Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:07, контрольная работа
В механизме обеспечения экономической безопасности государства главным требованием является наличие индикативного анализа как метода экономических исследований, суть которого – выявить положительные тенденции изменения показателей экономической безопасности, их интегрированности в обеспечении социально-экономической стабильности государства и его национально-государственных интересов.
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
По дисциплине:
«Стратегическое управление экономической безопасностью»
На тему:
«СОВРЕМЕННЫЕ ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Студентка группы № 623
Травкова Ю. И.
Преподаватель
к.т.н., доцент
Малин А.С.
Москва, 2011
В механизме обеспечения экономической безопасности государства главным требованием является наличие индикативного анализа как метода экономических исследований, суть которого – выявить положительные тенденции изменения показателей экономической безопасности, их интегрированности в обеспечении социально-экономической стабильности государства и его национально-государственных интересов.
Индикаторами экономической безопасности являются нормативные характеристики и показатели, которые отвечают следующим свойствам [4]:
Они в количественной форме отражают угрозы экономической безопасности государства.
Они обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мер в сфере экономической политики.
Они выполняют функции индикаторов не отдельно друг от друга, а лишь в совокупности, то есть они взаимодействуют между собой в достаточно сильной степени.
Анализ фактических и прогнозных количественных параметров многих индикаторов на современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации показывает, что они значительно хуже установленных пороговых значений экономической безопасности. Но именно отклонения фактических и прогнозных параметров от пороговых значений показывают остроту угроз экономической безопасности и очередность их устранения. [2]
Большинство исследователей видит необходимость в формировании индикаторов-ориентиров развития, которые определяют границы негативных процессов и подают сигналы участникам рынка о возможных сферах неблагополучия. Однако многовариантность перечня пороговых значений индикаторов мешает реально оценить и сигнализировать о грозящих опасностях, придавая анализу характер произвольности. [1]
По мнению ряда отечественных исследователей, система современных индикаторов экономической безопасности государства может включать:
Макроэкономические показатели, отражающие главные, принципиальные черты и тенденции развития национального хозяйства, такие как объем валового внутреннего продукта (ВВП); доля в ВВП расходов на оборону; объем внешнего и внутреннего долга и др.
Частные социально-экономические показатели, такие как валовой сбор зерна; доля инвестиций в основной капитал и затрат на науку в объеме ВВП; доля машиностроения и металлообработки и инновационной продукции в общем объеме промышленного производства; доля граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всем населении страны; уровень безработицы; отношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения к доходам 10% наименее обеспеченного (децильный коэффициент дифференциации) и пр.
Показатели функционального и отраслевого уровня, характеризующие отдельные структурные элементы экономической безопасности государства, такие как уровень монетизации; дефицит бюджета федерального (центрального) правительства, доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов такого бюджета; уровень инфляции; объем золотовалютных резервов; отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта; доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, и т.д.
В настоящий момент определение пороговых значений индикаторов характеризуется крайним субъективизмом и полным отсутствием единой.
Центр финансово-банковских исследований института экономики (ИЭ) РАН выделяет 150 показателей, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны и отвечающих вышеперечисленным требованиям. Вместе с тем при мониторинге угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики необходимо выявить критические «болевые точки», выход за пределы которых грозит разрушительными процессами. [3]
Следовательно, из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности.
Пороговыми значениями экономической безопасности государства являются количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны.
Уровни экономической безопасности выстроены без учёта того обстоятельства, что Россия переживает период трансформации в сфере государственного устройства, изменения политической системы, фундаментальной перестройки социально-экономических отношений. Для оценки этих изменений неприемлемо ориентироваться на уровни стран, находящихся в периоде стабильного развития.
Центр финансово-банковских исследований ИЭ РАН предлагает 4 группы пороговых значений экономической безопасности: [7]
Макроэкономические показатели, отражающие главные, принципиальные черты.
Национальных интересов и утверждаемые на правительственном уровне.
Пороговые значения, раскрывающие и дополняющие эти главные черты и утверждаемые Минэкономразвития.
Пороговые значения функционального и отраслевого уровня, утверждаемые соответствующими министерствами.
Пороговые значения экономической безопасности регионов.
Среди основных индикаторов экономической безопасности можно выделить следующие [3]:
Сравнение фактических значений этих показателей с некоторыми соответствующими пороговыми уровнями экономической безопасности, очевидно, дает возможность судить о динамике изменения составляющих экономической безопасности государства.
Таким образом, критерии оценки и показатели уровня экономической безопасности государства могут стать основой для определения уровня развития и устойчивости национального хозяйства, его способности противостоять влиянию негативных внешних и внутренних факторов, а также для расчета эффективности реализуемых мероприятий по обеспечению (повышению уровня) экономической безопасности страны.
1. Новикова И.В., Красников Н.И. Индикаторы экономической безопасности региона. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/
2. Безуглова М.А. Анализ экономических показателей в системе национальной экономической безопасности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mstu.edu.ru/
3. Экономическая безопасность России. Общий курс. / Под ред. Сенчагова В.К. 2-е изд. – М.: Дело, 2005. – 896 с.
4. Ворона-Сливинская Л.Г., Лобанов М.В. Проблемы в выбора индикаторов экономической безопасности государства и определение их пороговых значений. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.igps.ru/wp-
5. Гордиенко Д.В. Сравнительная оценка уровня экономической безопасности России.
6. Котенко А.А. Основные социально-экономические показатели и экономическая безопасность России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.klgtu.ru/ru/magazine/2009_
7. Экономическая и национальная безопасность: Учебник. / Под ред. Е.А. Олейникова. М.: Экзамен, 2004. — 768 с.
Информация о работе Современные индикаторы экономической безопасности