Современные подходы к теории спроса и предложения на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание

В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты спроса и предложения в условиях рыночного хозяйства. 6
1.1. Анализ закономерностей, присущих рыночной экономике. 6
1.2. Теория потребительской ценности и полезности блага. 11
1.3. Теория рыночного равновесия, принципы, существование, устойчивость и методы регулирования. 17
2. Общественная польза установления взаимовыгодных обменов на рынке(возникновение излишков на примере). 20
Заключение 22
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

МИКРОЭКОНОМИКА КУРСАЧ.docx

— 127.25 Кб (Скачать документ)

Практикующие трейдеры могут найти, как минимум, еще один, весьма часто  встречающийся случай несоответствия теории рыночного равновесия действительности. Так, многие трейдеры и инвесторы  торгуют, реагируя на цены, ставя стоп-ордера на проход рыночных цен определенных значений. При этом используется очень  простая логика. Например, «если  рыночная цена достигнет 12 долл., то, скорее всего, рост цены продолжится, а поэтому я куплю по этой цене». Отсюда видно, что рост цены не только не приводит к уменьшению объемов спроса, но и стимулирует появление спроса. Здесь необходимо указать на то, что рынок торгует в том числе ожиданиями будущего соотношения объемов спроса и предложения.

Однако, несмотря на редкость состояния  рыночного равновесия, стремление рынка к нему действительно существует, поэтому сбрасывать со счетов теорию рыночного равновесия нельзя. Фактически соотношение объемов спроса и предложения постоянно колеблется от дефицита к излишку (например, классический кризис перепроизводства) и наоборот, стремясь к некой равновесной точке (рис. 5).

Рис 5. Соотношение объемов спроса и предложения 
изменяется от дефицита к излишку, стремясь к точке равновесия

При этом необходимо отметить, что  точка равновесия не является стационарной. Она также изменяется вслед за изменениями структуры и объемов спроса и предложения, а значит, может перемещаться вверх или вниз по оси цены.

С философской точки зрения состоянию  равновесия соответствует отсутствие движения, а значит, равновесие — это смерть. И финансовые рынки могут подтвердить это. Так, о неликвидных рынках (например, украинском рынке акций 2001 года) очень часто можно услышать слова: «мертвый рынок». Такие рынки большую часть времени находятся в состоянии равновесия, когда изменчивость цен близка к нулю. Вместе с тем, несмотря на кажущуюся стабильность таких рынков, и здесь тоже происходят изменения. Эти изменения реализуются в быстрых и относительно краткосрочных переходах цены с одного уровня на другой. Подобные ситуации напоминают постепенно затягиваемые пружины, результатом отпускания которых бывают такие же последствия, которые наблюдались в августе 1998 года на валютном рынке России. Здесь курс рубля к доллару, зажатый с 1995 года в валютном коридоре, очень долгое время накапливал несоответствие истинного соотношения к установленному Центральным банком России и затем вполне естественно скакнул. Аналогичное поведение можно было наблюдать на примере бразильского реала, турецкой лиры и многих других валют. Рынок всегда живет, объемы спроса и предложения постоянно изменяются, даже если эти изменения незаметны.

Так что хотя равновесие — это  смерть, но оно для финансовых рынков недостижимо, пока существуют товары и деньги, фактически, пока существует само понятие рынок. Почему? В первую очередь из-за массы внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов, которые оказывают влияние на рынок. К внутренним факторам, кроме всего прочего, следует отнести психологически факторы, присущие всем участникам рынка.

Некоторые пытаются опровергнуть теорию рыночного равновесия, ссылаясь на то, что для эволюции важно движение, а равновесие противоречит этому. Следовательно, так как эволюция является одним из основополагающих принципов развития природы, то равновесию нет места в нашем мире. Однако повторюсь, что кажущееся равновесие в природе не более чем незаметное обычному глазу движение. Стоит только приблизится, и станет ясно, что существует микромир (насекомые, затем микробы, далее частицы и т.д.)

Еще одним доказательством в  защиту теории рыночного равновесия является следующее. Между каждыми эволюционными скачками природа вынуждена накапливать силы, т.е. приходить в состояние равновесия. Без накопления не может быть скачка, а значит, без равновесия не может быть последующего движения. На рынке мы часто видим подобные ситуации, когда за резким движением цены следует период консолидации и т.д.

 

2. Общественная польза установления взаимовыгодных обменов на рынке(возникновение излишков на примере).

 

В обществе действует закон  ограниченности экономических ресурсов: необходимость соответствующего субъективного поведения людей в системе хозяйствования. Чтобы удовлетворить многообразные потребности, человек пришел к необходимости разделения труда и специализации отраслей и видов человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить многообразные потребности в условиях разделения труда, человек пришел к необходимости обмена результатами трудовой деятельности.  
Обмен – одна из причин становления рынка. Процесс обмена приобретает рыночный характер только тогда, когда он осуществляется на взаимовыгодных эквивалентных началах и опосредован деньгами. участники рыночного обмена не ставят цель содействовать общественной пользе. Преследуя собственные экономические интересы, люди более действенно служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного обращения. Рынок – совокупность купли и продажи. Рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимовыгодной купле и продаже товаров. Рыночная экономика – это рынок, сфера производства товаров и услуг, их сфера распределения и потребления. Рынок – это сложное и многостороннее явление. 

Поскольку обмен является добровольным актом, и покупатель, и продавец рассчитывают получить в результате сделки выгоду. Мерой такой выгоды является излишек потребителя и излишек производителя. Представим, что количество товаров и покупателей дискретно: при цене 6 р. товар X готовы купить 6 покупателей, при цене 7 р. — 5 покупателей, при цене 8 р. — 4 покупателя, при цене 9 р. — 3 покупателя, при цене 10 р. — 2 покупателя, при цене 11р. — один покупатель. При цене 12 р. желающих купить данный товар не найдется (рис. 6).

Максимальная  готовность индивида платить за определенное благо называется резервной ценой для этого покупателя .

Индивид, согласный заплатить за товар 11 р., фактически заплатит за него лишь 6 р., ибо такова равновесная цена продажи  товара. Таким образом, чистая выгода, или излишек, данного потребителя составит 5 р.

Рис 6. Излишек потребителя и производителя и общественная выгода

Другой  потребитель согласен купить товар  за 10 р., но заплатит лишь 6 р. Чистая выгода этого потребителя составит 4 р. Таким образом, выгода наших потребителей составит: 5 + 4 + 3 + 2 + 1 + 0 = 15 р.

Геометрически величина излишка всех потребителей равна площади заштрихованной ступенчатой фигуры. Если покупателей не 6, а неопределенное число, то величина излишка потребителя равна площади треугольника AEF .

Излишек потребителя — это разница между резервной ценой покупателей и количеством денег , которые покупатели действительно заплатили за товар .

Рассуждая аналогичным образом об особенностях продажи товаров производителями, получим понятие излишка производителя. Для продавца резервной ценой является готовность продать товар при минимальной цене за определенное благо. Поэтому излишек производителя равен площади треугольника FEC .

Излишек производителя — это разница между резервной ценой продавца и количеством денег , которые продавцы действительно получили за товар .

Сумма излишка потребителя и излишка  производителя называется общественной выгодой продавцов и покупателей. Геометрически величина общественной выгоды равна площади треугольника AЕС, т. е. совпадает с рынком продавцов и покупателей.

 

Заключение

Рынок - это взаимодействие независимых  продавцов и покупателей.

Сущность рынка наиболее полно  проявляется в его элементах.

Первым элементом рыночной экономики  выступают производители и потребители. Одни производят товар, другие - потребляют его. Они формируют спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности, обеспеченной деньгами. Предложение - это результат применения наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов при производстве пользующихся спросом товаров. Спрос и предложение обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Вторым элементом рыночной экономики  выступают цены. Цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры.

Третий важнейший элемент рыночного  механизма - конкуренция. Это соперничество с точки зрения фирм и расщепление экономической власти с точки зрения общества. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цена, норма прибыли, процент и т.д.

Существуют следующие  виды конкуренции:

1) Честная и недобросовестная  конкуренция. К ней относят любые действия физического, юридического лица или государственного органа, препятствующие конкуренции. Это могут быть такие действия, как горизонтальные слияния, сговоры, разглашение коммерческой тайны, копирование чужого товарного знака, распространение недостоверных сведений о продавце и его товарах и т.д.

2) Ценовая и неценовая конкуренция.  При ценовой конкуренции соперники поэтапно снижают цену, чтобы расширить рынки сбыта. При неценовой конкуренции конкурируют качеством, дополнительным обслуживанием, товарным знаком.

3) Совершенная (чистая) и несовершенная  конкуренция. Для совершенной  конкуренции характерны наличие  множества мелких независимых  продавцов; однородный (стандартный) товар, т.е. товар, не имеющий разновидности; одна фирма принимает рыночную цену; нет барьеров для вступления в отрасль новых фирм; совершенная информация. Принято относить к таким рынкам отрасли сельского хозяйства, фондовые и валютные рынки.

К несовершенной конкуренции  относятся:

А. Чистая монополия - ситуация, когда  имеют место один продавец, диктующий цену товара, товар уникальный (не имеющий заменителей), есть барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистые монополии сейчас существуют, в основном, в виде естественных монополий. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях» - это сферы отдельных видов коммунальных услуг (электро-, водо- и теплоснабжение), услуги городской телефонной связи (компания АО «Казахтелеком»), услуги почты, портов и аэропортов, железной дороги, магистральные газо- и нефтепроводы.

Б. Олигополия. Эта рыночная структура  имеет место, когда несколько  крупных, взаимозависимых продавцов, используя различные способы  ценообразования, продают однородный или неоднородный (дифференцированный, т.е. имеющий разновидности), товар, есть барьеры. Это, как правило, рынки тяжелых отраслей, а также табачных изделий, бытовой техники.

В. Монополистическая конкуренция. Для монополистической конкуренции характерны наличие множества мелких независимых продавцов; разнородный товар; нет барьеров для вступления в отрасль новых фирм. В этой отрасли используют неценовую конкуренцию. Принято относить к таким рынкам отрасли потребительских товаров и услуг.

Кроме этого, неотъемлемым элементом  рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рыночная инфраструктура - это институты, способствующие эффективному функционированию рынка, снижению транзакционных издержек. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли, банковской системы, страховых организаций.

Виды рынков.

В зависимости от различных критериев  рынки можно разделить:

1) по экономическому назначению  объектов рыночных отношений:  рынки товаров и услуг, рынки  ресурсов;

2) по товарным группам: рынки  продовольственных и непродовольственных товаров, рынки услуг;

3) по территориальному признаку: местные (локальные), территориальные  (областные), национальные (республиканские)  и мировые (международные) рынки;

4) по степени ограничения конкуренции  монопольный, олигопольный, межотраслевой;

5) по характеру продаж: рынки  оптовой и розничной торговли, рынки государственных закупок;

6) по соблюдению законности: легальные  и нелегальные рынки.

Преимущества и недостатки рынков.

Преимущества:

1) Рынок способствует более эффективному  использованию ресурсов. Желание максимизировать прибыль заставит использовать те ресурсы, которых много, так как они дешевы, и экономить редкие ресурсы, так как они дороги.

2) Способствует развитию техники,  созданию новых технологий, методов  организации и управления производством, так это повышает прибыль.

3) Обеспечивает свободу выбора  потребителей и производителей.

Последнее можно рассматривать  как составляющую свободы вообще и одну из важнейших целей в жизни человека.

Недостатки:

1) Внешние эффекты. Это ситуация, когда третья незаинтересованная  в сделке сторона получает  выгоды (положительный внешний эффект) или издержки (отрицательный внешний эффект). Примерами могут быть выгоды от образования, получаемые обществом и экологические проблемы как издержки.

2) Не стимулирует производство  общественных товаров. Это товары, которые обладают свойствами неделимости и неисключаемости, то есть ими пользуются все и бесплатно. Например, оборона страны, освещение улиц.

Информация о работе Современные подходы к теории спроса и предложения на рынке