Содержание
Введение
1. Национальная
экономика: ее сущность, структура и цели
2. Экономические
и социальные результаты функционирования
национальной экономики
2.1 Методологические
аспекты макроэкономических показателей
Заключение
Список
литературы
Введение
Центральное
место в изучении макроэкономики
принадлежит понятию "национальная
экономика". В наиболее общем виде
ее определение дал американский
ученый русского происхождения лауреат
Нобелевской премии Василий Леонтьев:
"Национальная экономика — саморегулирующаяся
система, состоящая из большого числа
различных взаимосвязанных видов
деятельности".
Однако это
определение представляется не совсем
точным, т.к. его можно отнести
и к политической, и к социальной
системе, и к другим видам человеческой
деятельности. Можно конкретизировать
толкование этого понятия. Национальная
экономика — исторически сложившаяся
система общественного воспроизводства
страны, взаимосвязанная совокупность
отраслей, видов производства и территориальных
комплексов, охватывающая все сложившиеся
формы общественного труда.
Национальная
экономика является объектом изучения
различных экономических наук. Так,
экономические отношения и закономерности
развития в ее отдельных отраслях
изучают такие дисциплины, как
экономика промышленности, строительства,
сельского хозяйства и др. Экономическая
же теория рассматривает национальную
экономику как целостную систему,
раскрывает содержание ее основных понятий,
общие закономерности развития.
Мировой опыт
показывает, что при становлении
рыночной экономики происходит структурная
перестройка национальной экономики,
меняется ее сбалансированность. Поэтому
разрабатываются и осуществляются
меры по планированию национальной экономики,
исходя из их рациональности, целесообразности
по отношению к народному хозяйству
в целом или отдельным экономическим
структурам. В макроэкономическом планировании
особую роль играет экономическое прогнозирование,
т.к. дает возможность вероятного виденья
исследуемого объекта в будущем.
Экономический прогноз может стать надежной
основой для принятия государственных
решений. Государственное регулирование
экономических процессов обусловлено
объективной необходимостью обеспечения
общественного контроля за развитием
социально- экономических процессов и
положением государства в качестве носителя
законодательной и административной власти.
1. Национальная
экономика: ее сущность, структура и
цели
Национальная
экономика любой страны — сложная
хозяйственная, социальная, организационная,
научно-технологическая система. Она
обладает совокупным экономическим
потенциалом, состоящим из отдельных
потенциалов, накопленных в процессе
ее функционирования. Среди них целесообразно
выделить природно-ресурсный, производственный,
трудовой, научно-технический и др.
Под национальной
экономикой принято считать народное
хозяйство страны. Это совокупность
всех отраслей и регионов, соединенных
в единый организм многосторонними
экономическими связями. В национальной
экономике в неразрывном комплексе
выступают производство, распределение,
обмен и потребление материальных
благ, услуг и духовных ценностей.
Она есть продукт исторического
развития данного общества и имеет
свое лицо: частное, смешанное, государственное
и т.д.
Национальная
экономика как целостный организм
характеризуется следующими признаками:
1. Общее экономическое
пространство с единым законодательством,
единой денежной единицей, общей
кредитно-денежной и финансовой
системой.
2. Наличие
тесных экономических связей
между хозяйственными субъектами
с общим воспроизводственным
контуром.
3. Территориальная
определенность с общим экономическим
центром, который выполняет регулирующую
и координационную роль.
Объект национальной
экономики — это хозяйственная
система страны, входящие в нее
уровневые и звеньевые составляющие.
Предметом национальной
экономики выступают социально-экономические
процессы воспроизводства, проявляющиеся
в закономерностях объемов, темпов
и пропорций развития.
Инструментарий
национальной экономики представляет
собой теоретико-методологические
подходы к анализу состояния,
факторов, проблем, закономерностей, тенденций,
параметров развития системы и разработанные
на этой основе меры, приемы и средства
подготовки и реализации макроэкономических
хозяйственных решений, служащих интересам
страны, ее населения.
Субъект национальной
экономики — органы управления хозяйственной
системой страны, ее отраслями и
регионами, реализующие те функции,
цели и задачи, которые стоят перед
данной наукой и областью национальной
практики хозяйствования.
В национальной
экономике каждый субъект, будь то хозяйство,
фирма, регион или государство, включаясь
в экономическое пространство преследует
свой интерес. Согласование же интересов
направляется объективными экономическими
законами: каждый индивид, имея свой собственный
интерес, одновременно способствует достижению
наибольшего блага для всех.
Национальная
экономика стремится к стабильности,
эффективности, справедливости через
обеспечение:
1. Стабильного
роста национального объема производства;
2. Высокого
и стабильного уровня занятости
при снижении уровня безработицы
до 5% ЭАН ;
3. Стабильного
и невысокого уровня инфляции;
4. Поддержание
равновесного внешнего баланса.
Названные цели
достигаются через применение определенных
инструментов макроэкономического
регулирования.
Ими являются:
- фискальная политика (оперирование государственным
бюджетом через налоговую систему и расходы
государства);
- денежно-кредитная политика (контроль
за денежным предложением через ставку
процента, резервную норму и другие инструменты);
- политика регулирования доходов (от свободного
установления заработной платы и цен до
декретного контроля);
- внешнеэкономическая политика (торговая
политика, регулирование обменного курса).
Развитие
национальной хозяйственной системы
страны приводит к созданию и совершенствованию
ее национального рынка, в пределах
которого формируются и действуют
его отдельные сегменты: рынок
товаров и капиталов, рынок услуг,
рынок труда, рынок недвижимости,
фондовый рынок, рынок интеллектуальной
собственности, рынок средств производства
и др.
В национальной
хозяйственной системе страны выделяются
несколько уровней, взаимодействующих
в едином “экономическом поле”
или “экономическом пространстве”
страны.1
1. Межстрановый
уровень, т. е. уровень взаимоотношений
национальной экономики Российской
Федерации (РФ) со странами ближнего
и дальнего зарубежья, с мировой
хозяйственной системой в целом
и хозяйственными системами стран,
объединенных в региональные
сообщества.
2. Федеральный
(общенациональный) макроэкономический
уровень, т. е. масштаб внутрихозяйственных
взаимоотношений национальной экономики
самой РФ в целом.
3. Региональный
уровень, т. е. уровень взаимосвязей
экономики каждого из 89 субъектов
РФ.
4. Внутрирегиональный
уровень, представляющий собой
систему взаимоотношений в рамках
разделения общественного труда
внутри хозяйства субъектов РФ.
5. Комплексы
отраслей национальной экономики:
агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный
комплекс (ВПК), топливно-энергетический
комплекс (ТЭК) и др
6. Уровень
отдельных отраслей национальной
хозяйственной системы — промышленность,
строительство, сельское хозяйство
и др.
7. Внутриотраслевой
уровень. Например, уровень взаимосвязей
животноводства и растениеводства
в сельском хозяйстве, гражданского,
промышленного и жилищного строительства
в строительстве и т. д.
8. Уровень
взаимосвязей объединений, предприятий,
организаций, всех видов промышленно-финансовых
групп.
9. Уровень отдельных организационно-правовых
форм хозяйствования, предусмотренных
законодательством страны, ее Гражданским
кодексом (акционерные общества
— АО, союзы, товарищества и
общества всех видов и др.).
10. Внутрипроизводственный
уровень: цеха и службы предприятий,
компаний, фирм, организаций, объединений
и т. п.
В составе
национальной экономики любой страны
происходят постоянные структурные, организационные
и другие изменения, обусловленные
особенностями ее хозяйственной
системы и характеризующиеся
определенными тенденциями и
закономерностями развития.
Все уровни функционирования
экономики страны, сегменты национального
рынка и потенциалы объединены комплексом
организационно-правовых, экономических,
социальных, технологических и других
взаимосвязей. Эти взаимосвязи между
уровнями национальной экономики и
внутри них опосредованы:
- формами собственности;
- движением материальных потоков различных
видов ресурсов, участвующих в хозяйственном
(воспроизводственном) процессе и вовлеченных
в хозяйственный оборот в форме затрат
труда, сырья, энергии, капиталов;
- потоками денежной массы (наличных и
безналичных денег), а также движением
ценных бумаг всех видов (акции, облигации,
векселя и т. п.).Все взаимоотношения регулируются
законодательными и нормативными актами
государственной власти и хозяйственного
управления РФ, ее регионов и отраслей,
а также системой межгосударственных
договоров и соглашений, заключенных РФ,
нормами международного права.
Деятельность
отдельных составляющих экономической
системы страны (региона, отрасли, производства,
предприятия, учреждения, организации
и т. д.) приводит к конечному результату
хозяйствования, выступающему в виде
итоговых показателей этой деятельности,
которые в конечном счете определяют
размеры потребления и накопления
в стране, характеризуют структуру
и место экономики страны в
современной системе мирохозяйствования,
а также состояние, закономерности
и тенденции развития конкретного
хозяйственного звена.
В настоящее
время в хозяйственной системе
России действует примерно 2 млн
предприятий различных отраслей,
в которых занято более 64,9 млн
человек, создающих валовой внутренний
продукт государства. Это говорит
о масштабах нашей национальной
экономики. При этом общая численность
суверенных субъектов хозяйствования
(государственных и муниципальных
унитарных предприятий, АО всех типов,
банков, страховых и других учреждений)
постоянно растет, а в рамках отдельных
отраслей, регионов и видов экономической
деятельности все время происходят
количественные и качественные изменения.
Они связаны с проведением
разгосударствления и приватизации,
с практикой банкротств, с ликвидацией
и перепрофилированием деятельности
предприятий, учреждений и организаций,
а также с реструктуризацией экономики,
ее отраслей и регионов, с действием других
факторов.
Все социально-экономические
процессы, протекающие в национальной
хозяйственной системе охватывают
материальные, трудовые, финансовые, природные
и прочие ресурсы, вовлекаемые в
хозяйственный оборот, и в совокупном
взаимодействии представляют собой
единый процесс воспроизводства, который
можно свести к четырем основным
типам деятельности:
1) производство;
3) обмен;
2) распределение;
4) потребление.
В реальной практике
национального хозяйствования все
процессы воспроизводства:
- развиваются в единстве и взаимосвязи,
по объективным экономическим законам;
- не терпят волюнтаризма, т. е. волевого
вмешательства в их содержание и развитие;
- находятся под влиянием факторов и условий,
которые следует учитывать, принимая хозяйственные
решения;
- поддаются научному познанию, изучению,
а следовательно, и управлению в интересах
достижения ближайших и более отдаленных
целей развития общества и государства;
- не допускают разрыва в процессе непродуманного
реформирования, когда нет четко поставленных
задач, программ и сроков реализации, нет
скоординированных по всем звеньям и параметрам
осуществляемых хозяйственных решений;
- требуют комплексного, профессионального
подхода в своем познании и управлении.
Весь воспроизводственный процесс, протекающий
в национальной экономике любой страны,
можно свести к трем основным параметрам
(показателям), характеризующим количественную
меру развития самих процессов. Это:
- объем (масштаб) процесса как
в натуральном, так и стоимостном выражении;
- темп развития (спад или подъем);
- пропорция (соотношение) в развитии данного
социально-экономического, технологического
или иного процесса с другими процессами,
протекающими технологически сопредельно
или параллельно. 2
Несмотря
на наличие многих уровней, элементов
и звеньев хозяйствования, в экономической
системе любой страны наибольшую
значимость имеет так называемый
общенациональный (макроэкономический)
уровень. Именно этот уровень функционирования,
анализа и оценки важнейших показателей
(параметров) развития позволяет получить
характеристику национальной экономики,
ее состояния и содержания, проблем
и задач, факторов и перспектив совершенствования.
Особый интерес представляют макроэкономические
показатели, когда они сравниваются
с аналогичными данными по другим
странам (так называемые международные
сравнения), с показателями некоего
“стандарта” благополучной хозяйственной
системы. В эффективном управлении
развитием хозяйства с учетом
интересов государства и общества
большую роль играет экономическая
наука, которую можно рассматривать
как отрасль национальной экономики