Стабилизационная политика в экономике рассматривается в рамках макроэкономики, которая является частью экономической теории, которая из

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 15:07, контрольная работа

Описание

Стабилизациооная экономика

Работа состоит из  1 файл

курсач1.doc

— 287.50 Кб (Скачать документ)

         Слабой  стороной кредитно-денежной политики является то, что один и те же мероприятия, проводимые денежными властями, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других. Например, политика дорогих денег; снижая объемы инвестиций и темпы инфляции, может привести к значительному падению темпов экономического роста и усилению безработицы. В этой связи при проведении кредитно-денежной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принять меры по их нейтрализации.

         При проведении кредитно-денежной политики и выборе ее целей необходимо учитывать  побочные эффекты, обусловленные самим  механизмом изменения денежной массы  в экономике. Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, так как в этом участвуют коммерческие банки и небанковский сектор.

         Эффективность кредитно-денежной политики в целом  зависит от работы всех звеньев так называемого передаточного механизма. Передаточный механизм кредитно-денежной политики — механизм, посредством которого кредитно-денежная политика влияет на уровень расходов бизнеса, населения и государства. В кейнсианской экономической модели выделяют четыре его основные ступени:

         • изменение величины предложения  денег в экономике в результате проведения центральным банком соответствующей политики;

         • изменение процентной ставки на денежном рынке;

         • изменение совокупных расходов;

         • изменение объема национального  производства.

         Необходимое условие для проведения эффективной  кредитно-денежной политики — наличие современной банковской системы.

         1.2 Фискальная(бюджетно-налоговая)политика

         Дискреционная фискальная политика: сущность и механизм

         Дискреционная фискальная политика — сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы и налогообложение.

         Проиллюстрируем влияние государственных расходов на совокупный спрос. Поскольку в данном случае рассматривается лишь одна составляющая фискальной политики — государственные расходы, будем исходить из того, что налоги равны нулю.

         На  оси абсцисс отложена величина ЧВП, а на оси ординат — совокупные расходы. Состояние, при котором вся величина ЧВП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна величине суммы расходов, можно изобразить в виде прямой, идущей к оси абсцисс под утлом 45°. Тогда в любой точке этой прямой совокупные расходы равны величине ЧВП в этой точке.

         

         Если  функция совокупного спроса AD1 = С+ I дает равновесный ЧВП1, то функция совокупного спроса АD2 = С+ I + G дает его более высокий уровень — ЧВП2.

         Государственные расходы подобно инвестициям  обладают эффектом мультипликации. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает равновесный ЧНП в результате роста государственных расходов: k = ΔЧВП/ΔG .

         Иными словами, государственные расходы  в случае своего роста, подобно инвестициям, могут вызывать значительный рост равновесного объема ЧВП. В случае же сокращения государственные расходы приводят к значительному сокращению равновесного ЧВП. Подобный механизм влияния государственных закупок на объем национального производства предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для увеличения выпуска продукции. И наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции. Наименьшими мультипликативными свойствами обладают закупки продуктов сельского хозяйства, добывающей промышленности и первичной обработки сырья, а наибольшими мультипликативными свойствами — закупки оборудования, машин, техники. В практике промышленно развитых стран макроэкономическое регулирование через государственные закупки чаше всего осуществляется через военные заказы и строительные контракты.

         Рассмотрим теперь влияние налогов на объем национального производства. Налоги выполняют в экономики три функции: фискальную (основной источник бюджетных доходов), перераспределительную (корректировка неравномерного первичного распределения доходов), регулирующую (средство воздействия государства на экономику). С фискальной точки зрения, повышение налогов приведет к пополнению государственной казны. С перераспределительной точки зрения, имеет смысл высокое налогообложение доходов богатых слоев общества с целью пополнения доходов малообеспеченного населения. С точки зрения регулирования, государство стремится не столько увеличивать налоговые ставки, сколько использовать их для позитивного воздействия на ход экономической деятельности. Все эти функции надо совместить так, чтобы получить наилучший общий результат.

         Введение  налога приводит к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков. Сокращение доходов налогоплательщиков, в свою очередь, вызывает снижение объемов потребления и сбережений при каждом уровне ЧВП. Размер этого сокращения определяется величиной Предельной склонности к потреблению (MPC) и предельной склонности к сбережению (MPS). Изменение величины потребительских расходов вследствие роста налоговых ставок определяется по формуле: ΔС= ΔT x МРС. Аналогично, изменение величины сбережений вследствие роста налоговых ставок определяется по формуле: ΔS = ΔT x MPS. Воздействие роста налогов на равновесный ЧВП продемонстрировано на рисунке ниже.

         

         При постоянных инвестиционных и государственных  расходах введение налога приводит к сокращению совокупного спроса и, следовательно, сокращению равновесного ЧВП. Противоположная картина будет наблюдаться при сокращении налогов.

         Налоги, подобно инвестициям и государственным  расходам, обладают мультипликационным эффектом. Однако мультипликатор налогов  всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, так как, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ЧВП. Изменение налоговых ставок может использоваться либо для стимулирования экономического роста в фазе спада (кризиса), либо, наоборот, для сдерживания роста производства и предотвращения чрезмерного повышения цен в фазе подъема.

         Недискреционная фискальная политика

         Как уже отмечалось, существует и недискреционная  фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Встроенные (автоматические) стабилизаторы — автоматически действующие нормы, которые вступают в действие без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Иными словами, необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Дело в том, что многие законы по структуре налогообложения и затратных механизмов сформулированы так, что бюджетно-налоговая политика при перемене экономических условий изменяется автоматически. Это так называемая автоматическая, или встроенная, стабильность. Автоматический стабилизатор — любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительно сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.

         Основными автоматическими стабилизаторами являются трансфертные платежи и налоговая система, прежде всего прогрессивные налоги. Социальные выплаты (трансферты) — платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров или услуг. Трансфертные платежи (выплаты пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам) сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства. Налоговые платежи ведут себя прямо противоположно. Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц. Почти все налоги увеличивают налоговые поступления по мере роста ЧВП. Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения — увеличение налоговой ставки по мере роста дохода. Так, налоги на прибыль корпораций и на личные доходы чаще всего рассчитывается по прогрессивной шкале. И напротив, в случае падения ЧВП налоговые поступления от всех этих источников будут падать.

         Тенденция налогов автоматически изымать  часть каждой дополнительной денежной единицы ЧВП означает, что величина мультипликатора сокращается. Любое падение инвестиций, благодаря автоматическим стабилизаторам, ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину, т. е. сокращение инвестиций будет оказывать уменьшенное влияние на экономическую систему. Однако не следует преувеличивать роль встроенных стабилизаторов. Они только ограничивают размах или глубину экономических колебаний, но не могут преодолеть эти нарушения на 100 %. Остальная часть нарушений устраняется дискреционной фискальной и кредитно-денежной политикой.

         Фискальная политика в ходе экономического цикла

         Фискальная  политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на экономику. Выбор типа фискальной политики зависит от экономической ситуации.

         Стимулирующая фискальная политика имеет своей целью  преодоление циклического спала экономики и представляет со- бой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ЧВП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Данный тип фискальной политики проводится в случае рецессионного разрыва, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей. Стимулирующая фискальная политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Иначе говоря, если имеет место сбалансированный бюджет, то фискальная политика двигается в направлении бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо бюджета) — превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений. Перерасход средств правительство может покрыть за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т. д.

         Сдерживающая фискальная политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и направлена на уменьшение совокупного спроса. Данный тип фискальной политики применяется для преодоления инфляционных разрывов. Сдерживающая фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного излишка. Иначе говоря, если имеет место сбалансированный бюджет, то фискальная политика ориентируется на положительное сальдо государственного бюджета. Избыток бюджета (положительное сальдо бюджета) — превышение налоговых поступлений над государственными расходами. Образовавшийся излишек государственного бюджета может быть, например, использован для погашения государственного долга.

         Антициклическая фискальная политика состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Такая фискальная политика стимулирует совокупный спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления. В практике капиталистической экономики такое регулирование получило название «стоп-вперед» («stop-go») — тормозить при подъеме и подталкивать вверх при спаде. Это означает, что правительство должно предусматривать плановый бюджетный дефицит, если экономике грозит рецессия, либо бюджетный излишек во время экономического оживления.

         Эффективность фискальной политики

         Большинство экономистов полагает, что фискальные рычаги, при их разумном использовании, могут оказать нужное влияние  на спад и инфляцию. Все согласны с тем, что стимулирующая фискальная политика способствует росту производства и помогает существенно снизить нестабильность. Во время спадов бюджетный дефицит действительно подталкивает совокупный спрос, а через него производство и занятость, что говорит о высокой реальной применимости данного вида стабилизационной политики.

         Вместе  с тем, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы:

         • побочные последствия активных бюджетных  дефицитов достаточно серьезны. Увеличение государственных расходов или уменьшение налогов приводят к росту дефицита государственного бюджета, а последний — к росту инфляции;

         • государственные инвестиции вытесняют  частные инвестиции, т. е. речь идет об эффекте вытеснения. Эффект вытеснения — сокращение уровня инвестиций, вызванное увеличением государственных расходов. Сущность эффекта

Информация о работе Стабилизационная политика в экономике рассматривается в рамках макроэкономики, которая является частью экономической теории, которая из