Структура эргономики, основные понятия эргономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:34, контрольная работа

Описание

Таким образом, оценка работы интеллектуального персонала является важным и в то же время проблемным компонентом анализа рабочего пространства. Люди, занятые интеллектуалным трудом (а это от 70% до 90 % персонала современных офисов), в своей работе часто зависят от сотрудничества со своими коллегами, без чего достижение позитивного результата невозможно. Они должны вместе анализировать проблемы и создавать оригинальные решения. Они требуют гибкости и мобильности для выполнения широкого спектра различных задач. Удовлетворение всех этих нужд очень тесно связано с рабочей средой, организация которой имеет огромное влияние на качество и скорость работы. Современный бизнес вышел на качественно новый уровень конкурентной борьбы. Поэтому все большее количество компаний анализируют, как организация и дизайн рабочего пространства влияют на конечный результат, т.е. на прибыль.

Содержание

Введение 3
1. Структура эргономики, основные понятия эргономики 5
2. Объект, предмет и задачи эргономики 8
Список используемой литературы 15

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ЭРГОНОМИКЕ 4 КУРС.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)


 

Содержание

 

 

Введение

 

На заводах периода  индустриальной цивилизации (который  закончился, как известно, не так уж и давно) работник был частью монотонного, повторяющегося процесса. Любые изменения были, как правило, заранее предсказуемы. Целью менеджмента была нейтрализация попыток сотрудников достичь дифференциации в процессе последовательного достижения результатов или демонстрации определенного качества работы. Работники выполняли четко поставленные задания. Если кто-то уходил с работы, замена находилась очень быстро, и вновь прибывший получал точно такие же задания, как его предшественник. Мнения не учитывались, проявление индивидуальности не поощрялось. Строгое соответствие сложившимся стереотипам ценилось очень высоко. К сожалению, такую картину мы наблюдаем и сегодня во многих компаниях. Измерение и анализ результатов работы и самой работы как процесса был очень прост: количество, качество и скорость работы оценивались в зависимости от объема произведенной продукции, количества брака и времени производства. Аналогично очень просто анализировали и оценивали роль рабочего места. Если изменения в нем замедляли производство — они считались плохими, если увеличивали — хорошими.

В современном  офисе, где люди заняты интеллектуальным трудом, каждый сотрудник играет гораздо  более динамичную и влиятельную  роль.

Поскольку замена ценного  сотрудника является сложной (а иногда и неразрешимой) проблемой в течение длительного времени, возникает новая задача менеджмента — удерживание таких сотрудников.

С другой стороны, анализ работы интеллектуального персонала  должен основываться больше на качественных показателях, чем на механических и сухих измерениях, применявшихся при оценке рабочих заводов периода индустриальной цивилизации. Сегодня анализ деятельности сотрудника должен быть привязан к общим результатам бизнеса, таким как прибыльность, доля рынка и, несомненно, удовлетворенность клиента.

Таким образом, оценка работы интеллектуального персонала является важным и в то же время проблемным компонентом анализа рабочего пространства. Люди, занятые интеллектуалным трудом (а это от 70% до 90 % персонала современных офисов), в своей работе часто зависят от сотрудничества со своими коллегами, без чего достижение позитивного результата невозможно. Они должны вместе анализировать проблемы и создавать оригинальные решения. Они требуют гибкости и мобильности для выполнения широкого спектра различных задач. Удовлетворение всех этих нужд очень тесно связано с рабочей средой, организация которой имеет огромное влияние на качество и скорость работы. Современный бизнес вышел на качественно новый уровень конкурентной борьбы. Поэтому все большее количество компаний анализируют, как организация и дизайн рабочего пространства влияют на конечный результат, т.е. на прибыль.

 

1. Структура эргономики, основные понятия эргономики

 

В ходе своего исторического  развития эргономика сформировалась и оформилась как наука. Эргономика, как и любая наука, характеризуется:

  1. объектом и предметом изучения;
  2. принципами, положенными в основу научных исследований;
  3. задачами, стоящими перед наукой;
  4. методами исследования и решения поставленных задач.

В то же время стала  привычной основная терминология, используемая в эргономике, хотя в ней широко применяются термины смежных  дисциплин: физиологии, психологии, анатомии, системотехники и др.

Хорошее знание языка  дисциплины является основой для  ее успешного изучения и применения.

Оператор – любой  человек, управляющий машиной, связанный  с оперативным управлением процессами, причем, главным образом, в механизированных и автоматизированных системах управления. Для целей эргономического анализа  выделяют пять классов операторской деятельности.

Оператор-технолог. Он непосредственно  включен в технологический процесс, работает в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь при этом инструкциями, содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений. Основными в его деятельности являются функции формального перекодирования и передачи информации.

Оператор-манипулятор. К  числу функций такого оператора  относится управление манипуляторами, роботами, машинами – усилителями мышечной энергии.

Оператор-наблюдатель, контролер. К ним относятся операторы  слежения радиолокационных станций, диспетчеры энергетических, транспортных систем и т.п. Это классический тип оператора, наиболее исследованный и описанный  в литературе. Для него характерен большой объем информационных потоков. Он может работать как в режиме немедленного, так и в режиме отсроченного обслуживания.

Оператор-исследователь. Для него характерно использование  аппарата понятийного мышления и  опыта, заложенных в образно-концептуальных моделях. К числу таких операторов относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики объектов или изображений и т.д.

Оператор-руководитель. Он управляет не техническими компонентами системы или машины, а другими  людьми. Это управление может осуществляться как непосредственно, так и опосредствованно – с помощью технических средств и каналов связи. Большое значение в его деятельности имеет учет не только возможностей и ограничений машинных компонентов системы, но и особенностей подчиненных. Основной режим деятельности оператора-руководителя – оперативное мышление.

В сферу изучения эргономики включают также труд, выполняемый  вручную. В этом случае оператором становится человек, выполняющий трудовые действия на любом рабочем месте.

Машина – любое  техническое устройство, предназначенное  для целенаправленного изменения  материи, энергии или информации.

Среда – внешние факторы, оказывающие влияние на работу оператора  и машины. Под ними понимают не только температуру, влажность, газовый состав воздуха, шум, вибрацию, но и социально-психологические факторы, команды и пояснения руководителей работ, различные правила, инструкции и т.д.

Ошибка оператора –  любое действие (или бездействие) человека, мешающее успешной работе СЧМ. Ошибки вызываются не только безответственностью, рассеянностью или низкой квалификацией работника, но и тем, что безошибочные действия в определенных ситуациях оказываются за пределами физических и психических возможностей человека.

 

2. Объект, предмет  и задачи эргономики

 

Используя вышеприведенную  терминологию, рассмотрим определение эргономики как науки.

Эргономика – это  научная дисциплина, комплексно изучающая  человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельности, связанной с использованием машин или механизмов с целью повышения эффективности функционирования таких систем путем оптимизации средств, условий и процесса труда.

Эргономика является одновременно и исследовательской  и проектировочной дисциплиной, так как одной из её задач является разработка методов учета человеческих факторов при проектировании новой и модернизации старой техники и технологии, а также существующих условий труда.

Объектом исследования эргономики является система «человек – машина – среда» (СЧМ). Эргономика рассматривает СЧМ как сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку.

Предмет эргономики –  конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.

Эргономика рассматривает  технический и человеческий аспекты  в неразрывной связи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность функционирования СЧМ. Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях – от требований человека к машине и условиям ее функционирования и, наоборот – от требований машины и условий ее функционирования к человеку. Оптимальные решения находятся, как правило, на пересечении этих направлений. Тем самым эргономика решает задачи рациональной организации деятельности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между человеком и машиной.

Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные свойства СЧМ, которые получили название человеческих факторов. Они представляют собой интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.

Знание человеческих факторов позволяет формулировать  требования к профессиональному  отбору и обучению персонала, техническим  средствам подготовки, согласованию внешних средств трудовой деятельности и способов ее осуществления. Увеличивается роль человеческих, факторов применительно к задачам проектирования, создания и использования технически сложных изделий культурно-бытового назначения (радиоаппаратура, магнитофоны, телевизионная техника и др.).

Человеческие факторы всесторонне  проявляются и фиксируются в  такой целостной эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.

Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность  трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени ее соответствия физическим, биологическим и психическим свойствам человека. Эргономичность формируется на базе таких свойств техники, как управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.

Управляемость – свойство техники изменять эффективность  выполнения человеком основной и  вспомогательной работы при обеспечении  необходимых технологических операций над предметом труда.

Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность  выполнения человеком трудовых операций по приведению техники в состояние готовности к функционированию и поддержанию этого состояния во времени.

Освояемость – характеризует  эффективность приспособления техники  к быстрому и качественному овладению  техникой техническим и управляющим персоналом.

Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия  её функционирования к оптимальным  биологическим параметрам внешней  среды, при которых работающему  человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошее здоровье и высокая работоспособность.

Говоря о задачах  эргономики, необходимо вести речь о комплексе задач, стоящих перед  эргономикой и решаемых ею.

Одной из важнейших задач  эргономики является оптимизация условий  труда, для чего изучаются возможности  и особенности различных категорий индивидов с целью учета полученных результатов при проектировании оборудования рабочих мест. В том числе эргономика приобретает все большее значение и в решении комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших работоспособность.

С этой же целью в эргономике изучаются психофизические возможности  и особенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создает научную базу для решения  важной социальной проблемы по вовлечению в производительный труд указанной  части населения.

Эргономика призвана решать ряд проблем, связанных с  оценкой точности, надежности и стабильности работы, влияния психической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической  организации оператора на эффективность его деятельности в СЧМ.

Большое значение имеет  создание эргономического обеспечения  научной организации и безопасных условий труда. С этой целью должна производиться разработка эргономических норм и требований, а также эргономической оценки качества промышленной продукции.

Эргономика должна решать также ряд задач методологического  характера. Это связано с тем, что она как наука находится  в стадии становления, активного  развертывания исследований. Разработка методологических проблем способствует построению теории эргономики и тем самым, обогащает практику конкретных исследований.

Выявление направлений  исследований и круга решаемых задач  позволяет сформулировать общую  цель или главную задачу эргономики. Главная цель эргономики формулируется  как единство трех аспектов исследования и проектирования:

1) повышение эффективности  деятельности и соответственно  функционирования человеко-машинных систем;

2) охраны здоровья  людей;

3) всестороннего развития  личности людей, участвующих в  трудовом процессе. Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития производства.

Можно сформулировать и  основные задачи эргономических разработок, реализуемые при решении любой  эргономической задачи.

Анализ и синтез деятельности оператора в СЧМ. В процессе анализа  изучается структура деятельности оператора, выявляются цели, мотивы и  способы выполнения трудовой деятельности, рассматриваются возможные режимы работы и оценивается их влияние  на результаты труда. На основании этих исследований определяются необходимые требования к характеристикам человека – оператора.

Изучается комплекс эргономических свойств (характеристик) человека –  оператора. Исследуется работа органов  чувств человека, его центральной нервной системы, моторно-двигательного аппарата и т.д. Причем рассматриваются только оптимальные значения этих характеристик, а не экстремальные.

Информация о работе Структура эргономики, основные понятия эргономики