Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 20:21, контрольная работа
Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что
образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством,
превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За
достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок
образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность образовательной услуги…………………………………………...5
2. Рынок образовательных услуг…………………………………………………8
3. Спрос на образовательные услуги…………………………………………… 9
4. Предложение образовательных услуг……………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………...………………………18
Спрос на образовательные услуги отличается от спроса других благ постоянной востребованностью, обусловленной необходимостью получения субъектами общего и профессионального образования различных уровней. Рынок знаний имеет цикличность, связанную с демографическими сдвигами в национальной экономике. В России наблюдается тенденция снижения рождаемости и рост смертности («российский крест»), что, безусловно, сказывается на рынке образовательных услуг. Вместе с тем, имеет место рост потребностей в более качественных и современных образовательных услугах. Так, очевидной тенденцией стало получения второго высшего образования и развитие интерактивных форм обучения [7].
Спрос на рынке образовательных услуг особенно подвержен влиянию вкусов, запросов и предпочтений потребителей. Это связано с тем, что непосредственные потребители на этом рынке – дети в возрасте 6-7 лет и подростки в 14-15 лет не самостоятельны в своем выборе. Его осуществляют их родители и родственники. Более независимы и индивидуальны в своем выборе абитуриенты 16-17 лет, но их выбор обязательно должен согласовываться с финансовыми возможностями родителей. Происходит выбор между субъективными стремлениями индивидов получить то или иное образование и рациональными подходами к решению этой проблемы со стороны более старшего поколения [9].
Выбор образовательного учреждения определяется не только способностями и желаниями субъекта, но и его доступностью по местонахождению, уровню цен на предоставляемые услуги, возможностями найти в дальнейшем работу по выбираемой специальности и даже таким фактором, как связи родителей или родственников в образовательной среде. Конечно, в отдельных случаях желание получить образование в конкретном учебном заведении становится целью жизнедеятельности субъекта и при определенных усилиях (многократным попыткам поступления) оно может быть реализовано, но чаще всего субъект при существующем многообразии учебных заведений останавливает свой выбор на том из них, обучение в котором для него наиболее доступно при учете всех известных факторов, определяющих его выбор [9].
Спрос, а, соответственно, и цена на образовательные услуги зависят от широты выбора взаимодополняемых услуг. В качестве таковых в школах выступают группы продленного дня, факультативные занятия, семинары, проводимые по специально разработанным программам с привлечением вузовских преподавателей. В высших учебных заведениях к числу таких услуг можно отнести изучение второго или третьего иностранного языка, курсы по выбору, получение второго дополнительного образования, переподготовку и переквалификацию.
В престижных зарубежных учебных заведениях, в частности в Великобритании, дается не столько образование, сколько светское воспитание, включающее этикет, знание национальных традиций и общемировой культуры, обучение популярным видам спорта, включая конный, серфинг и т.д. Все это в комплексе и определяет высокие цены на образовательные услуги в данных учреждениях [7].
Отметим,
что цена на образовательные услуги
для отдельных групп
На рынке
образовательных услуг спрос
не обнаруживает столь явной обратной
зависимости от уровня цен, более
того, при росте стоимости
Важным фактором спроса в данном сегменте рынка, определяющим цену услуг, являются доходы потребителей и их потребительские ожидания. Можно утверждать, что если сегодня в системе ценностей образование занимает одно из ведущих мест, то потребительские ожидания в связи с получением образования, его повышением или переквалификацией становятся определяющим фактором, а вовсе не доходы стремящихся к образованию потребителей. «Рост» последних достигается различными способами: взятием кредита на образование, помощью родственников, собственным трудоустройством [7].
В развитых странах сложилась система кредитования образовательных услуг, и она достаточно успешно функционирует, делая эти услуги доступными для различных групп населения. В России эти процессы находятся в стадии становления. К сожалению, в действующем Законе РФ «Об образовании» данные формы регулирования образовательных услуг не учтены.
Большое
значение в ценообразовании имеет
такой фактор, как престижность образовательного
учреждения, связанная с его
Престижные
учебные заведения, при прочих равных
условиях, дают выпускнику большой
шанс на рынке труда, хотя нередко
не диплом, а реальный уровень знаний
становится критерием в подборе
рабочей силы и трудоустройстве
[9].
4. Предложение образовательных услуг
Предложение
на рынке образовательных услуг
формируют различные
Отметим, что предложение на рынке образовательных услуг зависит от сложившегося уровня рыночных цен и его динамики. При положительной динамике предложение услуг расширяется. В настоящее время предпринимательство, связанное с образовательными процессами и технологиями, считается одним из наиболее прибыльных и перспективных.
Предложение образовательных услуг при всем их многообразии не так динамично, как спрос на них. Для рынка этих услуг характерно постоянное неравновесное состояние: здесь спрос всегда выше предложения, а посему цены постоянно растут. Их рост, по нашему мнению, определяет разрыв (степень несоответствия) спроса и предложения, что каждый год количественно подтверждается конкурсом среди поступающих, их числом на одно вакантное место. Отметим, что конкурсы стали характерны не только для высших и средних профессиональных учебных заведений, но и для общих средних образовательных учреждений (школ, гимназий и т.п.), что связано с ростом спроса на услуги конкретных образовательных структур [9].
Существующие
сегодня в России механизмы планирования
предложения на рынке образования
— т. е. планирования численности
выпускаемых вузами специалистов —
очевидно не работает.
По оценкам специалистов, во всем мире объемы предложения образовательных услуг растут весьма существенно, особенно в высшем и последипломном образовании, а в наиболее динамично развивающихся странах темп их ежегодного роста достигает 10-15%. Своим потенциалом и логикой развития сфера образования притягивает к себе все более пристальное внимание инвесторов.
На первый взгляд, в государственных вузах России сохраняется превышение спроса над предложением. По данным Государственного комитета РФ по высшему образованию, в подведомственных ему вузах в 1993 г. в среднем было подано 180-190 заявлений о приеме на каждые 100 мест. В 1994 г. конкурс вырос на 10-15 %, однако надо учесть, что контрольные цифры приема были определены на 2,6% ниже, чем в 1993 г. [34].
Уже несколько
лет высокий уровень
Казалось бы, столь высокий уровень спроса на образовательные услуги не стимулирует потребности в их маркетинговом обеспечении.
Вместе
с тем в целом за год количество
заявлений, поданных в вузы Госкомитета,
снизилось на 5-8%. С трудностями и
практически без конкурса был проведен
набор на специальности горнометаллургического,
машиностроительного, химико-техно-ло-гического
профиля, в университетах - по математическим,
химическим и особенно по физическим специальностям
(до 0,6 человек на место). Аналогичными
оказались итоги приtма и в вузах Беларуси,
Украины.
В то же
время разрешенный вузам
Несколько
иная, но не противоречащая этой картина
наблюдается в
Согласно
Закону Российской Федерации «Об
образовании» образовательное учреждение
осуществляет свою деятельность в интересах
личности, общества и государства. На сегодняшний
день реально существует лишь механизм
удовлетворения интересов государства.
Органы государственного управления образованием
(министерства, департаменты, управления)
достаточно конкретно формулируют свои
требования к результатам деятельности
образовательных учреждений, а руководители
учреждений обеспечивают их выполнение.
С интересами личности в образовании у
руководителя учреждения возникают определенные
сложности. Далеко не всегда люди (особенно
дети) могут конкретно сформулировать
свои образовательные потребности, и нет
отлаженных механизмов согласования интересов
личности с возможностями образовательного
учреждения.
1. . Терюкова
Т. Качество образования и
2. Котлер
Ф. «Маркетинг менеджмент», «
3. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.)
4. Щетинин
В. «Рынок образовательных
5. Щетинин В.П. «Своеобразие российского рынка образовательных услуг», Мировая экономика и международные отношения, №11, 2007 г.
6. Попов Е.Н. «Услуги образования и рынок», Российский экономический
журнал, № 6, 1992 г.
7. Макаров
В. Контуры экономики знаний//
8. Егоршин А. П. , Никандров Н. Д. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. – Н. Новгород: НИМБ, 2004.
9. Панкрухин
А.П. "Маркетинг образовательных
услуг", Маркетинг в России
и за рубежом, 7-8, 2003 г.
Информация о работе Спрос и предложение образовательных услуг