Стимулирование повышения качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 12:41, контрольная работа

Описание

Скорость и устойчивость процесса совершенствования качества продукции можно обеспечит только при проведении комплексного, системного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий. Перечень факторов, оказывающих влияние на качество продукции, приведен в таблице

Работа состоит из  1 файл

Экономика 7 учил контр.doc

— 318.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

18. Стимулирование повышения качества продукции

    Скорость и устойчивость процесса совершенствования качества продукции можно обеспечит только при проведении комплексного, системного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий. Перечень факторов, оказывающих влияние на качество продукции, приведен в таблице 1.

    Таблица 1

ФАКТОРЫ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ
- вид  изготавливаемой продукции и  серийность ее производства; - обеспеченность материалами, сырьем и т.д.; - форма оплаты  труда и величина зарплаты; - состояние  воспитательной работы;
- состояние  технической документации; - техническое  обслуживание оборудования, оснастки  и т.п.; - премирование  за высококачественную работу  и продукцию; - подбор, расстановка  кадров и перемещение кадров;
- качество  технологического оборудования, оснастки, инструмента; - планомерность  и ритмичность работы; - удержание  за брак; - организация учебы и повышения квалификации;
- состояние  испытательного оборудования; - организация  работ с поставщиками; - соотношение  между КП, себестоимостью и ценой; - организация  и проведение соц. соревнования;
- качество  средств измерения и контроля; - организация  информационного обеспечения; - организация  и проведение хозрасчета. - взаимоотношения  в коллективе;
- качество  сходных материалов, сырья, комплектующих  изделий. - научная организация  труда, культура производства;   - жилищно-бытовые  условия;
  - организация  питания и отдыха.   - организация  отдыха в нерабочее время.
 

    В более общем виде факторы, воздействующие на качество продукции предприятия, можно разделить на три блока:

    • внутренние (внутрифирменные) обстоятельства;
    • человеческий фактор;
    • внешние условия.

    Их  взаимосвязь показана на рис. 1.

    

    Рис. 1

    С учетом всех этих факторов можно говорить, что стимулирование качества предусматривает:

    • организацию процесса обучения и повышения квалификации персонала;
    • активное использование методов и средств мотивации в области обеспечения качества;
    • постановку специальных задач в рамках системы качества.

    К средствам мотивации относят  материально и нематериальное стимулирование.

    Материальное  стимулирование может найти отражение  в премировании работников в зависимости от процента сдачи работником продукции с первого предъявления. Этот процент представляет собой процентное отношение количества партий, сданных с первого предъявления, к общему количеству изготовленных и представленных ОТК партий.

    Размер  материального поощрения может определяться путем введения коэффициента качества труда, Данный коэффициент учитывает количество и значимость производственных нарушений, допущенных каждым работником, и устанавливается для конкретного исполнителя, конкретного коллектива за установленный промежуток времени. Каждому дефекту вычисляется определенный коэффициент снижения, таким образом, вводится шкала-классификатор основных видов производственных нарушений. При таком подходе максимальную оценку качества труда, а следовательно, и максимальную премию дают тем исполнителям и коллективам, которые не имели ни одного нарушения производственной деятельности.

    Однако  повысить уровень качества продукции  только путем применения системы  денежного вознаграждения не возможно. Для решения этой задачи необходимо применение и развитие других поведенческих мотивов: интереса к делу, принципов коллективизма и взаимопонимания, альтруизма. Создание группы качества начинается с поисков работников с развитым чувством коллективизма, поборников нравственных начал в поведении, профессионалов, умельцев своего дела. Качество является нравственной категорией. Отсюда основным критерием участника группы качества становятся психологические свойства его личности, т.е. морально-этический портрет. Успешная работа группы качества зависит еще и от обеспечения психологической совместимости отдельных личностей.

    Решение всех этих условий позволит создать  дееспособное неформальное подразделение  на всех участках производства, в основу формирования которого должен лечь принцип четырех «Х»: хороший исполнитель, хороший руководитель, хорошие отношения по вертикали и хорошая рабочая обстановка.

    Остановимся более подробно на принципе четырех  «Х». Их неукоснительное следование призвано обеспечить, в том числе  и более эффективную деятельность групп качества, позволяет лучше понять специфику применения японского опыта в условиях Беларуси.

    Хороший исполнитель. Важнейшие качества –  общительность, чувство высокой  ответственности, честолюбие, стремление к сотрудничеству, крепкое здоровье. Японские специалисты утверждают, что работник с такими чертами характера характеризуется целеустремленностью, чувством удовлетворения своей работой, пониманием своего положения в иерархической структуре и осознанием значения исполняемых функций и обязанностей. Он понимает, что для того, чтобы всегда быть в форме, необходимо постоянно работать над собой. Например, осваивать новые методики выявления дефектов, более совершенно уметь пользоваться статистическими методами, метрологическими инструментами и оборудованием. Деятельность такого работника в группе качества всегда будет инициативной, новаторской. К сожалению, отечественная культура производства сдерживает развитие инициативы, тяги к самостоятельному добровольному повышению уровня своей квалификации, развитию рационализаторских способностей. Однако в этом направлении уже накоплен определенный опыт, разработаны специальные методические пособия.

    Хороший руководитель. Для высоко результативного  управления персоналом руководитель помимо того, что должен иметь лидерские способности, быть профессионалом, обязан, верно, служить делу, которым занимается. Важнейшим критерием наличия управленческих способностей является его умение мыслить стратегически, уметь видеть отдаленное будущее, постоянно смотреть в перспективу. Теоретики японского менеджмента также отмечают следующие управленческие способности руководителя: умение обучать, умение слушать, умение ставить себя на место подчиненного. Главная черта характера руководителя – справедливость.

    Что касается групп качества, то их руководитель, помимо перечисленных качеств, должен обладать еще и чувством хорошо развитой интуиции, профессионального такта, иметь широкий кругозор, чтобы продуктивно руководить специфическим подразделением – автономным коллективом, формируемым на добровольной основе.

    Хорошие отношения по вертикали. Их успешное функционирование возможно лишь при  условии, если система «руководитель-подчиненный» будет выстроена таким образом, что станет максимально защищенной от конфликтов.

    Ее  реализация в Японии базируется на добродетелях конфуцианской этики: «безусловное уважительное подчинение старшему» при «отеческой заботе старшего о младшем». В среде отечественного менталитета, к сожалению, пока еще действуют социальные нормы, представляющие собой только первую часть приведенного примера добродетелей, далекие от норм конфуцианской этики. Залогом успешной, слаженной деятельности групп качества будет строгое соблюдение обоих этих принципов.

    Хорошая рабочая обстановка. Установлено, что  максимальной отдачи от работника в современных условиях можно добиться только в том случае, если человек комфортно чувствует себя на своем рабочем месте. В этом случае производственный процесс воспринимается им как увлекательная среда, место, где он может найти почву для удовлетворения своих актуальных потребностей. Одному работнику необходимо решить вопросы материального обеспечения, другому важно социальное общение, третьему реализация творческого потенциала, четвертому воплощение амбиционных устремлений.

    Такая благоприятная рабочая обстановка в условиях всеобщего стремления к обогащению труда элементами творчества является одним из важнейших факторов успешной работы по повышению качества. Именно такая обстановка и необходима для деятельности групп качества.

    Таким образом, в нашей стране время реальных сдвигов и ощутимых результатов в работе по повышению качества, деятельности групп качества может наступить только тогда, когда стимулы (форма вознаграждения) и побудительные мотивы (интерес, реализация творческого потенциала в решении коллективистских задач) приобретут всеобщую духовную и нравственную направленность, т.е. претерпят качественные изменения. 

 

78. Содержание, виды и показатели себестоимости

    Себестоимость продукции относится к числу  важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости, надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики. Все это и является предметом статистического изучения при анализе себестоимости.

    Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

    В себестоимости учитываются затраты  прошлого труда, перенесенные на вновь  созданную продукцию (сырье, материалы, топливо, электроэнергия, износ основных средств), издержки, связанные с использованием живого труда (оплата труда рабочих и служащих, отчисления на социальные нужды), и прочие затраты. Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия (фирмы).

    Необходимо  различать общую себестоимость  всей произведенной продукции –  общую сумму затрат, приходящихся на изготовление продукции определенного  объема и состава, и индивидуальную себестоимость – затраты на производство только  одного изделия (например, на изготовление уникального агрегата при условии, что в данном производственном звене никаких других видов продукции одновременно не производится) – и среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.

    В практике различают два основных вида себестоимости по степени учета  затрат: производственную и полную.

    Производственная  себестоимость охватывает только затраты, связанные с процессом производства продукции – начиная с момента запуска сырья в производство и кончая освидетельствованием готовых изделий и сдачей их на склад готовой продукции.

    Полная  себестоимость – это сумма  расходов, связанных с производством  продукции (производственная себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу.

    Анализ  себестоимости продукции, работ  и услуг имеет исключительно  важное значение. Он позволяет выявить  тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

    В основе анализа производственных затрат лежит их классификация по тому или иному признаку или нескольким признакам одновременно.

Информация о работе Стимулирование повышения качества продукции