Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 01:36, реферат
Казахстан является страной, находящейся на стыке двух континентов и является стратегически важным регионом Центральной Азии. Как и само государство, экономика Казахстана претерпевала различные изменения, подъемы и падения. Входя в состав СССР, Казахстан являлся сырьевым придатком, который обеспечивал сырьем другие части государства. После обретения независимости, страна претерпевала серьезные трудности в социальном положении, экономике, инфраструктуре. Казахстан остался в абсолютной нищете, поэтому правительству пришлось принимать определенные меры по стабилизации ситуации. После этого последовал рост экономики, который ознаменовал собой подъем экономики страны на новый уровень. За последнее десятилетие экономика страны росла быстрыми темпами, по сравнению с другими странами бывшего СССР. В среднем рост ВВП составил около 9-10%, благодаря масштабному развитию нефтегазового сектора, экспорту природных ископаемых и благоприятному инвестиционному климату. На сегодня в обществе существует мнение, что экономика Казахстана успешно пережила кризис. Но, на мой взгляд, не все меры были применены для стабилизации экономики и поднятия ее на высший уровень. Экономика Казахстана за период своей независимости не смогла решить главных проблем, которые и тормозят ее динамичное развитие. В данной статье рассматриваются четыре основные проблемы экономики Казахстана и возможные пути решения данных проблем.
Димира Есимова
ФЭФ, 3 курс
Специальность
– Менеджмент
Современное
состояние экономики
Казахстан является страной, находящейся на стыке двух континентов и является стратегически важным регионом Центральной Азии. Как и само государство, экономика Казахстана претерпевала различные изменения, подъемы и падения. Входя в состав СССР, Казахстан являлся сырьевым придатком, который обеспечивал сырьем другие части государства. После обретения независимости, страна претерпевала серьезные трудности в социальном положении, экономике, инфраструктуре. Казахстан остался в абсолютной нищете, поэтому правительству пришлось принимать определенные меры по стабилизации ситуации. После этого последовал рост экономики, который ознаменовал собой подъем экономики страны на новый уровень. За последнее десятилетие экономика страны росла быстрыми темпами, по сравнению с другими странами бывшего СССР. В среднем рост ВВП составил около 9-10%, благодаря масштабному развитию нефтегазового сектора, экспорту природных ископаемых и благоприятному инвестиционному климату. На сегодня в обществе существует мнение, что экономика Казахстана успешно пережила кризис. Но, на мой взгляд, не все меры были применены для стабилизации экономики и поднятия ее на высший уровень. Экономика Казахстана за период своей независимости не смогла решить главных проблем, которые и тормозят ее динамичное развитие. В данной статье рассматриваются четыре основные проблемы экономики Казахстана и возможные пути решения данных проблем.
Первой и, на мой взгляд, самой главной проблемой является сырьевая направленность экономики Казахстана. Давайте проследим причины становления Казахстана сырьевым придатком России. Во-первых, структура старой советской экономики была изолирована от мирового рынка, претерпевала глубокие и серьезные деформации, большинство отраслей добывающей промышленности характеризовались низкой конкурентоспособностью и были полностью монополизированы, единственным владельцем которым было государство. СССР рассматривало Казахстан только как страну, богатую полезными ископаемыми и не стремилось создавать на казахской территории заводы и фабрики по переработке данного сырья. Казахстан входил в единый промышленный комплекс СССР. Так из Казахстана ежегодно вывозилось 31% нефтегазовой продукции, 46% продуктов черной промышленности, 22% цветной металлургии, 6% химической, 24% химической. (Анализ структурных сдвигов в экономике Казахстана, Есенев М.А., Транзитная экономика, стр 51-53) Казахстан был поделен на несколько крупных промышленных участков. Единственными производителями отдельных видов цветных металлов по прежнему остаются Жезказганский и Балхашский горнометаллургические комбинаты, Усть-Каменогорский титано-магниевый, Шымкентский свинцовый и Павлодарский алюминиевый заводы. Экономики Казахстана в основном состоит из крупных промышленных предприятий. К сожалению, малые предприятия, которые стимулируют конкуренцию и придают экономике страны гибкость, в Казахстане не получили должного развития. В сравнении с США, Германией и Японией, где удельный вес малых предприятий в производстве охватывает почти 70%, в нашей стране малые предприятия не получили всеобщего распространения.
Являясь одной из богатых стран мира по запасам полезных ископаемых, Казахстан имеет экономику, которая потенциально может быть поражена «ресурсным проклятием». Данный термин был введен Ричардом Аути и подразумевает собой то, что в странах, где преобладает нефтегазовый сектор, наблюдается экономический спад и снижение уровня жизни населения. Современный потенциал индустриального Казахстана до сих пор не может отойти от наследованной сырьевой политики бывшего СССР, поэтому в стране все еще сохраняется сырьевая направленность экономики. Этими историческими наследованиями объясняется вопрос, почему на данный момент уровень индустриализации, кластеризация и межхозяйственная кооперация остаются не развитыми. Как показывает экономический анализ, за последние 10 лет структура ВВП Казахстана не претерпела положительных сдвигов в плане перерабатывающих отраслей.
Интересно, что занятость в секторах значительно отличается от долей данных секторов в казахстанской экономике. По этому поводу была разработана модель «несообщающихся сосудов», которая утверждает, что экономика Казахстана состоит из двух слабо взаимодействующих частей: сырьевого сектора с 6% занятого в нем населения и несырьевого сектора с остальными 94% населения. Другими словами, экономика Казахстана – это сумма экономик взаимно несвязанный отраслей. Причиной данного суждения является отсутствие отечественных отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью и востребованную на внутреннем и внешнем рынках. Отсюда нужно сделать вывод, что при отсутствии связи между сырьевым и несырьевым секторами и дальнейшее увеличении сырьевого сектора в доли ВВП страны не является эффективным.
Для преодоления данной проблемы необходим новый подход, который будет активно проводиться государством. В научной практике выделяют два основных пути решения «ресурсного проклятья»: первый – это создание национальных фондов благосостояния, которые будут аккумулировать средства от продажи нефти и других ресурсов и затем распределять эти средства по стране, вкладывая при этом в индустриальный сектор экономики; второй – динамичное развитие политической и экономической инфраструктуры, в частности защиты прав собственности, развитие рынка, улучшение инвестиционного климата. Казахстан довольно успешно использует первый инструмент: указом Президента РК в 2000 году был создан Национальный Фонд. К сожалению, второй инструмент используется не на таком уровне, как первый инструмент. Одним из основных решений «ресурсного проклятья» является диверсификация экономики. Она позволит устранить чрезмерно высокую долю сырьевого сектора в структуре ВВП Казахстана. Конечно, диверсификация экономики – длительный и сложный процесс, который требует не менее 10-15 лет, но принимая четкие и последовательные меры, такие как вложение средств в инфраструктуру, человеческие ресурсы, науку, развитие финансового сектора. В 2003 году была принята Стратегия инновационно-индустриального развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Данная Стратегия представляет собой план на ближайшее время, главной целью которой является диверсификация, модернизация и индустриализация экономики. Немало работы было уже проделано и немалое количество денег было вложено в различные инновационные проекты, но говорить о значительном прогрессе еще очень рано. Существует много препятствий и проблем в осуществлении данного стратегического плана, таких как отсутствие компетентных органов, низкий спрос на инновации, большие риски и многое другое. На мой взгляд, несмотря на пессимистичные взгляды, хоть и Казахстану не удастся в кратчайшие сроки построить индустриальное государство, но все же не стоит дальше работать над диверсификацией
Второй проблемой экономики Казахстана стала проблема банковского сектора. Казахстан стал не первой страной, столкнувшейся с финансовым кризисом, в частности с кризисом банковского сектора. Как показывает опыт, что банковские кризисы отражают медленную адаптацию банков к макроэкономическим изменениям. Роль банковского сектора в экономике страны нельзя недооценивать. Банковский сектор Казахстана прошел через две волны кризиса. Первая случилась осенью 2007 года, когда случился удар по ипотечному кредитованию, и банки потеряли возможности для рефинансирования. Вторая волна ознаменовала собой крах нескольких крупнейших банков страны – БТА, Альянс и Темирбанк. Тогда государство взяло ситуацию под контроль, выкупив контрольные пакеты акций этих банков. Главным последствием финансового кризиса 2007-2008 годов является резкое ограничение допуска к сравнительно дешевому заграничному фондированию. Вследствие чего наблюдается резкое замедление темпов роста банков второго уровня. Главной причиной резкого ухудшения показателей банковской системы стало изменение качества кредитного портфеля путем сокращения доли стандартных кредитов и роста безнадежных. В период с 2008 по 2010 год доля стандартных кредитов снизилась до 30,6, причем доля безнадежный кредитов увеличилась на 25%. Как известно, данное ухудшение произошло в основном за счет БТА банка и Альянс банка. Доля безнадежных или сомнительных кредитов в портфеле этих банков составила около 76% и 73,8% соответственно. Данные банки и явились основными источниками колоссальных убытков банковского сектора. В этой ситуации дополнительная государственная поддержка и реструктуризация банков позитивно сказались на их ликвидности. Государство просто не могло не выкупить контрольные пакеты акций этих банков, потому что правительство действовало по принципу «too big to fail». Это означает, что БТА и Альянс банк являются слишком крупными банками, чтобы государство просто дало им обанкротиться. Государственная поддержка и гарантия сохранности вкладов с одной стороны помогли оказать влияние на сложившуюся ситуацию и избежать системного кризиса, но с другой стороны не решила самой проблемы. Ситуация не стабилизировалась и в 2009 году, когда продолжали расти долги и убытки банков. Для решения проблемы внешних долгов банков было принято решение о создании Фонда стрессовых активов, и в него из бюджета направлено 1 миллиард долларов США. Главной функцией этого Фонда является распределение рисков между банками, государством и инвесторами.
Наиболее злободневными являются вопросы функционирования банков второго уровня второго уровня в Казахстане с населением в 16 миллионов человек и с числом коммерческих банков 38. Такое большое количество банков второго уровня создает неудобную финансовую среду, ненормальную конкуренцию, стремление к высоким процентным ставкам, незаконным сделкам, отмыванию теневого капитала. Это все свидетельствует о том, что страна ежегодно лишается огромного количества ликвидных денег. Отсюда следует делать вывод, что государству необходимо проводить политику по сокращению количества банков и объединению большинства банков второго уровня до числа 10-12. Завершение реструктуризации трех крупных банков Казахстана позитивно отразилось на основных показателях банковской системы в период с 2010 по 2011 года, однако несмотря на это период стагнации экономики и банковского сектора Казахстана до сих пор остается наболевшей темой.
Для решения проблемы банковского сектора в стране необходимо принимать определенные меры. Во-первых, из-за несовершенного правового регулирования деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, эти самые организации могут заниматься отмыванием теневого капитала. Поэтому необходимо усилить работу по финансовому надзору по кредитным организациям и банкам, что поможет предотвратить новую волну финансового кризиса. Во-вторых, необходимо увеличить прозрачность структуры собственности, в частности ввести ограничения в части влияния акционеров на банки, а также ограничения по вмешательству банков в операционную деятельность других финансовых организаций, таких как накопительные пенсионные фонды и страховые организации. В-третьих, нужно улучшить кредитные портфели банков путем максимальной ликвидации безнадежных кредитов. В-четвертых, как говорилось ранее, правительству нужно всерьез рассмотреть проблему несовершенной конкуренции между банками ввиду их большого количества, что вызывает дисбаланс и диспропорции на рынке финансовых услуг.
В заключении хотелось бы отметить, что уязвимыми местами, сделавшими отечественную банковскую систему столь нестабильной, стали массовое привлечение средств с внешних рынков и накопление плохих долгов. Сегодняшние проблемы в банковской сфере стали следствием структурных проблем, сильной зависимости от иностранных инвесторов, слабого риск-менеджмента, слабой работой надзорных органов. Конечно, каждый кризис это не повод для отчаяния, а повод для поиска новых методов решения проблемы и развития. На мой взгляд, проведенные государством активные меры по стабилизации банковского сектор дали свои определенные результаты и при дальнейшей поддержке и стимуляции приведут к укреплению банков Казахстана.
Третьей, но не менее важной проблемой является нынешнее состояние агропромышленного комплекса, который страдает от нехватки квалифицированных кадров и профессионального оборудования. Сельскохозяйственная отрасль Казахстана является базовой в плане ее роли в структуре экономики страны. Эта отрасль в соответствии со Стратегией развития до 2020 годы выдвинута как одна из семи ключевых отраслей развития. Велика ее роль в увеличении добавленной стоимости конечных продуктов за счет сельскохозяйственной переработки. Если учесть, что в сельской местности проживает более 40% населения Казахстана, то можно сделать вывод, что развитие агропромышленного сектора страны просто жизненно необходимо как в экономическом, так и в социальном плане. Развитие сельского хозяйства гарантирует стране продовольственную безопасность, развитие инфраструктуры, сокращение безработицы. Но, конечно, нельзя не отметить, что и в агропромышленном комплексе существует масса нерешенных проблем, которые привлекли внимание правительства за последние годы.
Решающими факторами развития агропромышленного сектора являются механизация производства, концентрация производства, кооперацию различных субъектов хозяйствования, которая сочетается в рациональном продвижении продуктов «от поля до прилавка». В Казахстане проблема механизации производства остается наиболее острой. По некоторым данным обеспеченность к уровню 1990 года сократилась по тракторам почти в 3 раза, зерноуборочным комбайнам – 3,5 раза, кормоуборочным – в 4 раза. Значительная часть оборудования продолжает работать на полях и в хозяйствах, давно исчерпав амортизационный срок. На действующих предприятиях технологические процессы и оборудование морально устарели и отстали от передовых технологий. Из-за недостаточного уровня индустриализации в стране фермеры не в состоянии приобретать дорогостоящее иностранное оборудование. Поэтому сельское хозяйство Казахстана до сих пор находится на советском уровне развития.
Еще
одной проблемой сельского
Информация о работе Современное состояние экономики Казахстана: основные проблемы и пути решения