Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:02, контрольная работа
Вопрос о взаимодействии рынков стал предметом повышенного внимания многих экономистов, которые рассматривают принципы, законы и действие рыночной экономики. Это говорит о том, что этот вопрос и сегодня является актуальным, так как наша экономика не может существовать без взаимодействия различных рынков.
Цель контрольной работы - рассмотрение сущности и механизма деятельности рынка. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: анализ сущности рынка, выявление структуры рынка, определение основных видов рынков, рассмотрение функций. Объект исследования - рынок и его виды. Предмет исследования - механизм деятельности различных видов рынка.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Сущность рынка……………………………………………………………….4
2.Виды рынков и их структура…………………………………………………6
3.Функции рынка………………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………....13
Список использованной литературы…………………………………………...14
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общегуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Экономика
Вариант № II
Проверил:__________________
(ученая степень, ученое
___________________________
Ф.И.О. преподавателя)
Структура рынка и виды рынков.
Введение…………………………………………………………
1.Сущность рынка……………………………………………………………….
2.Виды рынков и их структура…………………………………………………6
3.Функции рынка……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
В настоящее время наблюдается повсеместный интерес к более глубокому пониманию проблем экономической жизни и особенностей рынка. В современном мире невозможно представить человека, не вовлеченного в обмен товаров и услуг. На данный момент существует бесконечное множество видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; по масштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Вопрос о взаимодействии рынков стал предметом повышенного внимания многих экономистов, которые рассматривают принципы, законы и действие рыночной экономики. Это говорит о том, что этот вопрос и сегодня является актуальным, так как наша экономика не может существовать без взаимодействия различных рынков.
Цель контрольной работы - рассмотрение сущности и механизма деятельности рынка. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: анализ сущности рынка, выявление структуры рынка, определение основных видов рынков, рассмотрение функций. Объект исследования - рынок и его виды. Предмет исследования - механизм деятельности различных видов рынка.
.
В современной экономической литературе можно встретить самые различные определения рынка. Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок - это площадь, публичное место купли-продажи товаров, то есть благ и услуг. Предпринимались попытки ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так, А. Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену. Современный американский экономист Ф. Котляр характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок, как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов1.
Позднее в понятие рынка
ввели отношения между
рынок - это взаимодействие продавцов и покупателей;
рынок - это система отношений между спросом и предложением;
рынок - это совокупность отношений товарного обмена;
рынок - это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.
Итак, обобщая, имеющуюся информация, характеристику рынка можно свести к следующему определению:
Рынок - это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
Рынок представляет собой
не площадь, где случайно встретились
отдельные покупатели и продавцы,
а социальный механизм, осуществляющий
постоянную связь между производителями
и потребителями экономических
благ, между которыми происходит обмен
товаров и услуг, по цене, о которой
удалось договориться. При этом происходит
добровольное отчуждение своей собственности
и присвоение чужой. Следовательно,
рынок означает взаимную передачу прав
собственности. В ходе обмена происходят
своеобразный учет и общественная оценка
реализуемых благ. Рынок выступает
как специфическая форма
Под современным рынком понимают
любую систему, дающую возможность
покупателям и продавцам
Рынок как механизм состоит из отдельных рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг). Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям2.
Выделяют следующие виды рынков:
Рынок продовольственных товаров - используется для торговли продуктами питания и продовольствием;
Рынок промышленных товаров - применяется для приобретения товаров народного потребления;
Рынок услуг - здесь приобретают бытовые, жилищно-коммунальные и услуги по перевозке;
Рынок недвижимости - используется для проведения сделок по купле-продаже недвижимости;
Рынок средств производства - продажа средств производства;
Рынок денег - продажа и покупка валют, ценных бумаг или фондовый рынок;
Рынок капитала и инвестиций - средства для строительства, расширения и проведения реконструкции;
Рынок рабочей силы - на данном рынке продается и покупается рабочая сила;
Рынок инноваций - на нем ведется торговля техническими и экономическими изобретениями.
Традиционно микроэкономическая
теория разделяет четыре основных типов
рыночных структур: совершенной
конкуренцией, монополистической
Классификацию четырех основных рыночных структур традиционно производят при помощи четырех структурных переменных: однородность продукции, количество фирм, легкость входа и выхода, контроль над ценами.
1. Рынок совершенной конкуренции: совершенная конкуренция - конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой3. В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией;
2. Рынок чистой монополии: монополия - исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать три вида монополии: закрытую, защищенную от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная монополия); естественную, необходимую в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов; открытую, чистую при которой одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара;
3. Рынок монополистической конкуренции: - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм. Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями: наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей); свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок); разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу); совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка; влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках4;
4. Рынок олигополии. Слово
"олигополия" было сконструировано
на греческой основе и введено
в европейскую лексику
Предприятие - олигополист не может не считаться с тем, что соотношение между выбранным им уровнем цены и количеством продукции, которое оно сможет по этой цене продать, зависит от поведения его соперников, которое в свою очередь зависит от принятого им решения. Общая взаимозависимость предприятий - олигополистов представляет главную черту олигопольных рынков. Поэтому-то и не существует всеобщей модели олигополии, как это имеет место в случае совершенной конкуренции или монополии. Вместо этого известно несколько моделей олигополии, различающихся характером предположений олигополистов и особенностями их взаимоотношений. Прежде всего олигопольные рынки различают по тому, действуют ли их участники - олигополисты совершенно независимо друг от друга, на свой страх и риск, или же, напротив, они вступают в сговор, который может быть явным, открытым или тайным, скрытым. В первом случае обычно говорят о некооперированной, во втором о кооперированной олигополии.
До сих пор рынок рассматривался, как единая система, на самом деле рыночный механизм в целом характеризуется весьма сложной структурой.
По своей структуре
рынок представляет собой такой
способ связи или отношений между
производителями и
Существует несколько критериев, по которым можно выявить основные составляющие элементы единой рыночной системы:
- по объектам купли-продажи
(потребительский рынок или
- по пространственному размещению (локальный, местный, национальный, мировой);
- по формам собственности (частный, кооперативный, государственный);
- по характеру продаж (оптовый, розничный, импортный, экспортный);
- по уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса (равновесный, дефицитный, избыточный);
- по видам конкурентной
борьбы (рынок совершенной
- в зависимости от характера
сделок (свободный рынок,