Стандартизация: понятие, цели и задачи. Основные направления развития стандартизации в России. Профессиональная значимость стандартизац

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание

Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Работа состоит из  1 файл

1. Стандартизация- понятие, цели и задачи. Основные направления .doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

Период существования в России обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р слишком мал для того, чтобы были практически отработаны и усовершенствованы ее процедуры и достигнуты желаемые результаты. Однако существующие проблемы в этой области определены намного более четко. Они касаются организационной стороны, совершенствования правил и практической работы. Так, установлены частые случаи несоответствия правил систем сертификации однородной продукции "Правилам по проведению сертификации в РФ" и слабого отражения в них специфики сертифицируемой продукции.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные  в Системе, в силу неравномерности  географии их расположения не могут обеспечить полностью потребности в сертификации некоторых экономических регионов страны. В целом отмечается нехватка органов по сертификации некоторых видов продукции, например, пищевой. По этой причине аккредитованные органы сертифицируют лишь около 20% продовольственных товаров. В связи с этим рассматривается вопрос о подтверждении соответствия путем заявления декларации изготовителя.

Существуют также кадровые проблемы, которые касаются Не только нехватки кадров, но и не всегда надлежащего  уровня их компетентности, что приводит к ошибкам практического характера.

И, наконец, наблюдается дублирование деятельности Госстандарта по надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией. Во многом проблемы связаны с тем, что формирование сертификации совпало с начальным этапом становления рыночной экономики, что оставляет надежду на совершенствование сертификации по мере становления российского рынка товаров и услуг.

В России действуют более 80 систем добровольной сертификации, охватывающих в основном рынок потребительских товаров и услуг. Системы добровольной сертификации отмечаются некоторыми характерными чертами:

• активная роль заявителя, который определяет подтверждаемые требования к объекту сертификации, методы их проверки, стандарты или другие нормативные документы, устанавливающие требования, выбирает схему сертификации;

• самоорганизация системы, т. е. инициирование ее создания и регистрации любыми субъектами хозяйственной деятельности;

• открытость, возможность  для заинтересованных сторон ознакомиться с составом участников системы, правилами и процедурами сертификации;

• самостоятельность, невмешательство  федеральных и местных органов исполнительной власти, иных государственных и общественных структур в деятельность системы (если они не являются ее организаторами).

Добровольную сертификацию может проводить орган по обязательной сертификации. В этом случае необходимо:

• зарегистрировать систему  добровольной сертификации и ее знак соответствия,

• предусмотреть в  правилах проведения сертификации наряду с обязательной и добровольную сертификацию.

Право на проведение сертификации вновь создаваемая система добровольной сертификации получает после ее регистрации в соответствии с ГОСТ Р 40.101-95 "Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия". Срок действия сертификата соответствия по правилам добровольной сертификации устанавливает орган по добровольной сертификации с учетом срока действия нормативного документа, на соответствие которому проведена сертификация. [8.c.76]

Знаки соответствия в  системах добровольной сертификации подтверждают соответствие товара (услуги):

• всем требования нормативного документа,

• отдельным требованиям  нормативного документа.

В последнем случае к  знаку соответствия должна добавляться ограничительная оговорка (маркировка).

Еще одна особенность  систем добровольной сертификации относится  к признанию сертификатов соответствия. Основным критерием признания является авторитет органа, выдавшего сертификат. Однако в конечном счете решение  о признании принимает непосредственно заинтересованная в сотрудничестве с держателем сертификата сторона. Более трудной проблемой считается признание российских систем добровольной сертификации за рубежом. В связи с этим системы добровольной сертификации при их организации должны быть гармонизованы с международными правилами и нормами. Информация об этих системах должна быть доступной для заинтересованных сторон.

Официальную информацию о зарегистрированных системах добровольной сертификации, в том числе об их правилах, знаках соответствия, формах сертификата, публикует Госстандарт РФ на основе данных Государственного реестра систем сертификации.

Несмотря на то, что  в российском законодательстве нет  строгих ограничений по отношению  к добровольной сертификации и это предоставляет системам право работы по своим правилам, добровольная сертификация в России основана на соблюдении рекомендуемых международных принципов, своеобразного кодекса добровольной сертификации. К этим принципам относят следующие положения:

• в системе добровольной сертификации должны быть определены правила и процедуры, о которых информируются заявители; • объекты сертификации и их характеристики, которые может подтвердить данная Система, должны четко оговариваться с указанием конкретных нормативных документов.

Одной из первых, наиболее известной и авторитетной, можно  считать введенную в действие в 1993 г. Систему добровольной сертификации СовАсК1. Объектами сертификации в ней являются многие виды продукции, услуги, процессы, системы обеспечения качества, системы производства. Кроме того, Со-вАсК имеет право на проведение аккредитации испытательных лабораторий, а также аудиторов по оценке систем качества и аттестации производств.

В основу создания Системы  были положены разработки ИСО, руководства ИСО/МЭК, европейские стандарты EN 45000, в силу чего Система СовАсК гармонизована не только с Системой обязательной сертификации ГОСТ Р, но и с международными правилами и нормами. В отличие от ГОСТ Р, где проверки проводят эксперты-аудиторы, Система СовАсК разграничивает обязанности эксперта и аудитора. В качестве экспертов приглашаются высококвалифицированные специалисты, работающие в определенной отрасли и обладающие знаниями по сертификации. В реестре Системы СовАсК аккредитовано несколько десятков аудиторов. Аудитор — это специалист по проведению проверок систем качества и аттестации производства.

Эксперты же приглашаются по мере необходимости и включа-кхгся  в состав аудиторских групп. Кроме  экспертов, которые прошли аттестационную комиссию Руководящего комитета СовАсК, есть еще и члены-корреспонденты, которые выражают желание стать экспертом и пройти аттестацию.

СовАсК по-особому  подходит к аккредитации органов  по сертификации и испытательных  лабораторий, считая целесообразным проводить одновременную аккредитацию и в Системе ГОСТ Р. Это необходимо для придания большей весомости как самой аккредитации, так и результатам испытаний, обеспечивает их сопоставимость, а также усиливает признаваемость сертификата и знака соответствия.

Сертификация в Системе СовАсК, как это предусмотрено российскими правилами по отношению к добровольной сертификации, проводится на соответствие тем нормативным документам, которые предлагает заявитель. Это может быть и стандарт любой зарубежной страны, что очень важно для отечественных предприятий-экспортеров.

Другое направление  содействия развитию экспорта - помощь экспортерам в подготовке продукции к сертификации за рубежом. Уже отработана определенная процедура. Вся основная работа, которая необходима по процедуре сертификации, кроме заключительного этапа, осуществляется силами СовАсК, а на конечный этап приглашается представитель соответствующей зарубежной сертификационной фирмы, которая и выдает сертификат, пока более признаваемый иностранными покупателями, чем сертификаты СовАсК. Специалисты СовАсК считают такую практику весьма полезной как в плане снижения затрат, которые были бы необходимы при полном объеме сертификации за рубежом, так и в плане приобретения Доверия зарубежных партнеров и выгод для заявителя. [8.c.83]

Другая область сертификации — системы обеспечения качества на предприятиях. Самый первый в СНГ сертификат соответствия системы качества требованиям стандартов ИСО серии 9000 был выдан в Системе СовАсК Кировскому шинному заводу. В системе СовАсК может осуществляться и обязательная сертификация, но для этого требуется получить полномочия от Госстандарта РФ.

СовАсК как организация  представляет собой Международное  объединение (МО), членами которого являются организации и предприятия  всех форм собственности стран СНГ. Испытательные лаборатории, которые аккредитует СовАсК, также могут находиться за пределами России, и это расширяет не только область аккредитации, но и возможности сертификации. МО СовАсК проводит большую работу и в области обеспечения качества: объединение учредило ежегодную премию за лучшую работу предприятия по качеству независимо от государственной принадлежности. Премия не предусматривает денежного вознаграждения, являясь моральным поощрением работ и широкой их пропаганды. Предприятие получает право использовать звание лауреата в рекламных целях и отмечать это в документации. Присуждается премия за новации в практике обеспечения качества и управления им; разработку и эксплуатацию систем обеспечения качества; производство и реализацию сертифицированной продукции (услуг).

В настоящее время  осуществляется дальнейшее совершенствование Системы СовАсК для ее более полной гармонизации с международной практикой.

Интерес к добровольной сертификации связан с ее широкими возможностями по подтверждению соответствия тем требованиям, которые интересу* потребителя и заявлены заказчиком сертификации. В России добровольная сертификация не только удовлетворяет потребности внутреннего рынка, но используется также для экспортируемой или перспективной для экспорта продукции. В таких случаях добровольная сертификация в рамках контракта купли-продажи приобретает обязательный характер. [8.c.85]

3. Задача

 

Три транспортные компании предлагают услуги по морским перевозкам грузов. С какой фирмой выгоднее заключить договор на перевозку, если цены на транспортные услуги у первой компании 10$ за 1 км, у второй 10$ за милю, у третьей - 10$ за морскую милю. Рассчитайте стоимость услуг каждой компании, если груз нужно перевести на расстояние 3000 км. Проранжируйте транспортные услуги по шкале отношений в возрастающем порядке.

 

Решение

1 миля сухопутная = 1,0609 км.

1 миля морская = 1,853 км.

Путем перевода километры  в мили решаем задачу и ранжируем  в порядке возрастания.

Стоимость перевозки  третьей компании = 10*1619,97 = 16199,7$

Стоимость перевозки  второй компании = 10*1846,11 = 18461,1$

Стоимость перевозки  первой компании = 10*3000 = 30000$

Из проведенных расчетов видно, что самая недорогая услуга по перевозке у предприятия три а самая дорогоя у первого предприятия.

Список литературы

 

  1. Закон Российской Федерации от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ).
  2. Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).
  3. Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 «О стандартизации» (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).
  4. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 512 с.
  5. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. – 169 с.
  6. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник. -  М.: ЮНИТИ, 2003. – 456 с.
  7. Лифиц И.М. Основы  стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. -  М.: Юрайт, 2000. – 319 с.
  8. Чижикова Т.М. Стандартизация, сертификация, метрология: Учебное пособие. – М.: Колос, 2002. – 410 с.

 

Это полнотекстовый пример работы, выполненной  специалистами ООО «Алгоритм» http://jobstudent.ru


Информация о работе Стандартизация: понятие, цели и задачи. Основные направления развития стандартизации в России. Профессиональная значимость стандартизац