Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:26, реферат
История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несёт определённую самостоятельную нагрузку. Знание истории экономических учений необходимо для осмысления и освоения закономерностей и особенностей формирования экономической теории, способности ориентироваться в ее проблемах, для эффективного использования полученных знаний в исследовании объективных законов развития мировой и отечественной экономики, для выработки методов практического подхода при обосновании и последующей реализации альтернативных хозяйственных решений на уровне микро- и макроэкономики.
Введение
Глава 1.Экономические школы 18-19 веков.
1.1. Меркантилизм
1.2.Школа физиократов
1.3. Классическая школа
Глава 2.Современные экономические школы.
2.1. Марксизм
2.2. Неоклассическая экономическая теория
2.3.Кейнсианство
2.4. Институционализм
2.5Монетаризм
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1.Экономические школы 18-19 веков.
1.1. Меркантилизм
1.2.Школа физиократов
1.3. Классическая школа
Глава 2.Современные экономические школы.
2.1. Марксизм
2.2. Неоклассическая экономическая теория
2.3.Кейнсианство
2.4. Институционализм
2.5Монетаризм
Заключение
Список использованной литературы
Введение
История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несёт определённую самостоятельную нагрузку. Знание истории экономических учений необходимо для осмысления и освоения закономерностей и особенностей формирования экономической теории, способности ориентироваться в ее проблемах, для эффективного использования полученных знаний в исследовании объективных законов развития мировой и отечественной экономики, для выработки методов практического подхода при обосновании и последующей реализации альтернативных хозяйственных решений на уровне микро- и макроэкономики.
Глава 1. Экономические школы 18-19 веков.
Эпоха XV–XVII вв. была переходным
периодом разложения феодализма и развития
капитализма. С одной стороны, актуальными
оставались вопросы способов внеэкономического
принуждения крестьян, феодального
производства, сравнительных преимуществ
натурального и рыночного хозяйства
и т.п. С другой – зарождение рыночной
экономики и
С укреплением национальной государственности и развитием торговли, которые привели к повышенному спросу на золото и серебро, появилось большое чисто трактатов о деньгах и их роли в хозяйственной жизни. Крупные коммерсанты, государственные деятели и люди науки обращались в них к власти со своими предложениями и требованиями, посвященными экономическим вопросам. Постепенно возникла школа меркантилистов (mercante – купец), что означало появление систематизированных экономических воззрений.
Меркантилизм, как первая
школа экономической мысли, имеет
целый ряд теоретико-
- Предметом пристального внимания должна быть сфера обращения (в первую очередь внешняя торговля) без увязки со сферой производства.
-Целью исследования является экономический рост, который понимается как приумножение денежного богатства страны. Он достигается благодаря государственному регулированию внешней торговли, достижению положительного сальдо торгового баланса и т.д.
- Богатство воплощается в деньгах, которые были искусственно изобретены людьми.
- Стоимость денег связана с «естественной природой» золотых и серебряных монет, а также с количеством денег в стране.
- Необходимо стимулировать рост рабочего населения в стране для снижения заработной платы.
- В основе экономических исследований должен лежать эмпирический метод для описания внешних проявлений экономических процессов. При этом исключается возможность системного анализа всех сфер экономики.
Особенности раннего и позднего меркантилизма.
Ранний меркантилизм был
актуален до конца XVI века. В этот период
меркантилистская доктрина базируется
на теории «денежного баланса», который
достигается посредством
- установление максимально высоких цен на экспортируемые товары;
- всемерное ограничение импорта;
- запрет на вывоз из страны золота и серебра.
Поздний меркантилизм – XVII
век – характеризуется сменой
доктрин активного «денежного баланса»
на активный «торговый баланс». Основные
принципы меркантилизма этого периода
формулируются следующим
- Богатство есть золото, серебро и другие «сокровища».
- Целью внешней торговли является обеспечение притока в страну золота и серебра, для чего надо покупать дешевле и продавать дороже.
- Национальную промышленность надо поддерживать путем импорта дешевого сырья и протекционистских тарифов на остальной импорт.
- Для увеличения прибыли заработная плата должна поддерживаться на относительно низком уровне (например, благодаря росту населения).
Наиболее известными представителями
меркантилизма в странах
1.2.Школа физиократов.
Школа физиократов (physis – природа и kratos – власть) возникла в конце XVII в. во Франции в обстановке кризиса феодальной системы, хозяйственного упадка и неудач во внешней и внутренней политике абсолютизма в предреволюционной ситуации. Учение физиократов почти целиком было создано основателем школы Ф. Кенэ и подобно разработано в трудах А. Тюрго, В. Мирабо и др.
Франсуа Кенэ (1694–1774) родился в семье мелких землевладельцев. Он был гениальным самоучкой, в 24 года получил ученую степень хирурга. Кенэ выпустил несколько научных трудов, которые принесли ему славу крупного врача. Став придворным врачом, Кенэ живет в Версальском дворце, где общается с главнейшими представителями просветительской философии XVIII века.
Наиболее полно экономическая программа физиократов была изложена в работе Кенэ «Общие принципы экономической политики земледельческого государства». Идеалом общественного устройства физиократы считали «земледельческое общество». В «обществе» господствует класс собственников (землевладельцы и духовенство); производство (земледелие) ведется на капиталистических началах. Экономическая функция фермеров – создание в земледелии трудом наемных сельских рабочих чистого продукта.
Чистый продукт создает земля, которая, благодаря своей природной плодородной силе, не только возмещает все затраты труда, семян, скота, но и создает определенный избыток, представляющий собой уникальный дар Природы. Промышленный труд не создает чистого продукта, а лишь изменяет форму зерна, леса, камня, руды и прочего. Результаты этого труда лишь возмещают понесенные при этом расходы, не создавая никакого излишка. Не создает чистый продукт и торговля, меняющая одну ценность на другую.
Производительный труд – это труд, создающий чистый продукт. Всякий другой труд – непроизводительный, хотя, возможно, и полезный. Производительный класс (фермеры) подлежит попечению со стороны государства и класса собственников. Население, не занятое в земледелии, составляет бесплодный класс. Политика низких цен на продовольствие и другие товары предосудительна, так как она делает внешнюю торговлю невыгодной для нации.
Налоги должны быть необременительными
и пропорциональными объему национального
дохода. Их следует взимать с «чистого
продукта», а не с заработной платы
или необходимых предметов
1.3.Классическая школа.
Классическое направление в развитии экономической науки возникло в период становления капитализма свободной конкуренции. С XVI в. в Англии феодальный строй вступил в стадию разложения. В его недрах стали развиваться капиталистические отношения. В результате процесса экспроприации крестьянство лишалось земли и пополняло армию наемного труда.
В отличие от меркантилистов,
которые занимались обобщением поверхностных
явлений, происходящих в сфере обращения,
экономисты классической школы изучали
внутренние экономические связи
рыночной системы организации
Адам Смит (1723–1790) родился
в Шотландии и получил
В основе экономических взглядов А. Смита лежит следующая идея: продукты материального производства – это богатство нации, а величина последнего зависит от доли населения, занятого производительным трудом, и производительности труда. Главный фактор роста производительности труда – разделение труда или специализация. Результатом разделения труда являются: экономия рабочего времени; совершенствование навыков работы; изобретение машин, облегчающих ручной труд. Деньги, по А. Смиту, есть особый товар, который является всеобщим средством обмена. Он считал, что издержки обращения должны быть минимальными, и поэтому отдавал предпочтение бумажным деньгам.
Давид Рикардо (1772–1823) – экономист эпохи промышленного переворота в Англии, опубликовал в 1817 г. свой главный труд «Начала политической экономии и налогового обложения». Основные положения методологии исследования Д. Рикардо следующие: система политической экономии представлена как единство, подчиненное закону стоимости; признание объективных экономических законов, то есть законов, не зависящих от воли человека; количественный подход к экономическим закономерностям, то есть Д. Рикардо была сделана попытка найти количественное соотношение между такими категориями, как стоимость, заработная плата, прибыль, рента и т.д.; стремление выявить закономерности, исключая случайные явления.
Заработная плата, по Д. Рикардо, представляет собой доход наемного рабочего, плату за труд и зависит она от демографических процессов. Чем больше предложение рабочих рук, тем ниже заработная плата работников, и наоборот. Заработная плата удерживается в пределах прожиточного минимума в силу естественного закона численности народонаселения – «железный закон» заработной платы. Положение рабочего класса, несмотря на экономический рост, будет ухудшаться из-за роста цен на сельскохозяйственную продукцию. Тенденция падения заработной платы может быть остановлена при контроле заработной платы со стороны государства.
Прибыль, по мнению Д. Рикардо, есть избыток стоимости над заработной платой: это продукт неоплаченного труда рабочего. Он сформулировал «закон падения нормы прибыли». Его суть в следующем: падение производительности труда сельскохозяйственного производства приведет к росту цен на продукты питания и росту минимальной заработной платы, которая будет занимать большую часть в стоимости продукции, а следовательно, норма прибыли будет снижаться.
Рента в учении Д. Рикардо – это избыток стоимости над средней прибылью, который образуется за счет различного плодородия и местоположения земель. Он правильно охарактеризовал дифференциальную ренту как разницу между стоимостью продуктов сельского хозяйства на лучших и на худших участках. Д. Рикардо признавал действия «закона убывающего плодородия почвы».
Главным условием роста экономики Д. Рикардо считал устойчивое денежное обращение, а лучшей базой денежной системы является золото. Возможна замена золота на бумажные деньги, но по твердому курсу. Ценность бумажных денег зависит от их количества в обращении.
Джон Стюарт Милль (1806–1873) – английский экономист, философ, его главный труд «Основы политической экономии» (1848 г.). Основные положения методологии исследования Дж.С. Милля схожи с классической школой. Специфика его взглядов проявилась в следующем: он отделил законы производства от законов распределения, первые из них постоянны, добавил к изученным законам неизменного общества динамику политической экономии.
Богатство в представлении Дж.С. Милля – это совокупность благ, обладающих меновой стоимостью. К факторам, образующим цену, он относил конкуренцию, мотивируя это тем, что покупатель стремится купить дешевле, а продавец – продать дороже. Капитал – это запас продуктов труда, возникающий в результате сбережений благодаря постоянному воспроизводству, дополнительные вложения которого при наличии трудовых ресурсов могут привести к расширению производства без определенного предела. Величина прибыли должна быть не меньше суммы процента на капитал, страховой премии и заработной платы по управлению.
Дж.С. Милль исходит из количественной теории денег: увеличение количества денег при образовании запасов или увеличении совокупного дохода не приведет к росту цен. Кредит не увеличивает ресурсы страны, но благодаря ему они все более полноценно используются в производстве. Источник кредита – капитал (денежный), не используемый в настоящее время в производственных целях. Причину торгового кризиса он видел в сокращении кредита, а средства его преодоления – в увеличении предложения кредита.
Глава 2.Современные экономические школы.
2.1. Марксизм
Это направление экономической теории было названо по имени его основателя, Карла Маркса (1818-1883). Он родился в Германии, в семье адвоката, учился в Боннском и Берлинском университетах, имел степень доктора философии. Большую часть своей жизни К.Маркс прожил в эмиграции, в Париже и в Лондоне. Главным его трудом был "Капитал", I том которого был издан в 1867 году. II и III тома "Капитала" были подготовлены к публикации Ф.Энгельсом (1885, 1894), который был другом К.Маркса и известным теоретиком марксизма.