настоящим временем (Концепция  развития рынка телекоммуникационного  оборудования РФ на 2002-2010 годы, одобренная представителями Минсвязи РФ). При  этом потребуется предпринять ряд  скоординированных мер и правительством страны, и производителями, особенно с учетом вступления России в ВТО. Для обеспечения информационной безопасности страны Правительству  РФ потребуется принять ряд временных  протекционистских мер, направленных на защиту российских производителей оборудования. При этом в законодательство страны потребуется внести около 100 законов и принять около 400 подзаконных  актов. В свою очередь усилия самих  производителей должны быть направлены на повышение конкурентоспособности  отечественного оборудования за счет унификации и улучшения сервисного обслуживания. Для этого придется сокращать количество типов выпускаемого оборудования. Сейчас в России только на телефонные сети общего пользования  поставляется более 40 типов коммутирующего оборудования 28 производителей. Считается, что оптимальным было бы создание среди производителей оконечного оборудования на первом этапе 4-5 производственных холдингов, число которых в дальнейшем можно  было бы довести до 2-3. В случае воплощения в жизнь всех идей концепции и  инвестициях в развитие производства средств связи в объеме 3,2-3,3 млрд. долларов вырастет как доля российского  оборудования в закупках, так и  объемы его производства. Объем производства в России может достичь за 10 лет  по оборудованию электросвязи $24-26 млрд., а по оборудованию телевещания - $7-8 млрд. При этом будет создано около 100 тыс. рабочих мест в наукоемких отраслях.

Международный опыт также дает примеры самодостаточности  ресурсов крупных стран для производства базовых продуктов информационной отрасли, имеющих общегосударственную  значимость. Около двух десятков китайских  компаний и университетов начали разрабатывать продукт, который  по своим функциональным возможностям будет аналогичен платформе Windows 98 и позволит работать с Microsoft Office. Предполагается, что работы займут около года. Создание альтернативной офисной базовой операционной системы позволит покончить с монополией иностранного офисного программного обеспечения на китайском рынке.

Следующей задачей  является координация усилий и обобщение  опыта внедрения (и невнедрения) информационных технологий в промышленности. О внимании к продуктам информационных технологий для современных промышленных предприятий говорит тот факт, что около 400 представителей примерно двух сотен предприятий оборонно-промышленного комплекса собрала прошедшая 23 марта 2002 года конференция, посвященная анализу роли ИТ в эффективном управлении предприятиями. Ведущие оборонные предприятия в последние годы занимаются совершенствованием административного и производственного управления для повышения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке вооружений. Слагаемыми конкурентоспособности являются высокое качество продукции, клиентоориентированное сервисное обслуживание поставляемой продукции, оптимизация производственных издержек.

Зарубежные  заказчики уже привыкли получать эксплуатационную документацию в электронном  виде, требуют наличия четко отлаженной цепочки заказов и организации  поставок запчастей на основе электронных  каналов связи. В ближайшие несколько  лет продукцию машиностроения невозможно будет продать вне поддержки  ИПИ (CALS-технологий). Нынешние рыночные условия отечественной и мировой  экономики вынуждают искать новые  пути повышения качества и сокращения производственных издержек. В этом важную роль могут сыграть интегрированные  системы управления производственными  предприятиями.

В ряде отраслей уже есть опыт применения ИПИ (CALS-технологий). В частности, им обладают предприятия  судостроительной и авиационной  промышленности. В рамках Федеральной  программы развития гражданской  авиационной техники России на 2001-2015 годы разработана подпрограмма "CALS в авиастроении". В ней зафиксирован накопленный предприятиями этой отрасли опыт использования CALS. Однако массового перехода на новые технологические  рельсы пока не наблюдается. Возникает  немало проблем при интеграции современных  аппаратно-программных платформ промышленных информационных технологий с существующей на предприятиях производственной инфраструктурой. Для успешного использования  ИПИ (CALS-технологий) предприятия должны иметь новое современное машиностроительное оборудование, в частности станки с числовым программным управлением, или, по крайней мере, снабженные модернизированными системами ЧПУ. Их производство может  быть возобновлено на нескольких заводах  страны, однако требуется их реконструкция, и проблема запуска полномасштабного производства на этих предприятиях перерастает  внутризаводские рамки.

При внедрении  систем управления класса ERP на крупных  предприятиях возникают проблемы экономического, организационного и эксплуатационного  характера. Многие предприятия оборонно-промышленного  комплекса не в состоянии позволить  себе покупку и установку дорогостоящей  западной ERP-системы. Даже при условии  изыскания нужных средств нельзя полностью исключить наличия  недокументированных функций в  зарубежной системе, которые позволили  бы получать заинтересованным сторонним  организациям данные о производственной деятельности российских предприятий  или вмешиваться в эту деятельность. Успешному внедрению западных ERP-систем мешают невысокая квалификация не только персонала IT-служб российских предприятий, но и, в ряде случаев, персонала внедряющих эти системы организаций.

Запуск национального  проекта создания отраслевой ERP-системы (в частности, для машиностроительных предприятий) может решить эти, а  также ряд других проблем. В частности, внедрение в этом случае однородных систем на многих предприятиях значительно  облегчит и интеграцию их информационных потоков в единую федеральную  информационную систему, и упростит обслуживание и модернизацию интегрированных  информационных систем предприятий.

Положительные примеры из области отечественных  разработок программных продуктов  класса ERP- и MES-систем имеются.

Система "Фобос", которая в первоначальном варианте появилась во второй половине 1980-х  годов, рекомендована секцией "Техника  и вооружение сухопутных войск" Научно-технического совета при ФГУП "Рособоронэкспорт" предприятиям оборонной промышленности для применения на цеховом уровне интегрированной системы технологической подготовки, планирования и контроля производства в качестве инструмента, повышающего эффективность машиностроительного производства и отвечающего требованиям системы управления качеством по стандарту ISO-9000.

Приведенные факты и соображения указывают  на то, что существуют проблемы в  развитии промышленных информационных технологий, для решения которых  необходима организация межведомственной координации разработки и внедрения CALS-технологий (ИПИ), проведение межведомственных пилотных проектов. Это касается и  офисных систем, и систем индустриального  и военного применения.

При сохранении достаточно мощного влияния государства  в оборонно-промышленном комплексе  страны, в связи с реализацией  программы "Электронная Россия" государство неизбежно столкнется с необходимостью внедрения продуктов, относящихся к этим сегментам  рынка, на подконтрольных ему предприятиях и будет заинтересовано в гарантиях  их функциональности, обеспечении информационной безопасности. При этом будет инверсно реализовываться известная процедура  использования COTS-технологий в военной (государственной) сфере. И это тоже не будет российской особенностью. Ведь, например, модель SW-CMM (Capability Maturity Model for Software) модель зрелости процессов создания ПО, или эволюционная модель развития способности компании разрабатывать качественное программное обеспечение изначально развивалась как методика оценки поставщиков ПО военным ведомством США. Но к настоящему времени за рубежом она стала стандартом оценки любой компании-разработчика.

Настало время  государству от выжидательной политики в области промышленных информационных технологий перейти к активным созидательным  действиям, опираясь на опыт тех компаний и предприятий, которые за последние 10-15 лет зарекомендовали себя экспертами в области IT-технологий. Это явится основой решения вопросов по созданию собственной технологической базы промышленных информационных технологий, обеспечивающей производство внутри страны базовых аппаратных средств, внедрение  стандартов управления качеством программных  разработок, развитие системы подготовки кадров для IT-отрасли.


Информация о работе Современное оборудование отрасли информационных технологий