Структура производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:04, реферат

Описание

Отраслевая структура хозяйства — это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями.

Работа состоит из  1 файл

структура производства.doc

— 55.50 Кб (Скачать документ)

  Отраслевая структура хозяйства — это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями.

     Отраслевая  структура хозяйства представлена отраслями материального и нематериального производства (отраслями производственной и непроизводственной сферы),

     Производственную  сферу образуют отрасли:

    • непосредственно создающие материальный продукт (промышленность и строительство, сельское и лесное хозяйство);
    • доставляющие материальный продукт потребителю (транспорт и связь);
    • связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки).

     Непроизводственная  сфера включает отрасли услуг (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения) и социального обслуживания (просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование, финансирование и страхование, аппарат управления и др.). 
 
 
 
 
 
 
 

     Наиболее  сложной структурой среди них  отличается агропромышленный комплекс (АПК), включающий три сферы деятельности:

    • промышленность, производящую средства производства для сельского хозяйства (сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и др.);
    • собственно сельское хозяйство (отрасли земледелия и животноводства);
    • отрасли по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, доведению ее до потребителя (пищевая промышленность и первичные отрасли легкой промышленности, заготовительная система и элеваторно-складское хозяйство, торговля плодтоварами и общепит).

     Важной  составной частью хозяйства является инфраструктура, представляющая собой  совокупность материальных средств  по обслуживанию производства и населения.

     В зависимости от выполняемых функций  различают производственную, социальную и рыночную инфраструктуру.

     Производственная  инфраструктура продолжает процесс  производства в сфере обращения  и включает транспорт, связь, складское  хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения и устройства, коммуникации и сети (линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы, теплотрассы, водопровод, телефонные сети и т. п.).

     В ходе исторического развития в отраслевой структуре мирового хозяйства происходят изменения. Как общая тенденция, сначала «первичные отрасли» (сельское хозяйство и добывающая промышленность) уступают первенство «вторичным отраслям» (обрабатывающая промышленность и строительство), затем «вторичные» — «третичным» (сфера услуг).

     В современной структуре мирового хозяйства доля сферы услуг и других отраслей непроизводственной сферы (третичные отрасли) существенно возросла и уменьшилась доля производственной сферы (первичные и вторичные отрасли). В среднем в мире в непроизводственной сфере уже занято более 1/3 активного населения, а в отдельных развитых странах мира этот показатель (занятости) доходит до 50% и выше. В структуре ВВП отдельных развитых стран доля сферы услуг и того выше (60% в Германии и Японии, 70% в США).

     Большие изменения в настоящее время происходят и в структуре материального производства. Они связаны, прежде всего, с изменением пропорций между промышленностью и сельским хозяйством в пользу промышленности, от развития которой зависит рост производительности труда во всех отраслях хозяйства. Удельный вес промышленности в ВВП наиболее развитых стран мира (США, Япония, Германия, Франция и др.) находится на уровне 25-35%, а сельского хозяйства составляет всего 2—3%. В новых индустриальных и постсоциалистических странах доля сельского хозяйства также неуклонно снижалась, хотя еще и относительно высока (6 -10% ВВП) .

     И только в развивающихся странах  сельское хозяйство (его доля в ВВП  составляет 30-40%) по-прежнему значительно  превосходит промышленность (10-20%).

     В составе промышленности продолжает снижаться доля добывающих отраслей и расти доля обрабатывающих. В последних особо высокими темпами роста выделяются новейшие наукоемкие отрасли машиностроения и химической промышленности (микроэлектроника, робототехника, органический синтез и др.).

     Произошли изменения и на транспорте. В грузообороте первое место занимает морской транспорт (более 60%), а в пассажирообороте —  автомобильный (около 80%). И в том  и в другом виде перевозок второй — железнодорожный транспорт (соответственно 15 и 10,2%), Быстро развиваются сравнительно новые виды транспорта: воздушный и трубопроводный.

     В пассажирских перевозках воздушный  транспорт уже приблизился к  железнодорожному (9,2%), в грузовых - трубопроводный (11,8%) также догоняет железнодорожный.

     В товарной структуре мировой торговли увеличилась доля готовых изделий, машин и оборудования, уменьшилась доля сырья и продовольствия. Возросла торговля технологиями (патентами, лицензиями и т. д.).

     Промышленность  Тамбовской области — это производственный комплекс с разветвленной инфраструктурой, включающей в себя предприятия многих отраслей народного хозяйства. В его составе работают 242 крупных и средних промышленных предприятий, 543 промышленных предприятий малого бизнеса. В отраслях промышленности трудятся 95,6 тыс. человек. Тесные технологическая и экономическая связи предприятий области с партнерами из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья свидетельствуют об успешной интеграции промышленности области в единый промышленный комплекс России и всего мира.

     В отраслевой структуре промышленного  производства ведущее место занимают 5 отраслей, на долю которых в 2004 году приходилось 92,4 процента общего объема производства промышленной продукции:

    • пищевая промышленность, удельный вес в общем объеме производства составил 26,9 процентов и 41,6 процента налоговых платежей в бюджет области;
    • машиностроение и металлообработка — соответственно 27,9 и 27,5 процента;
    • химическая и нефтехимическая промышленность — 18,3 и 14,2 процента;
    • электроэнергетика — 15,6 и 10,8 процентов;
    • легкая промышленность — 3,7 и 1,4 процента.

     Одной из основных проблем в промышленности по-прежнему остается физический износ  основных фондов, который в отдельных  отраслях составляет до 63 процентов.

     Сельскохозяйственные  угодья занимают более 76 процентов территории Тамбовской области (из них 60 процентов — пахотные земли), что составляет 1,3 процента угодий Российской Федерации.

     На  данных площадях производится 1,2 процента валовой продукции страны, 7,8 процента валовой продукции Центрального федерального округа и 14,5 процента валовой продукции областей Центрального Черноземья.

     Развитая  железнодорожная сеть позволяет  осуществлять пассажирские и грузовые перевозки в любые регионы  России и зарубежья. Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования составляет 736 км, в том числе 113 км — электрифицированных. Кроме того, 245 предприятий и организаций промышленности, строительства и агропромышленного комплекса имеют железнодорожных подъездных путей протяженностью 503 км.

     Территория  области обслуживается предприятиями Юго-Восточной и Куйбышевской железных дорог, их Мичуринским, Ртищевским, Воронежским и Пензенским отделениями.

     Автомобильный транспорт является основным видом  транспорта по осуществлению перевозок  в области. Эксплуатационная длина автомобильных дорог — 5,5 тыс. км, из них 5,1 тыс. км с твердым покрытием. Через Тамбов проходят крупные автомагистрали федерального значения: Москва-Астрахань, автодороги Тамбов-Орел, Тамбов-Пенза.

     Перевозки пассажиров осуществляют 43 автотранспортных предприятия различных форм собственности. Парк автотранспортных предприятий области за последние годы обновлялся незначительно и к 2003 году насчитывает 1004 автобуса и 69 троллейбусов. Кроме того, на трассах области осуществляют деятельность 470 индивидуальных владельцев автобусов, объединенных в 20 фирмах (обществах). Ежедневно на 48 городских, 267 пригородных и 55 междугородних маршрутах перевозится порядка 460 тыс. человек.

     Кризисное состояние объектов и сетей жилищно-коммунального  хозяйства (ЖКХ) области требует ускоренного проведения его реформы. Высокий износ основных фондов (до 70 %), большие потери энергии, воды и других ресурсов обусловлены дотационностью жилищно-коммунального комплекса, неудовлетворительным финансовым положением его предприятий, высокой затратностью

     Состояние потребительского рынка товаров  в 2004 году характеризовалось высоким уровнем насыщенности товарами и обеспечением товарными ресурсами. Больше внимания стало уделяться отечественной продукции, в том числе местным производителям продовольственных товаров. Однако, потребительский спрос на многие товары удовлетворяется за счет ввоза из других регионов России.

     В области насчитывается 861 общеобразовательное  государственное учреждение с численностью обучающихся 155,8 тыс. человек и 24 вечерние (сменные) общеобразовательные школы с количеством обучающихся 4,2 тыс. человек.

     Населению области оказывается медицинская  помощь в 142 больницах, 223 амбулаторно-поликлинических  учреждениях и 573 фельдшерско-акушерских пунктах. Обеспеченность больничными койками в течение 2-х последних лет остается на одном уровне и составляет 127 коек на 10 тыс. жителей, это больше чем в Белгородской, Воронежской, Курской областях (на 1, 10, 8 коек соответственно).

     В городах и районах области  насчитывается 724 культурно-досуговых учреждений, 290 киноустановок, 3 театра, 1 Концертный зал (ГУ "Тамбовконцерт"), 12 музеев, 707 библиотек. За последние 10 лет удалось сохранить количество учреждений культуры и искусства, но укрепление и развитие материально-технической базы практически не осуществлялось.

     В системе социальной защиты населения  области функционируют: 10 домов-интернатов для престарелых и инвалидов  на 2555 койке-мест; 2 реабилитационно-оздоровительных  центра; областной центр социально-психологической  помощи слабозащищенным слоям населения; центр социальной адаптации, переподготовки и обеспечения занятости граждан, уволенных с военной службы и членов их семей; учреждения социального обслуживания населения в городах и районах области (приюты, дома ночного пребывания, дома милосердия и т.д.). Обслуживанием населения в городах и районах области занимаются 32 отдела социальной защиты и 32 центра социального обслуживания населения. 

 

Список  литературы

    1. Агаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. - М.: Мысль, 2003. - 618 с.
    2. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие. - Москва: «Тесса», Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. -416 с.
    3. Комаров М. П. Инфраструктура регионов мира. Учебник - СПб: Изд-во В А. Михайлова, 2000 - 347 с.
    4. Котилко В. В. Региональная экономическая политика Учебное пособие - М. Изд-во РДЛ. 2001. - 272 с.
    5. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победи Б Поляк и др.; Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ, 2003. — 304 с.
    6. Тюхтин В. С. Отражение, системы, кибернетика. - М.: Наука, 2002.
    7. Гутман Г. В. Управление региональной экономикой/ Г. В Гутман, А А Мироедов, Федин; Под ред. Г. В. Гутмана. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 176 с.: ил.
    8. Шарыгин А. В., Трофимов А. И. Экономико-географическое прогнозирование. - Пермь, ПТУ, 2002. - 88 с.
    9. Шарыгин М. Л. Региональная организация общества (теоретико-методологические проблемы совершенствования) - Пермь, ПТУ, 2000.- 513 с.

Информация о работе Структура производства