Современное состояние экономики Республики Казахстан

Автор работы: s************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы – является раскрыть сущность инфляции, ее теории, а также понятие и основные механизмы функционирования антиинфляционной политики, так как управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1 .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Сущность и виды инфляции…………………………………………………………….........5
Причины инфляции………………………………………………….........................................8

2.АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Особенности развития инфляции в Республики Казахстан……………...............................11
2.2 Антиинфляционная политика………………………………...…………................................16
3 .СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Последствия инфляционных процессов в Республики Казахстан……………………......19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...............................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

      В структуре ИПЦ лидером прироста цен по итогам января-июля т.г. остаются продовольственные товары, которые подорожали на 8,8% к декабрю 2008 года (по сравнению с 6,6% за аналогичный период прошлого года). Непродовольственные товары выросли в цене на 5,0% (4,3%). Рост цен на платные услуги в январе-июле 2009 года сохранился на уровне января-июля 2007 года и составил 5,2%. 

    Уровень инфляции и рост цен  на составляющие ИПЦ  в январе-июле 2009 г. в % к декабрю предыдущего года

      В июле 2008 года к предыдущему  месяцу инфляция составила 0,9%. Цены на продовольственные товары увеличились на 0,6%. Прирост цен на непродовольственные товары составил 1,2%, платные услуги – 1,0%. В июле текущего года к предыдущему месяцу сложился на уровне аналогичного периода прошлого года.

    Уровень инфляции в 2008-2009 годах, % к предыдущему месяцу

    

                                                           2008 год                                                                2009 год

    В среднегодовом выражении уровень  инфляции в январе-июле 2009 года к соответствующему периоду прошлого года составил 19,3% по сравнению с 8,1% в январе-июле 2008 года. 

    Среднегодовой уровень инфляции в 2008-2009 годах,

    % к соответствующему  периоду предыдущего  года

                                                                                                                                                                  2008 год                                                                         2009 год

    В региональном разрезе в январе-июле 2009 года к декабрю 2008 года наибольший уровень инфляции, превысивший среднереспубликанский показатель, сложился в Павлодарской (7,9%), Восточно-Казахстанской (7,7%), Западно-Казахстанской (7,5%), Акмолинской (7,3%), Северо-Казахстанской (7,0%) областях и городах Астана (7,4%) и Алматы (7,2%).  
 
 
 

    Уровень инфляции в разрезе  регионов

    в январе-июле 2008 года к декабрю 2007 года 

   ---- среднереспубликанский уровень  6,6% 

    Министерством экономики и бюджетного планирования был проведен анализ влияния роста цен на нефть на инфляцию.

    Сценарий  прогноза роста цен на нефть до 150 $/баррель в сочетании с ценоопределением на производные нефти зарубежом (зависимость экономики Казахстана от импорта топлива) позволяет сделать предположение, что возрастает влияние топливно-энергетического фактора инфляции.

    В целом динамика уровня инфляции с  начала текущего года говорит о том, что мы несколько превышаем запланированные  параметры.

    Для сдерживания инфляции Правительством в рамках антиинфляционной политики принимаются меры таможенно-тарифного регулирования. В текущем году введены таможенные пошлины на экспорт нефти, временно снижены таможенные пошлины на импорт ряда продовольственных товаров. Недавно принято решение ввести запрет на экспорт риса, зерна и нефтепродуктов.

    В существенной мере инфляцию способны сдержать государственная политика в области тарифного регулирования и антимонопольная политика, но здесь важно не перейти границы дозволенного и действовать по рыночным правилам, так как в противном случае возможно возникновение скрытой или подавленной инфляции, о которых мы говорили ранее. С другой стороны грамотная антимонопольная политика способствует росту конкуренции в экономической среде, и таким образом, оживления деловой активности и экономики в целом.

              

    2.2 Антиинфляционная политика 

    Антиинфляционная  политика включает в себя: уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов и искоренения  неуправляемой инфляций за счет повышения  компетенции органов управления; долгосрочную монетарную политику, предусматривающую регулирование спроса на деньги путем введения жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы; бюджетную политику, направленную на сокращение дефицита бюджета; защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий, включающую в себя регулирование сальдо платежного баланса и валютного курса.

    Антиинфляционная  тактика направлена не столько на устранение причин инфляции, сколько  на использование краткосрочных, но сильных мер воздействия, т. е. направленных на уменьшение текущего инфляционного давления и подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер.

    Основой антиинфляционных мер является ликвидация долгосрочного неравновесия денежного  рынка, а в конечном счете –  достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции и разрушение механизма ее реализации.

    При этом наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции.

    В качестве одного из методов борьбы с инфляцией – воздействие  на экономику при помощи инвестиции, используя логической основой обратную взаимозависимость инфляции с инвестициями, проявляющуюся следующим образом.

    При выборе объектов инвестиций потенциальный  инвестор склонен к ориентации на реальную процентную ставку, то есть номинальная  процентная ставка корректируется на уровень инфляции для отражения дохода, реально получаемого инвестором. Относительно высокий уровень инфляции побуждает потенциальных инвесторов спекулировать на краткосрочных операциях, и тем самым не стимулирует долгосрочные, что отражается на экономическом развитии страны. С другой стороны высокий уровень инфляции и экономическая непредсказуемость не способствует сберегательному процессу в экономике ввиду значительного обесценения сбережений, увеличивает потребление, способствуя еще большему росту цен.

    В Казахстане сложились все предпосылки  и основания для стимулирования инвестиционного процесса прямыми  методами, и именно путем создания и реализации проектов общегосударственного значения (например, строительство заводов по производству высокотехнологичной продукции) на основе государственно-частного партнерства с возможностью дальнейшей реализации акций таких компании населению. С момента обретения независимости, за время проведенных экономических реформ Казахстаном были достигнуты определенные экономические успехи, роль которых, на наш взгляд, несколько переоценена.

    Проведенный анализ сложившейся экономической ситуации в Казахстане позволяет сделать следующие основные выводы:

    1. Инфляция – явление социально-экономическое,  и присутствие ее в экономической жизни общества – естественный процесс. Снижение инфляции не должно стать самоцелью экономической политики, и обусловлено необходимостью нейтрализовать ее отрицательное воздействие на экономику, одновременно не вызвав понижение деловой активности, последствия чего могут быть негативнее, чем сама инфляция. Правильная постановка вопроса состоит в том, что инфляцию необходимо поддерживать на приемлемом уровне. Опыт зарубежных стран показывает, что оптимальным считается уровень от 2-3% до 10%.

    2. Основной риск роста инфляции в ближайшие месяцы с учетом ситуации на внешних рынках заключается в росте цен на продовольственные товары и на нефть.  В этой связи, для удержания сдерживания топливного фактора, влияющего на уровень инфляции в запланированных параметрах, кроме уже реализованных мер, предлагается максимальная загрузка отечественных НПЗ, а также создание топливного фонда, который будет скупать нереализованное топливо НПЗ в июне-сентябре 2008 года для последующего снижения влияния топливного фактора в сентябре - декабре. Необходимо сконцентрироваться на следующих приоритетных направлениях:    

    - недопущение роста цен на нефтепродукты  в период проведения осенне-полевых  работ и подготовки к зимнему  отопительному сезону;    

    - сдерживание роста цен на основные продовольственные товары за счет мер по насыщению рынка через стимулирование собственного производства и диверсификацию импорта, создание необходимых запасов и проведение товарных интервенций, используя сформированные резервы продовольствия.

    3. Переход с прогрессивной ставки по ИПН в 2008 году на фиксированную, в размере 10%, даст о себе знать в долгосрочном периоде дальнейшем расслоением общества. Скорей всего, этот шаг будет способствовать инфляции из-за роста доходов у высокооплачиваемых категорий населения, а они, как известно, менее подвержены отрицательному воздействию инфляции, нежели бедные.

    4. Принимая во внимание временный негативный микроэкономический эффект и сконцентрировавшись на макроэкономическом эффекте необходимо: косвенным методом воздействовать и ограничить масштабы деятельности финансового сектора в части потребительского и ипотечного кредитования, а так же проведения внешнего заимствования одновременно создав условия для кредитования сельского хозяйства и промышленности.

    В связи с перегревом в экономике, необходимостью воздействия на масштабы кредитования и стимулирования процесса производства, ввести следующие временные меры: отменить возможность отнесения на вычеты резервов, созданных под рисковые займы; одновременно освободить от КПН доходы по вознаграждению от кредитования реального сектора; отменить возможность отнесения на вычеты расходов по вознаграждению по зарубежным займам.

    Реализация  данной меры будет осложнена контролем  ее действительного исполнения, но поможет решить одновременно две проблемы. Изменить структуру кредитования в сторону производства, а так же оздоровить кредитные портфели финансовых организации.

    5. С целью поддержания конкуренции,  а также уменьшения темпов  инфляции необходимо усилить  роль Антимонопольного комитета в обществе, акцентируя внимание на защите прав малого и среднего  предпринимательства.

    6. Национальному банку следует  ввести более взвешенную и  планомерную политику закупа валютных средств для Национального фонда, так как проведенные в ноябре 2006 года значительный закуп валюты стимулировал инфляционные ожидания в экономике.

    7. Со стороны Национального банка необходим более взвешенный подход к установлению ставки рефинансирования, так как ее уровень является сигналом не только для внутренних пользователей, но и для внешних. Установленная процентная ставка должна максимально точно отражать взаимоотношения риск – доходность для уменьшения краткосрочных спекуляций, понижения уровня инфляции, и увеличения долгосрочных инвестиции в основные фонды.

    8. Инфляция и инвестиции связаны  обратной зависимостью, проявляющейся  следующим образом: чем выше  уровень инфляции, тем короче срок инвестиции, а их характер более спекулятивен; с другой стороны увеличение инвестиции  в основные способствует уменьшению уровня инфляции. В связи с вышеуказанным, актуализируются вопросы эффективности использования инвестиционного потенциала, стимуляции инвестиционного роста и развития финансового рынка, для чего необходимы:

      а) создание и реализация проектов  общегосударственного значения  на основе государственно-частного  партнерства с целью стимулирования  инвестиций в реальный сектор экономики;

      б) пересмотр норм для организации, планирующих выход на фондовый рынок;

      в) проведение среди населения  и предприятий мероприятий по    ликвидации безграмотности в части операций с ценными бумагами, участие в инвестиционных фондах, венчурных предприятий, и другие меры.

             

    Таким образом, подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что антиинфляционные меры только с помощью денежного регулирования не принесли и не могут дать самостоятельно позитивных результатов, так как необходима четкая и слаженная работа всех министров и ведомств по оздоровлению экономической среды Казахстана.          

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Современное состояние экономики Республики Казахстан