Особенности
правового статуса Председателя
Банка России выражаются в том, что
он:
- действует
от имени Банка России и представляет
без доверенности его интересы в отношениях
с органами государственной власти, кредитными
организациями, другими учреждениями
и организациями;
- председательствует
на заседаниях совета директоров. В случае
равенства голосов голос Председателя
Банка России является решающим;
- подписывает
нормативные акты Банка России, решения
совета директоров, протоколы заседаний
совета директоров, соглашения, заключаемые
Банком России, и вправе делегировать
право подписания нормативных актов Банка
России лицу, его заменяющему, из числа
членов совета директоров;
- назначает
на должность и освобождает от должности
заместителей Председателя Банка России,
распределяет между ними обязанности;
- вправе делегировать
свои полномочия своим заместителям;
- подписывает
приказы и дает указания, обязательные
для исполнения всеми служащими и организациями
Банка России;
- несет всю
полноту ответственности за деятельность
Банка России;
- обеспечивает
реализацию функций Банка России в соответствии
с Законом о Банке России и принимает решения
по всем вопросам, отнесенным федеральными
законами к ведению Банка России, за исключением
тех, по которым решения принимаются Национальным
Банковским советом или советом директоров;
- не вправе
входить в состав органов управления,
попечительских или наблюдательных советов,
иных органов иностранных некоммерческих
неправительственных организаций и действующих
на территории РФ их структурных подразделений,
за исключением случаев, предусмотренных
международным договором РФ, законодательством
РФ, межбанковским соглашением, или случаев
участия Банка России в капиталах и деятельности
организаций в соответствии с Законом
о Банке России;
- не вправе
совмещать свою основную деятельность
с иной оплачиваемой деятельностью, кроме
преподавательской, научной и иной творческой
деятельности. При этом преподавательская,
научная и иная творческая деятельность
не может финансироваться исключительно
за счет средств иностранных государств,
международных и иностранных организаций,
иностранных граждан и лиц без гражданства,
если иное не предусмотрено международным
договором РФ, законодательством РФ или
межбанковским соглашением.
Совет
директоров призван решать наиболее
значимые вопросы, отражающие его целевую
ориентацию. Совет директоров работает
на постоянной основе в Банке России и
состоит из 12 человек и Председателя Банка
России. Решения совета директоров принимаются
большинством голосов от числа присутствующих
при кворуме из семи человек и обязательном
присутствии председателя Банка России
или лица, его заменяющего. Заседания проводятся
не реже одного раза в месяц.
Совет
директоров в соответствии со ст.18 Закона
о Банке России выполняет следующие
функции:
- во взаимодействии
с правительством РФ разрабатывает проект
основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики и представляет
эти документы для рассмотрения в Национальный
банковский совет, а также Президенту
РФ, в правительство РФ и Государственную
Думу в соответствии со ст.45 Закона о Банке
России, обеспечивает выполнение основных
направлений единой государственной денежно-кредитной
политики;
- утверждает
годовую финансовую отчетность Банка
России, рассматривает аудиторское
заключение по годовой финансовой отчетности
Банка России и заключение Счетной палаты
РФ по результатам проверки счетов и операций
Банка России, на которые распространяется
действие Закона РФ от 21 июля 1993 года №5485-I
"О государственной тайне", и представляет
указанные материалы в составе годового
отчета Банка России в Национальный банковский
совет и Государственную Думу;
- утверждает
отчет о деятельности Банка России, готовит
анализ состояния экономики РФ в соответствии
со ст.25 Закона о Банке России и представляет
указанные материалы в составе годового
отчета Банка России в Национальный банковский
совет и Государственную Думу;
- рассматривает
и представляет в Национальный банковский
совет на утверждение на очередной год
с расчетами и обоснованиями не позднее
1 декабря предшествующего года: общий
объем расходов на содержание служащих
Банка России; общий объем расходов на
пенсионное обеспечение, страхование
жизни и медицинское страхование служащих
Банка России; общий объем капитальных
вложений Банка России; общий объем прочих
административно - хозяйственных расходов
Банка России;
- рассматривает
и представляет в Национальный банковский
совет при необходимости на утверждение
на очередной год с расчетами и обоснованиями
предложения по дополнительным расходам,
указанным в п.4;
- утверждает
смету расходов Банка России исходя из
утвержденных Национальным банковским
советом общих объемов расходов Банка
России не позднее 31 декабря предшествующего
года;
- при необходимости
утверждает смету дополнительных расходов
Банка России после утверждения Национальным
банковским советом дополнительных объемов
расходов Банка России, перечисленных
в п.3 ст.13 Закона о Банке России;
- устанавливает
формы и размеры оплаты труда Председателя
Банка России, членов совета директоров,
заместителей Председателя Банка России
и других служащих Банка России;
- принимает
решения: о создании, реорганизации и ликвидации
организаций Банка России; установлении
обязательных нормативов для кредитных
организаций и банковских групп; величине
резервных требований; об изменении процентных
ставок Банка России; определении лимитов
операций на открытом рынке; участии в
международных организациях; участии
Банка России в капиталах организаций,
обеспечивающих деятельность Банка России,
его учреждений, организаций и служащих;
о купле и продаже недвижимости для обеспечения
деятельности Банка России и его организаций;
применении прямых количественных ограничений;
выпуске банкнот и монет Банка России
нового образца, об изъятии из обращения
банкнот и монет Банка России старого
образца; порядке формирования резервов
кредитными организациями; об осуществлении
выплат Банка России по вкладам физических
лиц в признанных банкротами банках, не
участвующих в системе обязательного
страхования вкладов физических лиц в
банках Российской Федерации, в случаях
и порядке, которые предусмотрены федеральным
законом; о размещении облигаций Банка
России;
- вносит в
Государственную Думу предложения об
изменении величины уставного капитала
Банка России;
- утверждает
порядок работы совета директоров;
- представляет
в Национальный банковский совет для назначения
кандидатуру главного аудитора Банка
России;
- утверждает
структуру Банка России, положения о структурных
подразделениях и учреждениях Банка России,
уставы организаций Банка России, порядок
назначения руководителей структурных
подразделений и организаций Банка России;
- определяет
в соответствии с федеральными законами
условия допуска иностранного капитала
в банковскую систему РФ;
- утверждает
перечень должностей служащих Банка России;
- устанавливает
правила проведения банковских операций
для банковской системы РФ, правила бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы
РФ, за исключением Банка России;
- готовит и
представляет в Национальный банковский
совет на утверждение: предложение по
правилам бухгалтерского учета и отчетности
для Банка России; предложения по порядку
формирования провизий Банка России и
порядку распределения прибыли Банка
России, остающейся в распоряжении Банка
России; отчет о расходах Банка России
на содержание служащих Банка России,
пенсионное обеспечение, страхование
жизни и медицинское страхование служащих
Банка России, капитальные вложения и
прочие административно - хозяйственные
нужды;
- утверждает
решение о выпуске облигаций Банка России;
- выполняет
иные функции, отнесенные Законом о Банке
России к ведению совета директоров.
Важную
роль в реализации принципа организационного
построения Банка России играет создание
Национального банковского совета. Согласно
ст.12 Закона о Банке России, Национальный
банковский совет является коллегиальным
органом Банка России.
Численность
Национального банковского совета
составляет 12 человек, из которых двое
направляются Советом Федерации Федерального
собрания РФ из числа членов Совета Федерации,
трое - Государственной Думой из числа
депутатов Государственной Думы, трое
- Президентом РФ, трое - Правительством
РФ.
Немаловажное
значение имеет деятельность РКЦ, являющихся
составной частью главных территориальных
управлений и соответственно структурных
подразделений Банка России. Организованные
по региональному принципу РКЦ включают:
головной расчетно-кассовый центр; межрайонный
расчетно-кассовый центр; районный расчетно-кассовый
центр.
Каждый
РКЦ имеет: наименование, идентификационный
код, печать со своим наименованием
и изображением Государственного герба
РФ, а также штампы, используемые
для выполнения возложенных на него
полномочий.
В
настоящее время в Банке России
созданы следующие структурные
подразделения:
- Сводный экономический
департамент,
- Департамент
исследований и информации,
- Департамент
наличного денежного обращения,
- Департамент
регулирования, управления и мониторинга
платежной системы Банка России,
- Департамент
регулирования расчетов,
- Департамент
бухгалтерского учета и отчетности,
- Департамент
лицензирования деятельности и финансового
оздоровления кредитных организаций,
- Департамент
банковского регулирования и надзора,
- Главная инспекция
кредитных организаций,
- Департамент
операций на финансовых рынках,
- Департамент
обеспечения и контроля операций на финансовых
рынках,
- Департамент
финансового мониторинга и валютного
контроля,
- Департамент
платежного баланса,
- Департамент
методологии и организации обслуживания
счетов бюджетов бюджетной системы РФ,
- Юридический
департамент,
- Департамент
полевых учреждений,
- Департамент
информационных систем,
- Департамент
персонала,
- Департамент
по работе с территориальными учреждениями
Банка России,
- Финансовый
департамент,
- Департамент
внутреннего аудита и ревизий,
- Департамент
международных и общественных связей,
- Административный
департамент,
- Главное управление
недвижимости Банка России,
- Главное управление
экспертизы,
- Главное управление
безопасности и защиты информации.
2.1
Функции Центрального банка
К
основным функциям современного центрального
банка относят:
эмиссию
денег;
- организацию
наличного денежного обращения;
- роль банка
банков и расчетного центра;
- кредитование
коммерческих банков;
- контроль
за деятельностью кредитных организаций;
- обслуживание
правительства;
- денежно-кредитное
регулирование;
- внешнеэкономическую
и международную деятельность.
За
центральным банком как представителем
государства законодательно закреплена
эмиссионная монополия только в
отношении банкнот, т.е. общенациональных
кредитных денег, которые являются общепризнанным
окончательным средством погашения долговых
обязательств. Помимо эмиссии центральный
банк осуществляет организацию налично-денежного
оборота. в этих целях центральный банк
производит прогнозирование и организацию
производства, перевозку и хранение банкнот
и монет, создание их резервных фондов,
осуществляет установление правил хранения,
перевозки и инкассации наличных денег;
устанавливает признаки платежеспособности
денежных знаков, порядок их замены и уничтожения,
порядок ведения кассовых операций.
Банк
России ежеквартально анализирует
состояние наличного оборота
в регионах. В частности, определяет
тенденции в налично-денежном обращении,
источники поступлений наличных денег
в кассы учреждений коммерческих банков
и направления их выдачи из касс учреждений,
скорость возврата наличных денег, изменение
индекса потребительских цен, состояние
и развитие безналичных расчетов между
юридическими и физическими лицами, уровень
инкассации налично-денежной выручки,
территориальное размещение выпуска денег
в обращение и изъятие их из обращения,
причины роста эмиссии, а также направления
использования денежных доходов населения
и источники их формирования.
Особая
роль центрального банка в кредитной системе
состоит в том, что главной его клиентурой
являются не торгово-промышленные предприятия
и население, а кредитные учреждения, в
основном коммерческие банки.
В
периоды напряженного положения
на денежном рынке центральные банки
осуществляют кредитование коммерческих
банков в виде переучета векселей, а также
перезалога их ценных бумаг.
В
настоящее время взаимоотношения
центрального банка с кредитными
учреждениями определяются следующим:
во-первых, центральный банк является
для них кредитором; во-вторых, он
осуществляет контроль или надзор над
банками и, в-третьих, играет особую роль
как регулирующий, контролирующий, исследовательский
и информативный центр кредитной системы
страны.
Согласно
ст.62 Закона о Банке России в целях
обеспечения устойчивости кредитных
организаций Банк России может устанавливать
следующие обязательные нормативы:
- предельный
размер имущественных вкладов в уставный
капитал кредитной организации, а также
перечень видов имущества в неденежной
форме, которое может быть внесено в оплату
уставного капитала;
- максимальный
размер риска на одного заемщика или группу
связанных заемщиков;
- максимальный
размер крупных кредитных рисков;
- нормативы
ликвидности кредитной организации;
- нормативы
достаточности собственных средств;
- размеры валютного,
процентного и иных финансовых рисков;
- минимальный
размер резервов, создаваемых под риски;
- нормативы
использования собственных средств кредитной
организации для приобретения акций других
юридических лиц;
- максимальный
размер кредитов, банковских гарантий
и поручительств, предоставленных кредитной
организацией своим участникам.
Важной
является функция денежно-кредитного
регулирования экономики. Последние
годы ознаменовались необходимостью государственного
регулирования экономики, которое
осуществляется путем воздействия центрального
банка при помощи денежно-кредитных рычагов
на увеличение или уменьшение денежной
массы в экономике.
3
Денежно-кредитная политика,
ее методы и инструменты
Денежно-кредитная
политика - это важнейшее направление
экономической политики государства,
представляющая собой совокупность разработанных
центральным банком совместно с правительством
мероприятий в области организации денежных
и кредитных отношений в стране. С помощью
этих мероприятий обеспечивается воздействие
денежно-кредитной сферы на воспроизводственный
процесс в целях регулирования экономического
роста, повышения эффективности производства,
обеспечения занятости населения, стабильности
внешнеэкономических связей и решения
других стратегических задач, стоящих
перед экономикой каждой страны.