Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:10, реферат
Основная ценность данного реферата заключается в подробном и тщательном анализе этапов реформ при возникновении рыночной структуры экономики в РФ.
Любое общество, независимо от степени его экономической зрелости, сталкивается с необходимостью выбора той или иной формы организации для решения основных проблем макроэкономики: что? как? и для кого производить? На основе мирового опыта, можно сделать вывод, что рыночная организация оказалась наиболее эффективной в этом отношении, и в своей работе я привожу доказательства этого.
Введение.
Структура рынка.
1.1. Сущность рынка.
1.2. Обмен результатами труда.
1.3. Рыночная организация.
1.3.1. Проблемы и цели.
1.3.2. Функции рынка.
1.4. Роль государства в рыночной экономике.
Становление рынка в России.
2.1. Предпосылки для создания рыночной экономики.
2.2. Государственные реформы 1991-1994гг.
2.2.1. Программа реформ.
2.2.2. Реформы Гайдара – Черномырдина.
2.2.3. Экономика России в 1993г.
2.3. Современный российский рынок.
Заключение.
Основу современной
организации национального
2.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1991-1994гг.
2.2.1. ПРОГРАММА РЕФОРМ.
Ослабление, а затем и
падение союзных структур власти
позволили российскому
В октябре 1991 г. правительство России представило первую программу радикальных реформ. Она предусматривала экономическую стабилизацию в течение года с последующим подъемом производства. Главным звеном программы стала реформа ценообразования, автором которой выступал Е. Гайдар. Он справедливо полагал, что именно нерешительность в этой сфере погубила экономические реформы Горбачева. Поэтому с 1 января 1992 г. намечалось отпустить цены на большинство продуктов. Это был не только сильный и решительный, но и опасный шаг российского руководства, способный вызвать мощный социальный взрыв.
В декабре того же года Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. После этого правительство России дополнило программу реформ мерами по приватизации государственной собственности. На 1992 г. предусматривалась приватизация 20% госпредприятий в промышленности и 70% предприятий торговли и сферы услуг. (3 - стр.204) Предполагалось также осуществление жесткой финансово-кредитной политики. Авторы нового курса рассчитывали с помощью предложенных мер не только ослабить экономический кризис в стране, но и сформировать новый класс собственников, каковым, по их мнению, могло бы стать большинство населения страны. Этот «средний класс», по их прогнозам, должен был по западному подобию явиться своего рода буфером между нарождающейся крупной буржуазией и трудящимися, оплотом социальной стабильности в обществе.
2.2.2.
РЕФОРМЫ ГАЙДАРА –
Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. Это было прямо противоположно программе «500 дней». В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что. В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992.г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.
В январе 1992 г., наряду с освобождением цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов. И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100 – 150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 – 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу). Изменение структуры питания, отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь привели к абсолютному сокращению населения России в 1992 г. на 70 тыс. человек.
Продолжался спад промышленного производства, достигший в первом году реформ 35%. Не удалось добиться перелома и в проведении финансовой реформы: жесткая кредитная политика первых месяцев 1992 г. сменилась под давлением Верховного Совета, директорского корпуса, профсоюзов новыми крупными кредитами убыточным предприятиям России и государствам рублевой зоны. К январю 1993 г. в России было напечатано денег в 4 раза больше; чем их было в июле 1992 г. Это привело к новой волне инфляции. (3-стр.205)
Не оправдались
и расчеты Гайдара на
Нестабильность обстановки вела и к тому, что российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вклады- вали в западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд. долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер.
В результате главная
задача первого года реформ – макроэкономическая
стабилизация - так и не была решена.
Правда, из 250 тыс. государственных и
муниципальных предприятий за 1992
г. в частную собственность
В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России оценил деятельность правительства как неудовлетворительную и добился отставки Е. Гайдара с поста и. о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран бывший руководитель газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. С его приходом в рыночные реформы были внесены коррективы. Сохраняя общее направление движения в сторону рынка, новый премьер сделал ставку на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты. В декабре 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. На Западе да и в самой России заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г.
В то же время
протекционизм продолжал
2.2.3. ЭКОНОМИКА РОССИИ В 1993 ГОДУ.
В 1993 году чековая приватизация продолжалась. К концу года было приватизировано почти 40 тысяч предприятий. Росло количество частных банков (к концу года их стало 2000) и бирж (303). В сельском хозяйстве на долю предприятий с государственной формой собственности приходилось не более 15% земельных угодий. Однако главными производителями продукции по-прежнему оставались 24000 колхозов. Из-за роста трудностей прекратили свою деятельность 14 тысяч фермерских хозяйств. Тем не менее в негосударственном секторе экономики было занято 40% работающих. Продолжался спад производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В первом случае он составил 16, 2%, во втором – 4% по сравнению с .1992 г. По этой причине сократилось число грузовых перевозок, на 25% увеличился объем незавершенного строительства. Бюджетный дефицит составил свыше 12 трлн. рублей. (3-стр.207)
Осложнение экономической ситуации не могло не вызвать и обострения социальных проблем. Цены на потребительские товары за 1993 г. выросли в 9 раз, а на платные услуги – в 25 раз. Ускорилось расслоение общества на богатых и бедных. К началу 1994 г. доходы 10% наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. К этому времени 40 млн. человек имели денежный доход ниже прожиточного минимума. Численность безработных составила почти 8 млн. человек. Однако, несмотря на угрожающую статистику, число забастовок в стране сократилось по сравнению с 1992 г. в 4 раза.
Первые годы реформ привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Завершилась первая стадия приватизация, в результате чего почти полностью истребленная прежде частная собственность вновь стала реальностью. Произошла определенная адаптация производителей и потребителей к рынку. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли привела к тому, что заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить, внутреннюю конвертируемость рубля, пополнить золотой и валютный запасы. Россия постепенно интегрируется в мировое хозяйство.
2.3.СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ РЫНОК.
Приватизация системы материально-технического снабжения, проведенная по отдельным фрагментам и даже организациям (базам, складам и т.п.), привела к разрушению ранее сложившейся схемы движения товаров и финансовому ослаблению оптовых организаций. В условиях высокой инфляции многие из них для «выживания» стали выполнять функции мелкооптовых и даже оптово-розничных организаций, сдавать в аренду складские помещения и оборудование. (4-стр.4)
ТАБЛИЦА 1.
ДОЛИ ПРОДАЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ ПО КАНАЛАМ РЕАЛИЗАЦИИ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ РФ (В НЕДЕНОМИНИРОВАННЫХ ЦЕНАХ)
ОБЪЕМ ПРОДАЖ |
1996 |
1997 | |||
ТРЛН. РУБ. |
% |
ТРЛН. РУБ. |
% | ||
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ - ВСЕГО |
1420,4 |
80,1 |
1671,2 |
78,8 | |
В ТОМ ЧИСЛЕ СВОЕЙ ПРОДУКЦИИ |
… |
… |
1469,3 |
69,3 | |
ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ |
353,4 |
19,9 |
448,6 |
21,2 | |
ВСЕГО ПРОДАЖ |
1773,8 |
100,0 |
2119,8 |
100,0 |
… - нет данных
Источник таблицы:
Социально-экономическое
По своим масштабам и «старые»
(приватизированные), и «новые» организации
оптовой торговли несопоставимы
с универсальными и специализированными
организациями материально-
Произошло разрушение инфраструктуры оптового рынка, и предприятия-производители стали выходить на него со значительной частью своей продукции непосредственно.
Согласно официальной статистике, на современном российском оптовом рынке промышленной продукции большой удельный вес в продажах занимают производители – около 80%.
Основная масса сделок крупным оптом осуществляется предприятиями (табл. 1). Причем они реализуют не только собственную продукцию, но и перепродают продукцию, полученную по бартеру, включая потребительские товары.
В то же время предприятия, особенно крупные, получившие в ходе реформ прямой выход на оптовый рынок, оказались в организационно-техническом и финансовом плане не готовы к условиям работы на этом рынке. Это объясняется не только широким распространением бартерных сделок в российской экономике (по оценкам экспертов, примерно 70% продаж), но и суммарным представлением в официальной статистике продаж продукции предприятиями конечным потребителям и мелким посредникам. (4-стр.5)
Диаграмма 1
Тенденцию продажи промышленных товаров можно проследить по диаграмме1. Здесь наглядно видно увеличение объема продаж и товарных сделок на оптовом ранке РФ в период с 1996 по 1997г.
Однако, предприятиям приходится работать на нестабильном рынке, где нет «демпфирования» спроса и предложения, обычно осуществляемого крупными
Диаграмма1
организациями оптовой торговли. Величина спроса на их продукцию колеблется в значительном диапазоне, ее изменение, а также динамику цен трудно прогнозировать.
Спрос на таком
рынке формируется в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проанализировав большое
количество периодической литературы,
а также теоретический
Список использованной литературы: