Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:52, реферат
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП).
действием каких-то обстоятельств или других законов.
Однако утверждение, что экономическая наука - это система законов принято не
всеми экономистами. Некоторые считают, что экономика исследует проблемы
эффективного использования ограниченных ресурсов. "Экономика изучает поведение
людей, как связь между целями и ограниченными производственными ресурсами,
имеющими альтернативные пути к применению". (Робинсон). В российской науке
превалирует мнение,
что экономика изучает
распределении, обмене и потреблении материальных благ, с целью удовлетворения
потребностей при ограниченных ресурсах.
Предмет науки тесно связан с ее методом. Их можно и нужно различать,
рассматривать отдельно, но не забывать, что они тесно связаны друг с другом и можно
сказать: что предмет экономики - это ее метод, а метод - это предмет, но
представлены они по-разному. Метод представляет из себя как бы свернутый предмет.
Метод науки должен соответствовать своему предмету. Экономическая наука имеет дела с
живыми, внутренне противоречивыми, сложными, динамичными, постоянно
изменяющимися объектами.
Различные экономические школы используют и разные методы исследования.
Кроме диалектики, это субъективистский (субъективный идеализм, человек его сознание
определяет все, главное внимание - полезность вещей), неопозитивно-эмпирический,
рационалистический.
Неопозитивно-эмпирический означает изучение явлений, оценки явлений
используя различные аппараты: математические, физические и другие.
Рационалистические: исследование рациональных законов. Исследуется не
поведение людей, а логика явлений. Среди этих методов, строго научным считать следует
диалектический метод.
Начало формирования экономической науки началось много тысяч лет назад, в
Древнем Востоке, что отобразилось в дошедших до нас памятниках культуры. Но только в
Древней Греции, в первом тысячелетии до нашей эры, была сделана попытка
сформировать экономическую науку, как отдельную отрасль знаний. Эти попытки
совершали Ксенофонт, Платон, Аристотель.
Попытки выделить экономическую науку в отдельную отрасль знаний
происходили и в Средние века. Наука была названа камералистикой, но так и не удалось
отделить ее от наростов географических и прочих наук. Фактически, эта была наука о
ведении натурального хозяйства. Эта попытка не увенчалось успехом, так как не было ни
условий, ни необходимости в ее возникновении. Они возникли в конце 16-го – начале 17-
го веков, в период становления капитализма. В это время начинает возникать единое
общественное хозяйство.
Появилась необходимость в
хозяйстве. Наиболее нуждающейся в этой науке была зарождающаяся буржуазия. Ученые
пытались дать максимально точную картину мира, но их первоначальная эффективность
была невелика. Долгое время ученые считали, что реальным источником богатства
является торговля, поэтому экономическая политика представлялась, как вывоз товаров за
рубеж и накопление золота в собственной стране (меркантилистская школа). Но вскоре
оказалось, что без реальной производственной базы такую политику проводить
невозможно. Поэтому следующей школой, которая вплотную занялась уже проблемой
производства, стала школа физиократов. Они считали, что основой богатства является
труд, но только в области сельского хозяйства. Следующими учеными, сделавшими шаг
вперед в понимании экономики, стали ученые Риккардо, Смит – так называемые классики.
Они доказывали, что источником богатства является производительный труд – в любой
области. Однако по мере укрепления положения буржуазии в адекватном отражении
реальности. Точнее, этот интерес раздвоился: капитализм стал заинтересован в
доказательстве того, что капитализм есть высшая точка развития общества. Потребность
же в максимально точном изображении реальности появляется у другой, возникшей в
результате эволюции капитализма, категории населения – трудящихся, пролетариата. В
результате этой потребности и возникает марксизм. Одновременно с этим буржуазная
наука одновременно с раздвоением интереса основного правящего класса, также
раздваивается: на научную и так называемую, вульгарную. Последняя служила лишь для
доказательства незыблемости капиталистического строя. Первоначально марксизм
развивается, как научная теория, но после 1917 года, она также раздваивается на
вульгарную и научную. Вульгарный марксизм также служил лишь для сохранения
существующего строя. Сейчас делаются попытки соединить буржуазную и марксистскую
научную теории.
Постепенно же формировалось и представление о предмете науки. Адам Смит
считал, что предметом экономической теории является богатство. В его книге
рассматривается способы получения, распределения, потребления богатства. Именно у
Смита и Риккардо, именно в их трудах были созданы предпосылки для раздвоения науки,
так как некоторые поставленные ими вопросы были рассмотрены поверхностно.
Последующие ученые считали, что «экономическая наука с одной стороны наука о
богатстве, а с другой – часть общественной науки о действиях человека в обществе,
которая относится к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения их потребности»
(Маршалл, конец 19 века).
Маркс и его последователи, в свою очередь, считали, что предметом
экономической науки является система экономических или производственных отношений
и законы функционирования и развития этих отношений, причем отношения возникают не
просто между конкретными людьми, а между экономическими типами: продавец,
покупатель, торговый, промышленный капиталист, наемный рабочий, землевладелец и др.
Каждый из этих типов является собственником какого-то имущества или ресурса.
И они вступают в отношения, механизм которого сложен, противоречив, но
функционирует строго в соответствии с объективными законами. Поэтому и стал
возможен его научный анализ. В соответствии с этими законами человек занимает
определенное место в обществе, действуя в соответствии с правилами, повышает уровень
экономики и нормы, правила, действующие на предыдущем этапе перестают действовать.
Действия новых законов изменяют характер действий людей. Все это в марксистском
понимании и есть предмет изучения экономики.
Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946) выдающийся английский экономист XX века
является основателем нового направления экономической науки, получившего название
кейнсианство. Его главный труд «Общая теория занятости, процента и денег» (1936)
произвел переворот в экономической мысли XX века, и экономисты говорили о
«кейнсианской революции». Кейнс выдвинул вопрос о необходимости государственного
вмешательства в экономику в целях исправления ее недостатков.
Кейнс подверг критике два ключевых тезиса классиков: - о полной занятости всех
ресурсов, в том числе и трудовых, из которых следовало, что безработица может носить
либо фрикционный (связанный со сменой места работы), либо добровольный характер,
связанный с нежеланием части работников трудиться за ту плату, которая предлагается им
на рынках труда; - «закон рынков Сэя», согласно которому, предложение само рождает
спрос». Кейнс писал; что доходы больше чем спрос, цены меняются не так быстро, не
успевая при этом уравновесить спрос и предложение, отсюда в самой экономике заложена
причина кризиса перепроизводства. Отсюда Кейнс обосновывает необходимость
государственного вмешательства в экономику.
В отличие от классиков и неоклассиков, рассматривающих, в основном,
микроэкономические проблемы, Кейнс делает акцент на макроэкономические показатели
- национальный доход, инвестиции, накопления, сбережения, потребление и производство
в масштабах всего общества, сделавших его основоположником макроэкономики, как
самостоятельного раздела экономической теории.
Главную роль он отводил эффективному спросу, а не предложению, как было у
классиков и неоклассиков. Под эффективным спросом понимал совокупность
потребительских расходов (потребительский спрос) и инвестиции (инвестиционный
спрос). Главной причиной
недостаточности
«основной психологический закон» человека: «С ростом доходов люди склонны
увеличивать потребление, но не в той же мере, в какой растет доход».
Главная причина
недостаточности
инвестированию, который зависит от нормы процента и политической стабильности.
Инвестировать, по Кейнсу, означает купить какое-то благо ради того дохода, который от
не го ожидается в будущем. Высокий ссудный процент угнетающе действует на
инвестиционный процесс. Поэтому государству необходимо заботиться о поддержании
ставки процента на приемлемом для предпринимателей уровне. Главная проблема,
которую стремился решить Кейнс, состояла в том, что бы выяснить, с какими факторами
связаны колебания производства и занятости.__