Современное состояние оптовой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:45, доклад

Описание

В настоящее время оптовая торговля имеет следующие основные формы: транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному покупателю, и складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов. Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и соответственно складской товарооборот. В общем объеме товарооборота торговых баз наибольший удельный вес приходится на долю складского товарооборота.

Содержание

1. Современное состояние оптовой торговли
2. Тенденции развития оптовой торговли
3. Перспективы развития оптовой торговли
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 35.51 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

1. Современное состояние оптовой торговли

2. Тенденции развития оптовой торговли

3. Перспективы развития оптовой торговли

Список литературы

 

 

1. Современное  состояние оптовой торговли

В настоящее  время оптовая торговля имеет  следующие основные формы: транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу  конечному покупателю, и складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов. Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и соответственно складской товарооборот. В общем  объеме товарооборота торговых баз  наибольший удельный вес приходится на долю складского товарооборота.

Специализация оптовой торговли на выполнении контрактной  функции обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обуславливает  уменьшение числа контрактов. В результате покупатель, то есть розничная торговля экономит время, так как освобождается  от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные  с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.

Оптовые предприятия организуют завоз товаров  в различные районы страны, благодаря  чему совершенствуется территориальное  разделение труда. Осуществление транспортной функции опта проявляется при  доставке товаров со складов предприятий  в розничную сеть или внерыночным  потребителям своего региона.

Оптовые торговые предприятия различают  по месту и роли в процессе товародвижения; существуют предприятия, расположенные  в районах производства, на которых  концентрируются товары конкретной группы, выпускаемые мелкими и  средними предприятиями конкретной отрасли (обувной или текстильной  промышленности и т.д.); в районах  потребления располагаются предприятия, которые обязаны обеспечить жителей  региона (края или области) широким  ассортиментом потребительских  товаров.

По масштабам  деятельности оптовые предприятия  делят на предприятия общенационального (федерального) и регионального уровня. Оптовые предприятия общенационального  уровня реализуют товары по всей территории страны и обеспечивают федеральные  нужды. Они осуществляют продвижение товаров от производителей к потребителям по всей территории страны.

По товарной специализации оптовые предприятия  делят на специализированные и универсальные.

Специализированные  оптовые предприятия осуществляют закупку и продажу розничным  предприятиям (другим оптовым предприятиям) товаров какой-либо одной товарной группы или нескольких товарных групп, объединенных однородными потребительскими свойствами и назначением, например: одежда, текстильные товары, обувь, галантерейные товары, культтовары, хозяйственные товары, бакалейные товары, строительные материалы.

Универсальные оптовые предприятия представляют к продаже предприятиям розничной  торговли универсальный ассортимент  продовольственных и непродовольственных  товаров. Чаще всего используются в  сельской местности.

Появление крупных торговых сетей создает  потребность в столь же крупных  оптовых поставщиках продукции. Особенно это важно для крупных  неспециализированных магазинов, которые  физически не могут устанавливать  прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция  которых составляет товарный ассортимент  таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и  марок продукции в одной точке, что позволяет экономить на затратах по поиску и доставке товаров для  реализации, не входя в прямой контакт  с огромной массой производителей различных  видов продукции и конкурирующих  брендов. Таким образом, оптовая  торговля является мощным средством  экономии затрат для предприятий  розницы, сокращения их транзакционных и транспортных издержек.

 Оптовая  торговля занимает одно из ведущих мест в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Ей посвящен целый раздел G, код - 51, где она подразделяется на: организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов (за вознаграждение или на договорной основе); сельскохозяйственным сырьем и живыми животными; пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями; непродовольственными потребительскими товарами;несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом, топливом, машинами и оборудованием.

2. Тенденции развития оптовой  торговли

Развитие  оптовой торговли — это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка.

В своем  развитии сектор оптовой торговли проходит несколько стадий развития. В настоящее  время российский сектор оптовой  торговли также как и розница  находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием сектора розничной  торговли и производства, розничные  и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные  подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора  будут либо интегрироваться в  розницу, либо фокусироваться на логистических  услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями.

На данном этапе государственное регулирование  сектора оптовой торговли практически  отсутствует, рынок представлен  большим количеством компаний, ни одна из которых не является явным  лидером.

Сектор  торговли РФ в последние годы демонстрировал активный рост

С 2003 по 2008 годы выручка организаций отрасли  торговли, без учёта индивидуальных предпринимателей, демонстрировала  один из самых высоких темпов роста, который составил 7%, уступая только сектору строительства, сектору  производства и распределению электроэнергии, газа и воды и обрабатывающим производствам, темпы роста которых составили 10,9%, 8,3% 7,4%.

Общее количество хозяйствующих субъектов сектора  торговли в 2008 году достигло 2 082 тыс. единиц. Вклад сектора экономики в ВВП РФ так же оставался достаточно стабильным на протяжении последних лет и в 2008 году составил около 21%. При этом занятость в отрасли торговли увеличивалась с 9,9 млн. человек в 2002 году до 12,1 млн. человек в 2008 году.

Таблица 1.

ЧИСЛО ОРГАНИЗАЦИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ на 1 января 2010 года

 

Всего

из них

Справочно Всего на 1 января 2009г.

коммерческие организации, не относящиеся  к субъектам малого и среднего предпринима-тельства

субъекты малого и среднего предпринимательства

средние предпри-ятия

малые предпри-ятия

микро-предприятия

А

1

2

3

4

5

6

Организации, осуществляющие оптовую  торговлю, включая торговлю через  агентов, кроме торговли автотранспортными  средствами и мотоциклами

560,5

22,6

4,4

35,2

489,3

417,3

  из них осуществляющие оптовую  торговлю:

           

через агентов (за вознаграждение или  на договорной основе)

68,6

3,1

0,4

3,6

60,3

54,3

сельскохозяйственным сырьем и живыми животными

13,9

0,5

0,1

0,8

11,7

10,0

пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями

63,7

3,2

1,0

5,7

52,7

47,5

непродовольственными потребительскими товарами

99,1

4,7

0,7

5,9

86,3

70,9

несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом

114,9

4,0

0,9

8,1

99,5

83,8

  из нее топливом

16,7

0,9

0,3

1,8

13,4

12,6

машинами и оборудованием

55,7

2,3

0,4

3,8

48,4

41,7

прочую

142,9

4,7

0,9

7,3

128,7

107,6


 

За последние  годы произошли заметные изменения  в структуре оптового рынка. Так, существенно снизилась и продолжает снижаться доля бывших государственных  оптово-посреднических организаций; одновременно существенно возросла доля новых  посреднических структур. Все более  отчетливо проявляется тенденция  внутренних фирм на сложные потребительские  рынки, соседних регионов.

 Структура  оптовой торговли на 2010 год более  или мене однородна, с некоторым  доминированием трех основных  направлений. Около 20,0% выручки  создается за счет продаж непродовольственных  товаров, порядка 18% — за счет  продажи несельскохозяйственными  продуктами и чуть более 15% — за счет продовольственных  товаров.

 Основной  показатель хозяйственной деятельности  организаций оптовой торговли  – оптовый товарооборот. Он представляет  собой продажу товаров народного  потребления и производственного  назначения для последующей реализации  населению, а также поставку  для внерыночных потребителей  и экспорта. Оптовый товарооборот  отражает переход товаров из  сферы производства в сферу  обращения и их движение внутри  сферы обращения. 

.

Рис. 1 Динамика объемов оптового оборота за 2004-2009 г.г. в целом по Российской Федерации.

Из анализа  текущего состояния сектора торговли в РФ можно заключить, что он представляет значительные возможности для дальнейшего  роста и развития при условии  обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности  связаны, в первую очередь, с увеличением  общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между  торговыми компаниями, развитием  удаленных каналов продаж.

Реализация этих возможностей приведет к большому количеству положительных  эффектов для экономики и населения  страны: росту эффективности сектора  торговли и его поставщиков, росту  географической и ценовой доступности  товаров, увеличению ассортимента и  качества сервиса в торговле, росту  инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту налоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки  и продажи товаров и др.

Успешной реализации этих возможностей может помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в России:

  • Чрезмерное регулирование некоторых аспектов торговой деятельности. Существует ряд аспектов торговой деятельности, в которых присутствует чрезмерное регулирование, не обязательное для достижения целей государства по прозрачности бизнеса и/или безопасности для потребителей, но создающее дополнительные барьеры, в том числе коррупционные, для предпринимателей.
  • Недостаток внимания отдельным аспектам торговли. При чрезмерном регулировании ряда аспектов торговой деятельности, другие аспекты регулируется недостаточно. Например, Интернет-торговля регулируется относительно слабо, что создает, в т.ч., опасность для жизни и здоровья потребителей. Существует проблема не только с нормативно-правовым регулированием, но и с правоприменительной практикой. Контролирующие организации часто склонны сильнее проверять деятельность крупных и относительно прозрачных компаний, чем малых и «серых», хотя нарушений в деятельности последних в среднем значительно больше.
  • Злоупотребление полномочиями Злоупотребление местными властями своими полномочиями – одно из главных препятствий для развития торговли в РФ. Местные власти часто имеют личную заинтересованность в бизнесе региональных оптовых компаний и препятствуют конкуренции, затягивая выдачу разрешений на строительство, лицензий и др. новым игрокам.
  • Проблемы, связанные с недостаточностью инфраструктуры. Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора торговли в РФ, является недостаточно развитая инфраструктура. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высоко развитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений.
  • 3. Перспективы развития оптовой торговли

Исходя  из анализа проблем стоящих перед  сектором торговли в РФ, можно сформулировать 7 ключевых задач стратегии:

  • Повышение эффективности регулирования сектора торговли
  • Развитие инфраструктуры торговли
  • Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах
  • Снижение кадрового дефицита в торговле
  • Обеспечение необходимого уровня конкуренции
  • Поддержка развития малого и среднего бизнеса без ограничения развития сетей
  • Стимулирование развития удаленных каналов продаж

Сценарии развития торговли и действия органов государственной  власти при реализации возможных  сценариев

В инерционном сценарии (Таблица 3) ожидается стагнация экономики вследствие сжатия государственного спроса по мере завершения антикризисных программ, продолжающаяся стагнация банковского кредитования вплоть до 2011 - 2012 годов при невысоком уровне инвестирования в инфраструктурных отраслях. В условиях действия указанных факторов индекс роста ВВП к предыдущему году составит 100,9% в 2010 году, 101,1% в 2011 году, 103,1% в 2012 году.

Таблица 2.

Прогноз реализации Стратегии для  инерционного сценария развития экономики  в текущих ценах

Параметр

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2020

Вклад сектора в ВВП, %

21,50%

21,40%

21,20%

21,10%

21,00%

20,90%

20,20%

Торговый оборот, всего, трлн. руб.

48,7

53,5

58,9

65

71,9

79,5

111,7

Оборот розничной торговли, трлн. руб.

14,6

16,1

17,7

19,8

22,2

24,8

36,1

Оборот оптовой торговли, трлн. руб.

34,1

37,5

41,2

45,2

49,7

54,6

75,7

Занятость, млн. чел.

11

10,7

10,6

10,6

10,6

10,6

10,3


 

Энерго-сырьевой сценарий (Таблица 4) подразумевает оживление в экономике вследствие роста реального объема кредитования, повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Умеренный рост кредитования в реальном выражении возобновляется уже в 2010 году, что способствует как более активному восстановлению потребительского спроса, так и модернизации предприятий. В 2011 - 2012 годах реализуется комплекс программ и преобразований, направленных на значительное повышение эффективности здравоохранения, образования, сферы науки и технологий, развитие транспортной инфраструктуры. Наряду с рационализацией системы бюджетных учреждений после 2010 года предполагается повышение уровня заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. Индекс роста ВВП составит 101,6% в 2010 году, 103,0% и 104,3% в последующие годы.

Информация о работе Современное состояние оптовой торговли