Спрос и предложение образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 20:21, контрольная работа

Описание

Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что
образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством,
превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За
достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок
образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность образовательной услуги…………………………………………...5
2. Рынок образовательных услуг…………………………………………………8
3. Спрос на образовательные услуги…………………………………………… 9
4. Предложение образовательных услуг……………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………...………………………18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по экономике образованияъ.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

Спрос на образовательные услуги отличается от спроса других благ постоянной востребованностью, обусловленной необходимостью получения субъектами общего и профессионального образования различных уровней. Рынок знаний имеет цикличность, связанную с демографическими сдвигами в национальной экономике. В России наблюдается тенденция снижения рождаемости и рост смертности («российский крест»), что, безусловно, сказывается на рынке образовательных услуг. Вместе с тем, имеет место рост потребностей в более качественных и современных образовательных услугах. Так, очевидной тенденцией стало получения второго высшего образования и развитие интерактивных форм обучения [7].

Спрос на рынке образовательных услуг  особенно подвержен влиянию вкусов, запросов и предпочтений потребителей. Это связано с тем, что непосредственные потребители на этом рынке – дети в возрасте 6-7 лет и подростки в 14-15 лет не самостоятельны в своем выборе. Его осуществляют их родители и родственники. Более независимы и индивидуальны  в своем выборе  абитуриенты 16-17 лет, но их выбор обязательно должен согласовываться с финансовыми возможностями родителей. Происходит выбор между субъективными стремлениями индивидов получить то или иное образование и рациональными подходами к решению этой проблемы со стороны более старшего поколения [9].

Выбор образовательного учреждения определяется не только способностями и желаниями субъекта, но и его доступностью по местонахождению, уровню цен на предоставляемые услуги, возможностями найти в дальнейшем работу по выбираемой специальности и даже таким фактором, как связи родителей или родственников в образовательной среде. Конечно, в отдельных случаях желание получить образование в конкретном учебном заведении становится целью жизнедеятельности субъекта и при определенных усилиях (многократным попыткам поступления) оно может быть реализовано, но чаще всего субъект при существующем многообразии учебных заведений останавливает свой выбор на том из них, обучение в котором для него наиболее доступно при учете всех известных факторов, определяющих его выбор [9].

Спрос, а, соответственно, и цена на образовательные услуги зависят от широты выбора взаимодополняемых услуг. В качестве таковых в школах выступают группы продленного дня, факультативные занятия, семинары, проводимые по специально разработанным программам с привлечением вузовских преподавателей. В высших учебных заведениях к числу таких услуг можно отнести изучение второго или третьего иностранного языка, курсы по выбору, получение второго дополнительного образования, переподготовку и переквалификацию.

В престижных зарубежных учебных заведениях, в частности в Великобритании, дается не столько образование, сколько светское воспитание, включающее этикет, знание национальных традиций и общемировой культуры, обучение популярным видам спорта, включая конный, серфинг и т.д. Все это в комплексе и определяет высокие цены на образовательные услуги в данных учреждениях [7].

Отметим, что цена на образовательные услуги для отдельных групп потребителей не имеет значение. Если финансовое положение потребителей образовательных  услуг позволяет им обучаться на коммерческой основе, то при прочих равных условиях (цена, специальность, профессия, форма обучения) выбор будет сделан в пользу той образовательной структуры, услуги которой потребитель считает для себя полезными, наиболее полно удовлетворяющими его потребности и предпочтения.

На рынке  образовательных услуг спрос  не обнаруживает столь явной обратной зависимости от уровня цен, более  того, при росте стоимости образования  скорее наблюдается увеличение спроса. Подтверждением этому является высокий и постоянно растущий спрос на образовательные услуги столичных вузов. Сегодня имеет место достаточно стабильный или даже расширяющийся спрос на экономические и юридические образовательные услуги при постоянном росте цен на них. Однозначно проявляется «эффект Гиффена» – увеличение спроса при росте цен, но наиболее очевиден он на монопольном рынке образовательных услуг, отличающихся своей уникальностью [9].

Важным  фактором спроса в данном сегменте рынка, определяющим цену услуг, являются доходы потребителей и их потребительские ожидания. Можно утверждать, что если сегодня в системе ценностей образование занимает одно из ведущих мест, то потребительские ожидания в связи с получением образования, его повышением или переквалификацией становятся определяющим фактором, а вовсе не доходы стремящихся к образованию потребителей. «Рост» последних достигается различными способами: взятием кредита на образование, помощью родственников, собственным трудоустройством [7].

В развитых странах сложилась система кредитования образовательных услуг, и она достаточно успешно функционирует, делая эти услуги доступными для различных групп населения. В России эти процессы находятся в стадии становления. К сожалению, в действующем Законе РФ «Об образовании» данные формы регулирования образовательных услуг не учтены.

Большое значение в ценообразовании имеет  такой фактор, как престижность образовательного учреждения, связанная с его приверженностью  определенным традициям, высокому качеству образовательных услуг и элитарностью их предоставления. Престижность образовательных учреждений может быть объективно обусловленной и подкрепляться соответствующим уровнем обучения в них, но, к сожалению, может быть и искусственно раздутой удачным PR-ом (паблик-рилейшен). Организация собственного тестирования при приеме в школу у многих родителей вызывает ощущение избирательности учебного заведения, а открытие в вузах конъюнктурных специальностей без должного уровня обеспечения образовательных стандартов порождает ажиотажный спрос на них.

Престижные  учебные заведения, при прочих равных условиях, дают выпускнику большой  шанс на рынке труда, хотя нередко  не диплом, а реальный уровень знаний становится критерием в подборе  рабочей силы и трудоустройстве [9]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Предложение образовательных услуг

Предложение на рынке образовательных услуг  формируют различные образовательные  структуры: государственные и муниципальные, а также негосударственные образовательные  организации (частные, учреждения общественных и религиозных организаций). Объем, качество, дифференциация предоставляемых услуг являются прерогативой образовательных структур, определяемой на основе государственных образовательных стандартов. Последние устанавливают обязательный минимум содержания основных учебных программ, максимальный объем нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников [7].

Отметим, что предложение на рынке образовательных  услуг зависит от сложившегося уровня  рыночных цен и его динамики. При  положительной динамике  предложение  услуг расширяется. В настоящее время предпринимательство, связанное с образовательными процессами и технологиями, считается одним из наиболее прибыльных и перспективных.

Предложение образовательных услуг при всем их многообразии не так динамично, как  спрос на них. Для рынка этих услуг характерно постоянное неравновесное состояние: здесь спрос всегда выше предложения, а посему цены постоянно растут. Их рост, по нашему мнению, определяет разрыв (степень несоответствия) спроса и предложения, что каждый год количественно подтверждается конкурсом среди поступающих, их числом на одно вакантное место. Отметим, что конкурсы стали характерны не только для высших и  средних профессиональных учебных заведений, но и для общих средних образовательных учреждений (школ, гимназий и т.п.), что связано с ростом спроса на услуги конкретных образовательных структур [9].

Существующие  сегодня в России механизмы планирования предложения на рынке образования  — т. е. планирования численности  выпускаемых вузами специалистов —  очевидно не работает. 

По оценкам  специалистов, во всем мире объемы предложения  образовательных услуг растут весьма существенно, особенно в высшем и  последипломном образовании, а в  наиболее динамично развивающихся  странах темп их ежегодного роста  достигает 10-15%. Своим потенциалом и логикой развития сфера образования притягивает к себе все более пристальное внимание инвесторов.

На первый взгляд, в государственных вузах  России сохраняется превышение спроса над предложением. По данным Государственного комитета РФ по высшему образованию, в подведомственных ему вузах в 1993 г. в среднем было подано 180-190 заявлений о приеме на каждые 100 мест. В 1994 г. конкурс вырос на 10-15 %, однако надо учесть, что контрольные цифры приема были определены на 2,6% ниже, чем в 1993 г. [34].

Уже несколько  лет высокий уровень конкурсности удерживается по экономическим, языковым и правоведческим специальностям, а  также по специальностям сферы обслуживания. В ряде ведущих столичных вузов  конкурс по специальностям "мировая  экономика", "финансы и кредит", "менеджмент" и "правоведение" достигал 7-8 человек на место. В ряде регионов, удаленных от столицы (например, в Бурятии) весьма значительным оказался конкурс по техническим специальностям: в других наблюдается всплеск интересов к педагогическому образованию.

Казалось  бы, столь высокий уровень спроса на образовательные услуги не стимулирует  потребности в их маркетинговом  обеспечении.

Вместе  с тем в целом за год количество заявлений, поданных в вузы Госкомитета, снизилось на 5-8%. С трудностями и практически без конкурса был проведен набор на специальности горнометаллургического, машиностроительного, химико-техно-ло-гического профиля, в университетах - по математическим, химическим и особенно по физическим специальностям (до 0,6 человек на место). Аналогичными оказались итоги приtма и в вузах Беларуси, Украины.  

В то же время разрешенный вузам платный  набор абитуриентов (в 1992 г. - 30 % от плана) оказался в целом по высшей школе  России реализованным лишь на одну четверть (7 % от планового набора). Это дает основания сделать вывод, что резервы предложения платных образовательных услуг еще существенно превышают возможности спроса.

Несколько иная, но не противоречащая этой картина  наблюдается в негосударственных  образовательных учреждениях. Здесь также налицо мощный приток абитуриентов, особенно - по направлениям бизнес-образования, экономики, финансов, права - как в институты, так и в колледжи, лицеи, гимназии, обра-зовательные центры. Причем в этом потоке оказываются и те, кто не был среди абитуриентов государственных вузов. Факта превышения спроса над предложением услуг здесь констатиро-вать нельзя, - практически все абитуриенты, способные оплатить услуги, становятся студентами. Другое дело, что спрос часто оказывается неудовлетворенным уже в процессе обучения (по качественным и иным требованиям), вследствие чего предложение снова начинает превышать спрос, объявляются дополнительные наборы абитуриентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Согласно  Закону Российской Федерации «Об  образовании» образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в интересах личности, общества и государства. На сегодняшний день реально существует лишь механизм удовлетворения интересов государства. Органы государственного управления образованием (министерства, департаменты, управления) достаточно конкретно формулируют свои требования к результатам деятельности образовательных учреждений, а руководители учреждений обеспечивают их выполнение. С интересами личности в образовании у руководителя учреждения возникают определенные сложности. Далеко не всегда люди (особенно дети) могут конкретно сформулировать свои образовательные потребности, и нет отлаженных механизмов согласования интересов личности с возможностями образовательного учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 

1. . Терюкова  Т. Качество образования и рыночный  процесс // Учитель.2006. № 1. С. 4-9.

2. Котлер  Ф. «Маркетинг менеджмент», «ПИТЕР», 2006 г.

3. Федеральный  закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О  внесении  изменений и  дополнений  в  Закон  Российской  Федерации  "Об  образовании"   (с  изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря  2000 г.)

4. Щетинин  В. «Рынок образовательных услуг  в современной России», Школа, N3, 1997 г.

5. Щетинин  В.П. «Своеобразие российского  рынка  образовательных  услуг», Мировая экономика и международные отношения, №11, 2007 г.

6. Попов  Е.Н. «Услуги образования  и   рынок»,  Российский  экономический

      журнал, № 6, 1992 г.

7. Макаров  В. Контуры экономики знаний//Экономист, 2003. № 3. – С.6.

8. Егоршин А. П. , Никандров Н. Д. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. – Н. Новгород: НИМБ, 2004.

9. Панкрухин  А.П. "Маркетинг образовательных  услуг", Маркетинг в России  и за рубежом, 7-8, 2003 г. 
 
 
 

Информация о работе Спрос и предложение образовательных услуг