Строительный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание

Кризисные явления в развитии экономики в последние годы привели к сокращению объемов капитальных вложений, сжатию внутреннего рынка оборудования, строительных материалов, подрядных работ, ослаблению факторов структурной перестройки экономики и растягиванию во времени периода спада и депрессии.
Капитальные вложения в строительство объектов производственной сферы сократились за эти годы более, чем в 4 раза. Недостаток инвестиций усиливает технологическую отсталость производственного аппарата.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие, структура и роль строительного комплекса в экономике страны………………………………………………………………………

4
2. Состояние и проблемы функционирования строительного комплекса России……………………………………………………………………….

10
3. Перспективы развития строительного комплекса России………………. 13
Заключение……………………………………………………………………... 16
Список литературы…………………………………………………………….. 19

Работа состоит из  1 файл

КР по нац. экономике.docx

— 38.71 Кб (Скачать документ)

     - регион в целом как организационно-экономическое  единство.

     Посредническими организациями, формирующими строительный комплекс, выступают субподрядные организации, которые производят специальные  работы: сантехнические, электромонтажные, подземные коммуникации, благоустройство.

 

     2. Состояние и проблемы  функционирования  строительного комплекса  России 

     Коренные  изменения в экономике Российской Федерации в целом находят  отражение в инвестиционной сфере, эффективность которой во многом определяет новый технико-технологический  уровень, масштабы и темпы расширенного воспроизводства во всех отраслях.

     Главными  факторами нормального функционирования рынка в капитальном строительстве  являются сбалансированность инвестиционного  спроса и предложений, инвестиций и  материально-технических ресурсов, развитие конкурентоспособности среди  проектных и строительных организаций, всемирное поощрение предпринимательства, свободной деятельности заказчиков и подрядчиков, сбалансированность строительного рынка мерами бюджетной, налоговой и кредитной политики.

     В структуре капитальных вложений происходит возрастание доли непроизводственной сферы, где сроки окупаемости  и оборачиваемости капитальных  вложений значительно короче. В непроизводственной сфере идет перестройка структуры  долгосрочных инвестиций в пользу жилищного  строительства. Такая структура  соответствует аналогичным показателям  США и Канады.

     Инвестиционная  деятельность определяется дальнейшей децентрализацией финансирования строительства, повышением роли собственных источников накоплений предприятий для реализации инвестиционных проектов и населения  для жилищного строительства. Выделение  бюджетных ресурсов осуществлялось на конкурсной основе, в большей  части на основе принципа возвратности.

     Государственная поддержка осуществляется в основном посредством кредитования. Доля собственных  средств предприятий составила почти две трети от общего объема капитальных вложений.

     Стремительный спад строительной деятельности за последние  годы, предопределенный сокращением  инвестиционной активности, привел к  кардинальному изменению ситуации в строительном комплексе.

     Начавшееся  с 1992 года в строительстве разгосударствление, приватизация предприятий и организаций, проходило в различных регионах не одинаково. Более быстрыми темпами приватизировались строительные организации Архангельской, Псковской, Кировской, Воронежской, Липецкой, Ростовской, Свердловской, Челябинской, Новосибирской и Иркутской областей, Ставропольского края.

     Из  приватизированных организаций  наблюдался наибольший отток рабочей  силы. При этом следует отметить, что в связи с наибольшим сокращением  производственного строительства  произошел отток высококвалифицированных  специалистов по строительству нефте- газотрубопроводного транспорта, энергетических объектов, черной, цветной металлургии, машиностроения. Сократилось число строителей и монтажников, работающих на монтаже металлических, железобетонных конструкций, строительстве мостов, путепроводов, тоннелей и других объектов. Эти работники ушли в другие сферы. Возрождение ведущих отраслей промышленности, обновление их производственного аппарата во многом будут сдерживаться не только недостатком инвестиций, но и квалифицированных строителей. Значительное число работников подрядных организаций было уволено администрацией в связи с сокращением штатов.

     В результате процессов приватизации произошли значительные перемены в  системе управления строительным комплексом. Перестали выполнять функции  основного звена управления территориальные  строительные объединения (ТСО). Большинство  из них упразднено. Ликвидированы  многие тресты, а их подразделения  стали самостоятельными организациями  негосударственной формы собственности.

     Бывшие  строительные министерства и ведомства  преобразованы в акционерные  общества (корпорации) с иными функциями, не оказывающими практически влияния  на результаты деятельности строительных организаций.

     За  последние годы изменилась структура  работ, происходит переориентация деятельности строительных организаций с производственного  строительства на непроизводственное. Уменьшился также удельный вес работ, выполненных на объектах агропромышленного комплекса.

     Многие  строительные организации, имевшие  ранние устойчивое финансовое положение, стали малорентабельными и убыточными.

     Переход в последние годы к более жесткой  финансовой и денежно-кредитной  политике, включая контроль за дефицитом бюджета, обусловил в определенной мере увеличение размеров неплатежей в строительном комплексе.

     Снижение  эффективности работы строительных организаций во многом обусловлено  высокой степенью изношенности основных фондов. За последние годы сократился парк строительной техники.

     Негативное  влияние на использование строительной техники оказывают неразвитость ремонтной базы, дефицит запасных частей. Строительные организации как  испытывали, так и будут испытывать недостаток в новых строительных машин и механизмах. Это связано, прежде всего, с тем, что из года в  год сокращается их выпуск промышленными  предприятиями.

     Самым серьезным препятствием для достижения поставленных целей служит проблема не являющаяся специфичной для отрасли - неплатежи, которые закупоривают всю нашу экономику. Неплатежи лишают предприятия оборотных средств, что создает трудности, связанные с выплатой зарплаты, техническим обновлением производства и т.д..

 

     3. Перспективы развития  строительного комплекса  России 

     Ситуация  в инвестиционно-строительной сфере  может быть и должна быть изменена к лучшему. Для этого необходимо преодолеть финансовый кризис, причем экономическими методами, а не форсировать мнимую финансовую стабилизацию ценой удушения экономики. Нужна национальная комплексная программа вывода экономики из кризиса, обеспечивающая активизацию отечественного производства. Достойное место в ней должно быть отведено и капитальному строительству, являющемуся основой развития экономики.

     На  кризис неплатежей влияют многие факторы: инфляция, рост или снижения уровня производства, налоговое законодательство, периодичность выплат из бюджета  и другие.

     Налоговое законодательство России не способствует развитию производительных сил в  стране. Налоги настолько значительны, что они тормозят всякое новое  дело. И мне кажется, что выход  из тупика - в дифференцированном подходе  к налогообложению. В частности  для строительных организаций - это  прибыль используемая на обновление основных фондов не должна облагаться налогом.

     При расчетах между предприятиями и  организациями главным и конечным должником является федеральный  бюджет. Федеральный бюджет, в свою очередь, из-за кризиса неплатежей недополучает часть средств, которые могли  бы погасить задолженность бюджета  перед хозяйствующими субъектами.

     К проблеме решения кризиса неплатежей можно подойти двумя путями. Первый - ждать, когда страна станет выходить из кризиса, начнется подъем производства, снизится инфляция, тогда проблема неплатежей разрешиться сама собой. Второй - снижать взаимную задолженность  между предприятиями, что приведет к подъему производства, снижению инфляции и, как результат, постепенному выходу из экономического кризиса. На региональном уровне, думается, наиболее разумно пойти по второму пути.

     Избавиться  от неплатежей можно различными взаимосвязанными мерами: взысканием задолженности через  арбитражный суд; переложением своих  долгов перед бюджетами различных  уровней на своих должников; проведением  взаимозачетов по длинным цепочкам; страхованием и перестрахованием контрактов; применением для расчетов между  предприятиями вексельной системы; осознанием акционерами своих прав, поиском и заключением контрактов с руководителями, способными вывести  предприятие из экономического кризиса; привлечением инвестиций на фоне стабилизирующихся темпов инфляции.

     Снижение  уровня неплатежей на региональном уровне, рассмотренное в разрезе страны, как совокупности регионов, должно привести к решению проблемы неплатежей на федеральном уровне. Выход из кризиса неплатежей положительно повлияет на снижение темпов падения производства, инфляционные процессы и в конечном итоге даст толчок для выхода государства  из экономического кризиса.

     В заключении можно сделать вывод, что в условиях переходного периода и структурной перестройки всей страны строительный комплекс продемонстрировал свою живучесть, устоял от многих напастей и продолжает развиваться. Хотя это требует колоссальных усилий от предприятий и организаций, руководителей субъектов Федерации, отвечающих за строительный комплекс, бесспорно, от работников министерств России, которые координируя и направляя, как бы объединяют все эти действия.

     Выстояли  строительная наука, проектные институты. Набирают темпы экспертиза, лицензирование строительной деятельности, регулирование  ценообразования.

     Происходят  изменения в организации строительного  дела, в договорных отношениях между  участниками строительного производства, широкое развитие получает проведение конкурсов (торгов) на получение заказов. Это приведет к сокращению сроков производства, повышению качества работ снижению стоимости строительно-монтажных работ.

 

     Заключение 

     На  современном этапе развития строительный комплекс России представляет собой  развитую систему строительных производств, дифференцированных по отраслям, подотраслям и отдельным предприятиям, и является звеном любого территориально-производственного комплекса.

     Межотраслевой строительный комплекс России – это  сложный механизм, составные части  которого связаны между собой  и включает в себя промышленность стройматериалов и широкую сеть различных строительных предприятий.

     Современное состояние капитального строительства  характеризуется как кризисное. Основные причины заключаются в  потере управляемости отраслью, отсутствии экономических регуляторов инвестиционного  процесса, разрушении системы централизованного  материально-технического снабжения  без замены на действительное рыночное обеспечение. Кроме того, ухудшение  результатов связано с постоянным ростом цен на строительную продукцию, вызванным их лавинообразным повышением на материалы и оборудование, с  прогрессирующим отставанием развития материально-технической базы отрасли, снижением производственного потенциала из-за резкого сокращения объемов  работ и ухода квалифицированных  рабочих. Все это вызвано углублением  общего экономического кризиса, рядом  серьезных просчетов в руководстве  народным хозяйством.

     Таким образом, среди наиболее распространенных проблем, ограничивающих возможности  нормального функционирования предприятий  в этой области являются: кризис неплатежей; устаревшая сметно-нормативная  база; задолженность федерального бюджета  перед рабочими - строителями; инфляция; частое изменение индексов цен на некоторые виды строительной продукции; отсутствие инвестиций; налогообложение  и др.

     В результате мы видим, что строительные организации зачастую не выполняют  своих обязательств, а именно превышают  сроки выполнения работ (особенно в части возведения жилых объектов), качество работ далеко не соответствует желаемому и т.д.

     Инвестиционная  и строительная деятельность в Российской Федерации осуществляется в условиях тяжелого финансового положения  предприятий и организаций, жестких  бюджетных ограничений.

     Напрашивается вывод: капитальное строительство  в России оказалось в положении  заложника существующей финансовой системы. Все большая часть создаваемого экономикой национального продукта, абсолютная масса которого ежегодно уменьшается, трансформируется в налоги, используемые бюджетами всех уровней  для поддержания в равновесии самой финансовой системы, эксплуатирующей  больную экономику. Финансы экономики, подрываемые растущими внутренними  займами (ГКО, ОФЗ), работают только в  пожарном режиме, обслуживая сиюминутные  нужды бюджета, хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Строительный комплекс России