Современный экономический кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:16, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение современного финансово-экономического кризиса и рассмотрение его влияния на эффективность развития предприятий.
Данная цель определила решение следующих задач:
1.Рассмотреть понятие экономического кризиса;
2.Осветить причины кризиса в России;
3.Исследовать особенности современного финансово-экономического кризиса;
4.Проанализировать последствия современного финансово-экономического кризиса в России;
5.Определить влияние кризиса на эффективность развития предприятий;
6.Провести обзор путей выхода из кризиса.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие финансово-экономического кризиса и причины его возникновения. 5
1.1.Понятие экономического кризиса 5
1.2.Причины кризиса в России 5
1.3.Особенности современного финансово-экономического кризиса 8
Глава 2.Влияние современного финансово-экономического кризиса в России на экономику страны и пути выхода из сложившейся ситуации. 10
2.1. Последствия современного финансово-экономического кризиса в России 10
2.2.Влияние кризиса на эффективность развития предприятий 12
2.3.Обзор путей выхода из кризиса 14
Заключение 21
Список литературы 23
Приложения 25
Приложение 1. 25
Приложение 2. 26

Работа состоит из  1 файл

Современный финансово-экономич кризис.docx.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

С одной стороны, малый бизнес понес значительные убытки из-за снизившейся покупательной  способности наших соотечественников. Несмотря на то, что ремонт или химчистка  одежды обходятся значительно дешевле, чем покупка новых предметов  гардероба, многие пункты приема или небольшие мастерские были вынуждены закрыться из-за возросшей арендной платы. Целый ряд малых  предприятий, которые занимались сезонным бизнесом, также вынуждены были прекратить свое существование. Кроме того, влияние кризиса на малый бизнес также выражается в осложнении доступа к банковским кредитам, многие финансовые организации ужесточили требования к заемщикам и повысили процентные ставки по кредитам.

С другой стороны, Правительство Российской Федерации  и местные органы самоуправления прикладывают значительные усилия для того, чтобы начинающие частные предприниматели могли открыть собственное дело. По мнению чиновников, влияние кризиса на малый бизнес должно привести к увеличению числа  малых предприятий, что позволит значительно увеличить число рабочих мест и сократить безработицу.

Многие люди до кризиса предпочитали работать на крупных  предприятиях, наступление финансового  кризиса привело к тому, что  некоторые россияне начали открывать  собственные малые предприятия,  используя навыки, полученные при работе в более крупных организациях.

В ценовой  политике предприятий влияние кризиса  на малый бизнес также было заметно. Многие частные предприниматели, стараясь удержаться «на плаву», отказались от повышения цен на свои товары и услуги, а некоторые даже понизили расценки, привлекая новых покупателей. Многие малые предприятия разрабатывают собственные программы лояльности, которые позволяют удерживать постоянных клиентов.

Очень пострадали во время кризиса туристические  компании, ведь продать в столь  тяжелый момент туристическую путевку, пусть даже по бросовой цене стало весьма проблематично7.

Также пострадали строительные компании. Ведь бюджет государственных учреждений резко сократился, все плановые ремонты  прекратились на неопределенный срок. Некоторые строительные компании, дабы не пойти ко дну переквалифицировались и стали оказывать услугу муж на час. То есть заниматься не крупным ремонтом и строительством, а мелким бытовым ремонтом. Ведь если, скажем, у человека сломалась сантехника, он в любом случае пригласит специалиста. А значит хоть и небольшой, но доход будет.

Не  только российские компании потерпели  крах во время кризиса, по некоторым  данным в 2009 году около 32% компаний в  мире потерпели банкротство.

Но, как известно, не бывает кризиса  без роста (как и роста не бывает без кризиса). Некоторые предприятия вышли на новый финансовый уровень именно в тяжелые для других времена.

Например, компании, занимающиеся продажей светового  и звукового оборудования, смогли закупить его по смешным ценам.

2.3.Обзор путей выхода из кризиса

 

У нас  укрепляется общественное мнение, что  кризис это «экономическая простуда», вызванная цикличностью капитализма, которая через пару лет пройдёт. Это вносит ложные ожидания, дезориентирует правительство и общество. Для  изменения этого необходимо:

На правительственном уровне провести глубокий и всесторонний анализ фундаментальных причин сложившейся общей внутренней и мировой экономической ситуации. Для этого, создать временный орган с широким привлечением ведущих, авторитетных экономистов и экономических коллективов, коллективов учёных общенаучных дисциплин, представителей бизнеса. В течение 1-2 месяцев, по результатам его работы, выпустить правительственный меморандум, в котором предельно конкретно и честно указать официальный взгляд правительства на причины мирового кризиса. Данный подход должен консолидировать общество и внести ясность в глубину, продолжительность кризиса и причинно-следственные связи, прекратить панику, очертить задачи, обозначить пути выхода. Предложить осуществить данный подход другим правительствам (особенно соседним с Россией стран СНГ, Индии, Китаю)8.

Исходя  из обозначенных общими усилиями причин кризиса, будет ясно, насколько глубоко  распространится межгосударственная антикризисная интеграция экономик. Только потом, разработать совместную взвешенную, реальную внешнюю экономическую антикризисную политику на дальнейшую перспективу.

Таким образом, это позволит сформировать совместную инициативу по изменению  мирового хозяйства в особой интеграции со странами близких России экономик. Позволит выступать на международных антикризисных форумах именно с общей интегрированной позицией.

Уже «сегодня» по всему спектру, внутренних экономических задач надо:

На  региональных рынках организовать еженедельный мониторинг базовых параметров состояния региональной экономики и финансов, социально значимых параметров (безработица, преступность и проч.) На правительственном уровне обобщать и анализировать эти показатели проводить оперативную адресную политику государственного регулирования и антикризисного управления.

Остановить  эмиссию рубля, «привязать» рубль  к золотому эталону стоимости. Перестать  тратить золотовалютные резервы  на поддержание курса рубля к  доллару, зафиксировав обменный курс. Предоставить право осуществления  валютных операций банкам по фиксированному курсу рубля с жёстким контролем со стороны государства. Деньги, это всего лишь мера (эталон) стоимости и основное качество денег - неизменность содержания в них золотого эквивалента (эталона стоимости). Чудовищное заблуждение современной экономической теории - считать деньги инструментом изменения стоимостей! Это извращение понимания рыночных механизмов. Изменение величины меры стоимости (денег) никогда не являлось причиной изменение самой стоимости. Для стабилизации курса рубля, ЦБ РФ следует начать активно кредитовать банки долларовыми накоплениями из резервного фонда, после чего конвертировать кредит в рубли по фиксированному курсу, под 5% годовых, чем постепенно «избавляться» от валютной необеспеченной ликвидности, переводя её в рублёвые обязательства. Закрыть валютную биржу, как спекулятивный механизм, торгующий эталонами стоимости, дестабилизирующий и извращающий стоимостные оценки, перейти к фиксированному государством курсу к основным мировым валютам. Корректировать его ежеквартально исходя из уровня их девальвации. Увеличить государственную долю участия в золотодобыче. Реанимировать отрасль.

В тоже время, заморозить цены на все базовые для общего ценообразования товары, продукцию естественных монополий, чем снизить внутреннюю инфляцию. Сформировать юридическое понятие «экономическая спекуляция», как деятельность по увеличению цены, без сообщения товару дополнительных потребительских свойств, без соразмерного увеличения в ней доли труда. Поправить "антиспекулятивное" законодательство и правовым механизмом её пресечь. Не ограничивать цены (это путь к дефицитам), а разработать критерии монопольных «злоупотреблений» и эффективные штрафные правовые механизмы для необоснованного повышения цен в регионах.

Развитие  производства обеспечивать не столько с прибыли, сколько за счёт доступных низкопроцентных кредитов (до 7-9 % годовых) на развитие производства. Прибыль, направляемую на расширение производства и открытие новых рабочих мест освободить от налогов.

Активнее  использовать механизм госзаказа через открытые тендеры на внутреннем рынке. Переориентировать максимально государственный импорт, активнее торговать с третьими странами, СНГ, Китаем и Индией уйти с ними от расчётов в долларах к расчёту в национальных валютах, в рублях, в золоте.

Минимизировать  налоги у импортозамещающих производств. Создать беспрецедентные льготы, стимулирующие их появление и развитие. Перевести экономическую политику по созданию импортозамещающих производств, в ранг приоритетного национального экономического проекта.

Начать  глубоко реструктуризировать валютный (особенно долларовый) резерв, переводя его в активы наукоёмких, высокотехнологичных  компаний - производителей закупаемого  Россией импорта за валюту.

Начать  процесс выработки новых принципов  и правил кризисного функционирования банков, исходя из их основного предназначения: обеспечения обменных банковских операций и кредитование реального сектора.

Выработать  новые принципы и правила работы товарных и сырьевых бирж. Основу которых, должны составить строгие, однозначно трактуемые критерии информативности, открытости участников сделок, ответственности за нечистоту сделки9.

Разработать однозначные критерии оценки стоимости  экономических объектов и привести ценные бумаги в соответствие этим критериям. Произвести переоценку стоимости ценных бумаг.

Перевести борьбу с коррупцией в практическое, экономическое, правовое русло. Доработать закон о противодействии коррупции  и методику проведения экспертизы нормативных  актов и документов. Конкретизировать нормы и понятия права, глобально усилить ответственность. Ликвидировать многозначность и общие декларативные фразы. Создать общественные эффективные обратные связи, регулирующие коррупциогенность системы. Именно этот способ, есть единственный эффективный способ противодействия, исключающий бесконечную «матрёшечность» структур аппарата, контролирующих друг друга, истощающих бюджет, прокладывающих путь«в никуда».

Обязать все предприятия, включая и малые  опубликовывать на едином, открытом в  доступе, государственном информационном портале в сети Интернет ответственную, строго формализованную, обязательную, ежеквартальную информацию о своих активах, балансе, ценах. К тому же обязать все бюджетные организации, включая все министерства и ведомства, включая силовые, в том числе, опубликовывать информацию о закупках на сумму более

50 000 рублей, поставщиках, закупочных  ценах по ним. Это даст правительству  дополнительные возможности оперативной  статистической обработки экономической  информации. Наличие оптового посредника (без фазы складирования) между продавцом и покупателем должно рассматриваться как признак «грязной» сделки и компенсироваться штрафом покупателя в размере спекулятивной маржи, а в бюджетных организациях привлечением к соответствующей последствиям мере ответственности сотрудника.

Ввести  в обиход юридическое понятие  «коррупционный случай» - событие купли-продажи, передачи (ликвидации) полномочий (преференций) характеризующееся критериями: отсутствием  определённого законодательством  механизма информативности события (о его времени, месте, об участниках, об их заблаговременном уведомлении); отсутствие общего конкурентного подхода к тендеру или не соблюдение критериев конкурентного подхода. Ответственность должна быть соразмерна коррупционным преференциям (предполагаемой выгоде, полученной от сделки). Факт наличия коррупционного случая - должен стать объектом следственного дознания и судебного разбирательства. Инициатором его может быть любое юридическое или физическое лицо, орган власти, налоговый орган, общественная организация. Определить меры ответственности инициатора и участников сделки.

Вывести маркетинговые, аналитические, информационные и прочие «сомнительные» услуги из статуса «производственных расходов»  фирмы в статус «расходы за счёт прибыли».

Начать создавать новые рабочие места в инфраструктуре, системе ЖКХ, вводить повсеместно ресурсосберегающие технологии, создавать и модернизировать коммуникации, городской транспорт10.

Организовать  господдержку региональным биржам труда  а системе переподготовки кадров, с участием предприятий, в системе дополнительного образования. Создать гласную, открытую систему адресной поддержки безработным.

Начать  глубокую ревизию экономического, гражданского права, направленную на ликвидацию многозначности и неопределённости понятий права, разработать нормы однозначной, значительно более строгой ответственности за свою деятельность всех участников рынка. Начать процесс создания ответственного экономического сообщества11.

Пересмотреть  основные принципы функционирования госструктур. Начать ревизию «непроизводственной сферы», оптимизацию структур, их реструктуризацию и сокращение. Пересмотреть функции структур, конкретизировать их обязанности, разграничить полномочия, поставив во главу персональную ответственность.

 

Заключение

 

        Итак, мы выяснили, что:

Кризис  – это явление, захватывающее  всю систему в целом, включая  ее структурные и функциональные составляющие (подсистемы). Мировой финансово-экономический кризис, достигший своего пика в 2008 г., затронул все страны. Это первый кризис такого масштаба в условиях глобализации экономики. Для преодоления последствий кризиса необходимо понять его сущность, причины, связанные с этим риски.

Кризис  нельзя представлять себе как нечто  такое, что неизбежно повлечет за собой катастрофу. Кризис можно преодолеть, надо только приложить к этому соответствующие усилия, в чем и состоит смысл антикризисного управления. Циклическое развитие экономики показывает неизбежность кризиса и возможность выхода из него с потенциалом дальнейшего успешного развития.

В этом случае возрастает роль и значение антикризисного управления. Оно имеет  определенные особенности в условиях современного финансово-экономического кризиса.

Прежде  всего важно понять роль государства  и международных организаций  в антикризисном управлении, проанализировать практику принимаемых государственных мер по преодолению кризиса, рассмотреть специфику корпоративного антикризисного управления.

Последствия кризиса масштабны и, скорее всего, еще не исчерпали себя, но уже  наметились тенденции к «выздоровлению». Скорость борьбы мирового организма с этой «болезнью» зависит от характера его целей, средств и желания жить.

В процессе написания курсового проекта  нами достигнута поставленная цель и  решены следующие задачи:

1.Рассмотрели  понятие экономического кризиса;

2.Осветили  причины кризиса в России;

3.Исследовали  особенности современного финансово-экономического  кризиса;

4.Проанализировали  последствия современного финансово-экономического  кризиса в России;

5.Определили  влияние кризиса на эффективность развития предприятий;

6.Провели  обзор путей выхода из кризиса.

 

Список литературы

 

1.Аксенов  В.С. Мировой финансовый кризис  и экономическая безопасность  России: анализ, проблемы и перспективы  / Аксенов В.С. - М.: Экономика, 2010. - 204 с.

Информация о работе Современный экономический кризис