Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:26, реферат
В настоящее время в банковском сообществе общепризнано, что в среднесрочной перспективе основным фактором повышения функциональной роли банковского сектора в экономической и социальной жизни страны является повышение качества её деятельности.
Работу по стандартизации в банковской деятельности в РФ следует отнести к н
Стандартизация банковской деятельности.
В настоящее время
в банковском сообществе общепризнано,
что в среднесрочной
Работу по стандартизации в банковской деятельности в РФ следует отнести к началу 1994 г., когда к этому вопросу одновременно обратились Центральный банк РФ и Ассоциация российских банков (АРБ). Но особенно остро вопрос стандартизации встал в 2007г, после первых уроков финансового кризиса. Цели, задачи и этапы начатого процесса стандартизации были определены в Концепции стандартизации банковской деятельности в РФ, утвержденной Советом АРБ в июле 2007 года. Улучшение качества банковской деятельности с использованием стандартов предполагалось осуществлять в несколько этапов. Основными целями I этапа были разработка стандартов качества банковской деятельности по основным банковским процессам и опытное внедрение стандартов в ряде пилотных банков. Были сформулированы рекомендации по организации этого процесса в банках. В рекомендациях было показано, что процесс внедрения стандартов качества можно успешно совмещать с внедрением стандартов серии ISO 9000. Необходимо отметить, что основные цели и задачи первого этапа стандартизации качества были реализованы. За четыре года участниками процесса было разработано и рекомендовано для применения кредитным организациям 17 документов, в том числе 3 методологических документа, определяющих концептуальные подходы к разработке стандартов банковских процессов и продуктов, и 14 стандартов по ключевым банковским процессам управления. С 2011 года согласно Концепции начался второй этап стандартизации, рассчитанный на период с 2011 по 2015 год. На данном этапе предусмотрено массовое внедрение стандартов качества банковской деятельности в кредитных организациях.
Основные направления развития стандартизации в банковском деле это:
1) классификация и кодирование, унифицированные формы документов (общесоюзный классификатор платежного оборота, общесоюзный классификатор денежного обращения, общероссийский классификатор унифицированных систем документации, классификатор продукции и услуг и др.);
2) ценные бумаги (обозначение, нумерация и госрегистрация ценных бумаг, порядок выпуска, идентификации, обращения, депозитария и ликвидации ценных бумаг);
3) информационные технологии (электронные банковские сообщения, телекоммуникационные сообщения, электронно-цифровые подписи, криптографическая и другие виды защиты информации, программное обеспечение-разработка, фондирование, электронно-вычислительное оборудование и средства информационных технологий, пластиковые карты, электромагнитная совместимость банковского оборудования, защита от помех, излучений, устойчивость к электромагнитным и электростатическим разрядам и др.);
4) банковское оборудование (активные и пассивные виды защиты строительных конструкций, хранилищ, кассовых кабин обменных пунктов, автомобилей, в том числе броневая и противорадиационная защита, охранная и пожарная сигнализации, пулестойкость, защита от взрывчатых веществ, освещенность, абонентская связь и т.п., расчетно-кассовые аппараты, счетчики и определители подлинности валют);
5) метрологическое обеспечение банковских операций, формирование перечней объектов и аппаратуры банковской деятельности, подлежащих метрологическому обеспечению и контролю, метрологическое обеспечение банковских операций, различного вида оборудования и средств на стадиях их разработки, производства и эксплуатации (экспертиза и аттестация, проверка средств измерений и т.д.).
В соответствии с действующим
Основные цели и задачи стандартизации в банковском деле защита интересов юридических и физических лиц, а также государства при оказании банковских услуг, установление единой терминологии, классификации и кодирования в области банковского дела.
Принципиальные основы стандартизации в банковском деле это:
1) соответствие законодательству РФ норм и требований, устанавливаемых стандартами;
2) преемственность работ по стандартизации банковских технологий, базирующаяся на действующей нормативной базе
3) согласованность работ по стандартизации в банковском деле с заинтересованными государствами;
4) расширение использования международного опыта в отечественной практике;
5) обязательности и добровольности в применении стандартов.
Принципиальные основы формирования фонда нормативных документов в области банковского дела предполагают:
1) системность и взаимосвязь внутри фонда стандартов, соответствие норм, регламентируемых стандартами, законодательству России и согласованность с инструкциями Банка России;
2) комплексность стандартизации, т.е. охват нормативными документами по стандартизации всех объектов, по всем уровням разукрупнения, по всем аспектам и стадиям жизненного цикла;
3) социальную и экономическую значимость устанавливаемых стандартами норм и требований;
4) согласованность действий при принятии норм и требований, их однозначность;
5) оптимальность и объективность устанавливаемых стандартами норм и требований, включая возможность их проверки, а также возможность их обновления.
Весьма развитая практика международной и зарубежной стандартизации в данной области свидетельствует о пристальном внимании к ней и поддержке со стороны как общественности, так и правительства.
Разработка международных
В результате в настоящее время принято около 50 международных стандартов по следующим основным направлениям банковской деятельности:
1) идентификационные и кредитные
карты (основные требования к
картам, их физическим характеристикам,
2) банковские документы и
3) способы межбанковских
Основные требования к стандарту качества банковской деятельности это:
1. Продуктовая - Требования к продуктам (их качественным и количественным характеристикам), клиентам, стратегии развития банка (клиенты-продукты-конкуренты)
2. Технологическая - Требования к технологии производства продуктов, процессам управления производством, процессам обеспечения деятельности, требования к качеству формализованного описания процесса (степень подробности, точность, охват, полнота, логическая корректность) и его частей.
3.Организационная - Требования к оргструктуре (подразделения, коллегиальные органы управления), наличию и распределению между подразделениями функций (видов деятельности), распределению обязанностей и ответственности между менеджментом банка и коллегиальными органами управления.
4. Управленческая-Требования к управленческим (регламентирующим действия) документам (политики, планы, инструкции, методики),
5. Информационная - Требования к составу, качеству, источникам, способам обработки и хранения информации, требования к организации и управлению информационными потоками
6. Программно-техническая - Требования к средствам обработки, доставки, хранения управленческой информации (программному обеспечению и техническим средствам)
7.Кадровая - Требования к персоналу и участникам процесса (определение ролей), обучению и мотивации этих сотрудников
8. Имущественно-техническая - Требования к количественным и качественным характеристикам используемого оборудования, техники, транспорта, зданий и сооружений и т.п.
9. Клиентская - Требования к обеспечению прозрачности процесса для клиентов и других заинтересованных сторон
Информация о работе Стандартизация в банковской деятельности