Стратегические альянсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 15:20, реферат

Описание

Отношения между фирмами в глобальной экономике отличают богатство содержания и разнообразие форм. Многочисленны примеры межфирменного взаимодействия - от жесткой межфирменной конкуренции до тесных взаимовыгодных партнерств.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Стратегический альянс 4

1.1. Общая характеристика стратегического альянса 4

1.2. Классификация альянсов 6

Глава 2. Положитльные,отрицательные стороны стратегических альянсов…...7

2.1. Особенности стратегических альянсов……………………………………….7

2.2. Разновидности стратегических альянсов……………………………………..9

2.3. Мотивы и цели стратегических альянсов 10

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Реферат по микроэкономике.docx

— 36.74 Кб (Скачать документ)

С о д е р ж а н и е

 

Введение. 3

Глава 1. Стратегический альянс 4

1.1. Общая характеристика стратегического альянса 4

1.2. Классификация альянсов 6

 Глава 2. Положитльные,отрицательные стороны стратегических альянсов…...7

  2.1. Особенности стратегических альянсов……………………………………….7

 2.2. Разновидности стратегических альянсов……………………………………..9

 2.3. Мотивы и цели стратегических альянсов 10

Заключение 15

Список использованной литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Отношения между фирмами в глобальной экономике отличают богатство содержания и разнообразие форм. Многочисленны  примеры межфирменного взаимодействия - от жесткой межфирменной конкуренции  до тесных взаимовыгодных партнерств.

Особое место в межфирменных партнерствах заняли стратегические альянсы. Опираясь на них, крупные и средние фирмы осваивают новые технологии, осуществляют межотраслевые новаторские проекты, преодолевают границы стран и экономических блоков, осваивают зарубежные рынки сбыта, разделяют с партнерами риски и выгоды, приспосабливаются к условиям государственного регулирования рынка и конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Стратегический альянс

1.1 Общая характеристика стратегического альянса

 

Стратегический альянс — соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.

Стратегические союзы являются самой перспективной формой интеграции компаний. Именно они из всех возможных форм оказались в центре внимания ТНК в 90-х гг. Прогнозируется, что в XXI в. они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии.

Стратегические альянсы нацелены на достижение долгосрочных преимуществ, входят в глобальный стратегический план компании. По структуре стратегические альянсы совмещают, как правило, несколько организационных форм, включая совместные предприятия, лицензионные соглашения, долгосрочные контракты  на поставку и закупку продукции, программы совместных разработок научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, взаимное представление реализационных сетей.

Главным критерием отнесения альянсов к стратегическим является их роль в создании конкурентных преимуществ фирмы. Если отношения с внешним партнером существенно влияют на развитие фирмы, позволяют привлекать потребителей и защищать от негативного воздействия отраслевой конкуренции, то они могут считаться стратегическими. Это отличает их от тактических партнерств, обычных долговременных контрактов.

В современных альянсах усложняются  формы и механизмы межфирменного  взаимодействия, а также связи  с университетами, государственными лабораториями. В корпоративной  практике наблюдается тенденция переноса акцента с образования двусторонних партнерств на создание сетей стратегических альянсов с участием нескольких компаний.

Стратегические альянсы в международном  маркетинге реализуют стратегию, получившую название «аикидо» по аналогии с одним из видов восточной борьбы. Эта стратегия в определенной степени отвергает принцип ведения конкурентной борьбы как войны, целью которой должно быть обязательное поражение соперника.

Сущность данной стратегии заключается  в том, чтобы нейтрализовать сильные  стороны конкурента, а также в  том, чтобы использовать действия самого конкурента для того, чтобы одержать победу над ним. Цель - не разрушение, а завоевание превосходства. Конечная цель защиты в рамках стратегии «айкидо» состоит не в уничтожении противника, а в его нейтрализации и получении возможности контролировать его действия, а также в собственном самосовершенствовании, что представляет особо ценный опыт.

 

1.2 Классификация альянсов

Классификация альянсов зависит от выбора критерия, в соответствии с  которым группируются формы межфирменного  сотрудничества.

Характеристики отраслей, представляемых участниками, позволяют выделять внутри- и межотраслевые альянсы, причем участников отличают и стадии жизненного цикла их отрасли:

  • быстрый рост
  • зрелость
  • стагнация

По критерию собственности выделяются альянсы как без создания форм общей собственности (контракты  с разделением риска и доходов  и контракты без такого разделения), так и с участием в капитале (взаимный обмен акциями, совместные предприятия).

Еще одним базовым критерием  служит сфера общих интересов, в  рамках которой рассматриваются  преимущественно технологические (проведение НИОКР, передача технологий, нововведения) и преимущественно рыночные (маркетинговые, защита доли рынка, доступ к дешевым  ресурсам) альянсы.

По критерию механизма деятельности альянсы классифицируются в зависимости  от характера связей (формальные контракты, неформальные связи) и взаимоотношений (двусторонние или многосторонние).

 

Глава 2. Положительные,отрицательные стороны стратегических альянсов

2.1 Особенности стратегических альянсов

 

В качестве особенностей стратегических альянсов можно назвать то, что:

  • это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа, так как последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают развития отношений в дальнейшем;
  • данный тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений;
  • в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты (например, Marks&Spencer заключила неформальные стратегические союзы со многими поставщиками товаров), но и конкуренты (например, Grundig и Philips, объединившие свои усилия в области видеозаписи, или Honda и Rover в мобильной связи);
  • в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника;
  • стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;
  • альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом;
  • компании могут быть участниками множества стратегических альянсов;
  • стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг;
  • альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;
  • альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга;
  • это пока наименее ограничиваемые в законодательном порядке способы проникновения на рынок.

 

2.2 Разновидности стратегических альянсов

 

Выделяют четыре разновидности стратегических альянсов:

  • альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях;
  • стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий);
  • консорциумы для реализации инвестиционных проектов;
  • альянсы со слабой кооперацией.

С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно разделить на три вида:

  • альянсы по реализации проектов НИОКР;
  • альянсы по организации совместного производства;
  • альянсы по совместному освоению новых рынков.

Наибольшее распространение получили альянсы, создаваемые в целях  сотрудничества в сфере НИОКР. В  настоящее время к этой группе относится более половины всех стратегических союзов.

Количество альянсов постоянно  возрастает. Согласно UNCTAD (ЮН-КТАД, Конференция  ООН по торговле и развитию), общее  число технологических альянсов (в области производства новых  материалов, информационных технологий и биотехнологий) увеличилось с 526 в 1980 г. до 4512 в 1995 г., т.е. почти в 9 раз.

 

 

 

 

2.3 Мотивы и цели стратегических альянсов

Мотивами, в соответствии с которыми компании вступают в альянсы, являются:

  • достижение экономии на масштабах производства;
  • совместное использование производственных мощностей;
  • объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции;
  • снижение неопределенности и усиление стабильности развития, поскольку в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяются их опыт и ресурсы;
  • снижение рисков в деятельности;
  • получение доступа на рынок, где уже существуют сложившиеся рыночные структуры и определенный менталитет, продвижение на рынок продукции друг друга;
  • передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала;
  • совместная разработка и производство технически сложных изделий (средств коммуникаций, компьютеров, самолетов и т.п.).

Цели, ради которых компании вступают в стратегические альянсы, существенно  различаются.

Так, General Motors использовала союзы для преобразования своего бизнеса. Эта компания создала обширную сеть связей с автомобильными компаниями и поставщиками в Европе и Азии, а также в Северной Америке. Некоторые альянсы должны были улучшить продвижение продукции на зарубежный рынок — другие предполагали обмен технологиями, третьи были призваны обновить ассортимент General Motors, четвертые — изучить производственные методы и т.п.

Исторически компании развитых стран, ориентированные на экспорт, искали возможности альянса с компаниями менее развитых стран, чтобы импортировать  и продвигать на местный рынок  свою продукцию. В последнее время  ведущие компании из разных частей света создают стратегические альянсы  для усиления своих совместных возможностей по обслуживанию целых континентов  и продвижению к еще большей  вовлеченности в деятельность на мировом рынке. Как японские, так  и американские компании создают  альянсы для укрепления своей  конкурентоспособности на рынке  стран Европейского Союза и освоения открывающихся рынков восточноевропейских  стран. В качестве примера можно  привести лишь несколько из большого числа стратегических альянсов компании Toshiba:

  • альянс со шведской компанией Ericsson, одним из крупнейших в мире производителей телекоммуникационного оборудования, в целях разработки нового оборудования средств связи;
  • партнерство с Sun Microsystems, лидером по производству микропроцессоров для рабочих станций, с целью разработки портативных модификаций рабочих станций для Sun и использования оборудования компании Sun в продукции Toshiba по контролю энергосистем, дорожного движения и автоматизированному мониторингу производственных процессов;
  • стратегический альянс с компаниями IBM и Siemens с целью разработки и производства чипов памяти DRAM емкостью до 16 Гб для использования в больших компьютерах;
  • совместный проект с подразделениями компании Time Warner по разработке новой интерактивной кабельной телевизионной технологии.

Примерами стратегических союзов могут  служить и соглашения между IBM и  Mitsubishi, альянс между IBM и Apple.

Непременными условиями эффективного стратегического альянса являются долгосрочное планирование, координация  политики, укрепляющие доверие партнеров, и стремление к сотрудничеству высшего  и среднего менеджмента компаний-союзников.

Информация о работе Стратегические альянсы