Современные формы, концепции и направления развития международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 23:49, контрольная работа

Описание

В настоящее время формы международных экономических отношений существенно расширились. При этом основное их расширение произошло в основном в период с конца 60-х до середины 80-х гг. В то же время продолжают действовать фор¬мы международных экономических отношений, которые сло¬жились в конце XIX—начале XX вв. Прежде всего это касает¬ся внешней торговли, вывоза капитала, валютных отношений.

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.docx

— 56.38 Кб (Скачать документ)

На интенсивность  товарообмена между государствами  оказал влияние возросший экспорт капитала и усиление транснациональных компаний за счет специализации и кооперирования своих предприятий, расположенных в разных странах.

Росту темпов международного товарообмена способствовала также интеграция, особенно в Западной Европе, поскольку были отменены ограничения в торговле между этими странами, на которые приходится почти половина объема мировой торговли.

Кроме того, в структуре международной торговли произошли изменения под воздействием научно-технической революции, ускорившей процесс международного разделения труда и вызвавшей рост обмена наукоемкой продукцией, готовыми изделиями и услугами.

Изменения в структуре товарного экспорта характеризуются тем, что если до Второй мировой войны международная торговля была преимущественно сырьевой, то в 90-е гг. неуклонно увеличивается доля готовых изделий, удельный вес которых в настоящее время составляет более 2/3 мирового товарооборота.

Появляются  новые отрасли и виды производств, что усиливает зависимость ряда стран от импорта некоторых видов сырья, особенно цветных металлов, нефти, газа и др. Например, доля импорта в удовлетворении внутренних потребностей США составляет по кобальту 85%, марганцу — 100, бокситам — 96, никелю — 75%. Подобное положение наблюдается также в Западной Европе и Японии.

Важным  фактором развития международной торговли в условиях высокоразвитой рыночной экономики является вывоз капитала, который симулирует рост внешней торговли. Вывоз капитала в предпринимательской форме влечет за собой вывоз товаров, так как он связан с поставками средств производства для предприятий, создаваемых за рубежом.

Ранее инвестиции иностранного капитала направлялись преимущественно  в экономически отсталые страны, главным  образом в экспортные отрасли  экономики. После Второй мировой войны направление экспорта капитала изменилось — теперь он вывозится преимущественно из одних промышленно развитых стран в другие, что ведет к усилению интернационализации производства и капитала.

В результате возникли два вида международных  компаний, имеющих предприятия в  разных странах, а именно: транснациональные корпорации (ТНК) и международные корпорации (МНК). Первые представляют собой компании, национальные по капиталу, но интернациональные по сфере деятельности, а вторые — интернациональные и по капиталу и по сфере деятельности.

Международные компании, и прежде всего ТНК, оказывают  огромное влияние на внешнюю торговлю: на долю их внутрикорпорационного оборота приходится почти 1/3 всего мирового экспорта. Так, известная американская компания ИБМ создала альянсы более чем с 40 партнерами.  

Необходимо  отметить, что изменилась географическая структура международной торговли, которая определяется особенностями  развития отдельных стран и их ролью на мировом рынке.  

Из таблицы  видно, что доля промышленно развитых стран в мировом хозяйстве  составляет 71—72%, примерно такая же их доля и в импорте. Свыше 20% международной  торговли приходится на развивающиеся  страны. Но в каждой из этих групп  происходят существенные изменения.

К крупнейшим мировым экспортерам относятся  Германия, Япония, США, Франция, Великобритания, Италия. Среди развивающихся стран нужно выделить так называемые «новые индустриальные страны» Юго-Восточной Азии (НИС ЮВА), а именно: Сянган (Гонконг), Южную Корею, Сингапур и Тайвань, совокупный экспорт которых превышает экспорт Франции, а также Китай, на Ближнем Востоке — Саудовскую Аравию, в Латинской Америке — Бразилию и Мексику. Примерно такое же положение эти страны занимают и в мировом импорте. Крупнейшим же мировым импортером являются США.

Количественными показателями, характеризующими значимость экспорта для экономики страны, являются экспортная и импортная квоты, которые рассчитываются как отношение стоимости экспорта и импорта к стоимости ВВП за соответствующий период в процентах:

   Большая часть конечного общественного продукта реализуется на внешних рынках. Особенно это относится к таким странам, как Бельгия, Малайзия, Словакия, Чехия и Эстония, у которых доля экспорта в отношении к ВВП составляет свыше 50%. Примерно такова же их доля и по импорту товаров.

Эти данные свидетельствуют о том, что в  значительно большей зависимости  от внешних производственных связей находятся страны с небольшой  территорией и численностью населения. Значительно меньше зависят от внешних  рынков США, где структура экономики  носит более комплексный характер. Так, экспортная квота США в общем объеме совокупного промышленного и сельскохозяйственного производства составляет 10,7%, а импортная — 12,1%.

Вместе  с тем расширение внешнеэкономических  связей продиктовано не только потребностью сбыта продукции на внешних рынках, но и необходимостью получения определенных товаров из-за границы. Особенно большую роль внешний рынок играет для развивающихся стран, так как многие из них имеют относительно ограниченные размеры внутреннего рынка.

В настоящее  время одним из важнейших факторов повышения эффективности производства является включение государства в процесс международного разделения труда. Участие в нем и развитие внешнеэкономических связей способствуют росту эффективности производства прежде всего из-за различий в издержках производства в отдельных странах. При этом также появляется возможность приобретать за границей те виды сырья и продовольствия, стоимость которых на внешних рынках ниже, чем на внутренних.

Однако  даже при равенстве затрат на изготовление продукции в разных странах международное разделение труда и обмен товарами необходимы для увеличения масштабов производства и оптимизации его размеров.

Международная специализация и кооперирование позволяют сосредоточить научные силы, квалифицированные кадры и материальные ресурсы в тех отраслях производства, в которых страна специализируется на мировом рынке. Это является условием повышения технического уровня производства, роста производительности труда и повышения качества продукции.

При этом создаются условия для использования  передового зарубежного технического опыта в целях ускорения научно-технического прогресса путем прямой покупки  лицензий, «ноу-хау» на изобретения, технологические  процессы, новые изделия, а также для применения приобретенных за границей новейших машин и оборудования.

Особо следует  отметить закупки лицензий на новую  технологию за границей, к чему активно прибегают все промышлен-но развитые страны. Например, в Японии, ФРГ и Франции затраты на покупку таких лицензий в 2-3 раза превышают доходы от их продажи.

Обмен товарами между странами занимает особое место  в международном разделении труда, основным побудительным мотивом  которого являемся стремление к получению  экономических выгод. Движущая сила международного разделения труда в условиях товарного производства — это закон стоимости, проявляющийся в различиях национальной и интернациональной стоимости производства товаров.

Под влиянием научно-технической революции торговые связи между странами усложняются  и обогащаются, все перерастая в комплексную систему мирохозяйственных связей, в которой торговля, хотя и продолжает занимать ведущее место, постепенно теряет свое значение.

Прогнозы  и расчеты свидетельствуют о  том, что международное разделение труда будет неуклонно углубляться и дальше, и на его основе опережающими темпами будут расти международный обмен товарами и услугами.

В перспективе  производство экономически развитых стран  все в большей степени будет  ориентироваться на внешних производителей, а внутренний спрос — на импорт. В развивающихся странах предполагается сравнительно быстрое, по преимуществу экстенсивное, расширение внутреннего рынка.

Мировой рынок следует отличать от национальных рынков отдельных стран. Мировой  рынок охватывает торговлю значительной части стран мира и имеет следующие отличительные особенности.

Во-первых, если на национальном рынке движение товаров обусловлено такими факторами, как производственные связи между предприятиями и районами страны, то на мировой рынок значительное влияние оказывают межгосударственные границы и внешнеэкономическая политика отдельных стран.

Во-вторых, отличительной чертой мирового рынка является существование особой системы — системы мировых цен.

В-третьих, мировой рынок товаров дополняется рынком услуг, в частности торговлей лицензиями.

В-четвертых, структура и направление торговли отдельных стран на мировом рынке определяются изменением конкурентоспособности их товаров.

И, наконец, в-пятых, мировой торговле присуща неравномерность роста как торговли отдельных стран, так и всего мирового товарооборота.

В современных  условиях мировой рынок становится сферой деятельности крупных компаний — крупнейших транснациональных компаний США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании и других стран. Причем эти компании объединяют свои усилия с целью укрепления позиций на мировом рынке в конкурентной борьбе с другими компаниями.

Таким образом, мировой рынок развивается в  условиях острой конкурентной борьбы. Активную роль в ней играют те государства, которые не только осуществляют мероприятия по защите национального рынка от ввоза товаров извне, но и проводят политику, направленную на форсирование экспорта своих товаров.

Особенностью  мирового рынка в настоящее время  является развитие межгосударственных форм его регулирования. Для этого  возникли как общие торговые организации (например, ГАТТ, ныне ВТО), так и региональные интеграционные экономические организации: Бенилюкс, ЕЭС (ныне ЕС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Латиноамериканская ассоциация интеграции, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и др.

Страны, занимая различное положение  в мировой экономике в целом  и на различных товарных рынках в  частности, для защиты своих интересов  проводят определенную внешнеторговую политику.

Внешнеторговая  политика – целенаправленное воздействие  государства на торговые отношения  с другими странами.

   На выбор национальной внешнеэкономической политики существенное влияние оказывают как общеэкономическое положение в стране, так и тенденции в мировой экономике, учитывая современную быструю интернационализацию мирохозяйственных связей, расширение мировой торговли товарами и услугами, развитие международного предпринимательства, рост количества и увеличение сферы деятельности ТНК.

   Современная внешнеторговая политика – это взаимодействие двух тенденций: протекционизма и свободной торговли (фритредерство).

   Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

   Можно выделить несколько форм протекционизма:

-селективный протекционизм направлен против отдельных стран или   отдельных товаров;

-отраслевой протекционизм защищает определенные отрасли; коллективный протекционизм проводится отдельными группировками в отношении стран, в них не входящих;

-скрытый протекционизм осуществляется методами внутренней экономической политики.

   Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю обычно приводят к потерям благосостояния, они широко используются многими странами. Как сторонники, так и противники протекционизма используют ряд дополнительных аргументов (касательно своих позиций), которые заслуживают внимания.

   Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта необходимо, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места, что должно обеспечить социальную стабильность. Сокращение импорта также повысит внутренний спрос в стране, стимулируя рост производства и занятости. Однако протекционизм создает условия для сохранения неэффективного производства, так как ограничивает конкуренцию. Хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, он создает новую занятость, которая может быть связана с закупкой, продажей и обслуживанием импортной продукции. Государство может обеспечить поддержку производителям и более эффективным способом, т.е. с меньшей потерей благосостояния. Так, при сохранении свободы внешней торговли, субсидии производителям приведут к расширению отечественного производства без повышения цен, поэтому потребители не понесут потерь. При этом общие потери государства от предоставления субсидии окажутся меньше, чем от введения тарифа.

   Обычно говорят, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности. Им требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. По мере же их развития уровень протекционизма будет снижаться. Однако, достаточно тяжело определить реально перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. К тому же протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, в результате становление отрасли может длиться очень долго.

   Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов государственного бюджета. Этот аргумент популярен в странах, где еще не сформировалась качественная налоговая система. Таможенную пошлину собрать проще, чем собрать налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене. Однако, чем более эластичным будет спрос, тем сильнее возрастут доходы государства при ослаблении протекционизма.

Информация о работе Современные формы, концепции и направления развития международных экономических отношений