Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:59, доклад
Рынок труда, как любая система, имеет свою структуру. Она имеет общие элементы в разных странах, но вместе с тем могут быть и некоторые отличия. В зависимости от целей анализа структурирование рынка можно осуществлять по разным критериям. Но, прежде всего, следует выявить структуру рынка труда, как такового, независимо от страновых и других особенностей. Это можно сделать по важнейшим, необходимым для функционирования современного цивилизованного рынка труда, компонентам:
1.
Рынок труда, как любая система, имеет свою структуру. Она имеет общие элементы в разных странах, но вместе с тем могут быть и некоторые отличия. В зависимости от целей анализа структурирование рынка можно осуществлять по разным критериям. Но, прежде всего, следует выявить структуру рынка труда, как такового, независимо от страновых и других особенностей. Это можно сделать по важнейшим, необходимым для функционирования современного цивилизованного рынка труда, компонентам:
Субъекты
рынка труда. К субъектам рынка
труда относятся наемные работники (и
их союзы), работодатели (и их объединения)
и государство (его органы).
^ Наемные работники
— самая многочисленная часть субъектов
рынка труда. К ним относятся люди, не имеющие
средств производства, живущие за счет
продажи своих способностей к труду —
рабочей силы. Их благосостояние, воспроизводство
зависит от того, насколько успешно они
могут продать свою рабочую силу — заключить
контракт, получить работу. В условиях
экономического неравенства работника
и работодателя более или менее достойной
заработной платы наемные работники могут
добиться, если сумеют объединиться в
профессиональную организацию, которая
будет отстаивать их интересы. В западных
странах в борьбе за свои права наемным
работникам удалось добиться немало уступок
со стороны работодателей и государства,
в первую очередь, повышения заработной
платы и снижения продолжительности рабочего
дня, улучшения условий труда и многого
другого. Однако, в последнюю треть XX в.
в ряде стран, особенно в США, авторитет
профсоюзов и их деятельность ослабли.
В России наиболее массовыми являются
профсоюзы, объединенные в Федерацию независимых
профсоюзов. Кроме нее активно выступает
Соцпроф, имеется много других относительно
малочисленных профсоюзных организаций.
Профсоюзы в России еще слабы, им не удается
добиться решения своих самых насущных
задач - повышения заработной платы, прежде
всего минимальной до уровня прожиточного
минимума, проведения ее индексации в
связи с инфляцией, своевременной выплаты
(для многих коллективов предприятий).
Наемные работники России еще полностью
не осознали своих интересов, не научились
их отстаивать перед работодателями и
государством.
Работодатели.
К ним относятся люди, работающие самостоятельно
и постоянно нанимающие на работу одного
и более человек. Доля работодателей в
составе работающего населения невелика,
несколько превышает 10%, статистика пока
не дает точной величины этого слоя среди
занятых. К работодателям относятся как
собственники средств производства, владельцы
фирм, предприятий, так и наемные управляющие
(директора) в крупных акционерных компаниях
и на государственных предприятиях. Роль
их в экономике велика. От их знаний, умения,
предпринимательских способностей во
многом зависит эффективность работы
предприятий, экономическая жизнь в стране,
стагнация или экономический рост, расширение
воспроизводства на инновационной основе.
^ Государство и органы
местного самоуправления, как субъекты
рыночных отношений выполняют разнообразные
функции. В социально-трудовой сфере к
ним можно отнести:
Государство в современной рыночной
экономике выполняет активную роль,
создавая условия ее развития. Российское
государство тоже должно предпринимать
все необходимые усилия в этом направлении,
опираться на достижения экономической
науки в целом, а не только на представления
отдельных школ.
Второй компонент — юридические
нормы и экономические программы.
Их разработка и совершенствование осуществляется
всеми государствами с рыночной экономикой.
Для макроэкономической стабилизации
экономики России и перехода к экономическому
росту, способному обеспечить полную занятость,
тем более необходима последовательная
и настойчивая работа по принятию недостающих
и совершенствованию имеющихся законов,
других правовых норм и актов, которые
создавали бы равные возможности для реализации
способностей к труду всех участников
рыночных отношений, и осуществление жесткого
контроля за их выполнением. Неисполнение
законов является слабым местом российского
государства. Усиление контрольных функций
и ответственности за нарушение законодательства
является важнейшей задачей исполнительной
власти.
Важное значение для функционирования
рынка труда имеют федеральные и региональные
программы содействия занятости населения
и разработанные на их основе программы
и подпрограммы по отдельным направлениям
деятельности государственной службы
занятости.
Повысить цивилизованный характер социально-трудовых
отношений способно социальное партнерство
и его новая форма — трипартизм. Генеральные,
региональные, отраслевые соглашения
и коллективные договоры создают для этого
определенные предпосылки. Но необязательность
их выполнения снижает их ценность. Повышение
ответственности всех сторон за их реализацию
является актуальной задачей.
Третий компонент — рыночный
механизм. Это важнейший компонент
рынка труда, поэтому на нем следует остановиться
более подробно.
Механизм рынка труда представляет собой
взаимодействие и согласование разнообразных
интересов работодателей и трудоспособного
населения, желающего работать по найму
на основе информации, получаемой в виде
изменений цены труда (функционирующей
рабочей силы). Он имеет определенную структуру,
которая включает следующие элементы:
спрос на труд (рабочую силу), предложение
труда (рабочей силы), цену труда (цену
рабочей силы), конкуренцию. Взаимодействие
указанных элементов получило название
механизма спроса и предложения, или ценового
механизма, т.е. такое же название, как
и на любом рынке ресурсов или товаров.
^ Спрос на труд
(обобщенный покупатель) выражает потребность
работодателей в работниках, необходимых
для производства товаров и услуг. Предложение
рабочей силы (обобщенный продавец) выражает
определенное количество занятых наемных
работников, обладающих определенными
знаниями и квалификацией, а также ту часть
трудоспособного населения, которая желает
работать и может приступить к работе
с учетом располагаемого дохода и возможностей
проводить свое время.
^ Цена рабочей силы
— это цена жизненных средств, которые
необходимы для нормального воспроизводства
рабочей силы. Но она не автоматически
не выплачивается наемным работникам,
а является предметом договора (торга)
между ними. В результате каждый из них
выступает со своей ценой. Наемный работник
(продавец) старается подороже продать,
а работодатель (покупатель) стремится
подешевле купить. В итоге договорная
заработная плата устанавливается на
уровне ниже цены продавца, но выше цены
покупателя.
Четвертый компонент — безработица
и социальные выплаты, связанные с ней,
— является обязательным для современного
цивилизованного рынка труда. Действие
законов рыночного хозяйства сопровождается
постоянным высвобождением с предприятий
и привлечением на предприятия рабочей
силы. При этом число принимаемых работников
не перекрывает полностью число увольняемых.
В результате возникает и постоянно поддерживается
безработица. Значительная часть безработных
нуждается в определенной помощи в поиске
работы, переподготовке, в материальной
поддержке на период отсутствия работы
и заработка. В XX в. сначала более развитые,
а затем все большее число государств
стали принимать законы о занятости населения,
в которых предусматривается такая помощь,
в том числе компенсации при увольнении,
выплаты пособий по безработице, оказание
материальной помощи.
Пятый компонент — рыночная
инфраструктура — представляет собой
совокупность институтов содействия занятости,
профессиональной подготовки и переподготовки
кадров, профессиональной ориентации
трудоспособного населения. В нее входит
целая сеть фондов занятости, бирж труда
(центров занятости), центров подготовки
и переподготовки рабочей силы и др.
Фонды занятости являются организацией,
аккумулирующей страховые взносы работодателей
(а во многих странах и страховых взносов
с заработка работающих) и занятых индивидуально-трудовой
деятельностью, ассигнования бюджета,
добровольные взносы предприятий и граждан.
Государственные и частные службы занятости
осуществляют содействие гражданам в
трудоустройстве. Государственная служба
занятости является основным элементом
инфраструктуры рынка труда, через се
центры в России в конце 90-х годов проходило
более 5 млн. в год безработных и желающих
получить информацию (она предоставляется
бесплатно) о работе.
Наряду с ней в России существует около
200 негосударственных структур занятости.
Среди них такие довольно известные службы
занятости, как «Триза», биржа труда молодежи,
Центр занятости женщин, биржа труда для
инвалидов и т.д. Частные службы оказывают
платные услуги. Вместе с тем, следует
отметить, что Международная организация
труда выступает против платности предоставляемых
службами занятости услуг безработным.
Наконец, шестой компонент — альтернативные
виды деятельности. К ним можно отнести
общественные работы (оплачиваемые), надомный
труд, работы по контракту на определенный
срок (выполнение определенного заказа),
работа в фирмах временной занятости,
трудоустройство несовершеннолетних
граждан на временную работу и другие
виды гибкой занятости.
В отличие от традиционных систем организации
труда, регулируемых коллективными договорами,
гибкие виды занятости регулируются контрактами.
3.4. Современные
виды и модели рынка труда
Рынок труда включает не только экономические,
но и социальные, правовые и психологические
отношения. В разных странах формирование
этих отношений исторически происходило
не одновременно. В результате в отдельных
группах стран или отдельных странах возникли
определенные различия.
Страновые различия в формировании рынков
труда связаны с различиями в найме, заполнении
предприятий, фирм рабочей силой, подготовке
персонала, организации профсоюзов, исторических
традициях. Если посмотреть на рынок труда
под этим углом зрения, то можно выделить
два основных вида: внешний (общенациональный)
и внутренний (внутрифирменный) рынок.
^ Внешний (общенациональный)
рынок труда характеризуется открытостью,
доступностью, конкурентностью для всех
лиц наемного труда. Заполнение рабочих
мест осуществляется путем набора основной
массы рабочей силы, подготовленной вне
пределов предприятия. Это означает, что
последнее признает диплом, сертификат
учебных заведений, находящихся вне их
контроля. На самом же предприятии основной
формой подготовки остается ученичество.
Наем работников происходит индивидуально.
Однако, на этот процесс оказывает влияние
государство через законодательство.
Работодатель должен учитывать законы
«О занятости населения», «О минимальной
заработной плате», «Об охране труда»
и другие, относящиеся к социально-трудовым
отношениям. Работник также исходит из
этих законов. Величина заработной платы
устанавливается путем переговоров, торга,
согласования интересов сторон.
^ Внутрифирменный
рынок труда характеризуется закрытостью,
слабой конкурентностью. Движение рабочей
силы осуществляется в основном в рамках
фирмы, т.е. переход (перевод) рабочей силы
с одного рабочего места на другое, овладение
смежными специальностями. Наем основной
массы работников осуществляется путем
коллективных переговоров после окончания
срока действия предыдущего договора.
В результате согласования позиций, решения
спорных вопросов заключается очередной
коллективный договор. Он также учитывает
предусматриваемые законодательством
обязательные для исполнения нормы. Подготовка
персонала осуществляется в основном
внутри предприятия и преследует цели
конкретного предприятия. Внутрифирменные
рынки обособлены друг от друга. На них
откладывает отпечаток характер производства
и внутренний распорядок работы. Поэтому
кадры той или иной фирмы обладают незначительной
конкурентоспособностью на внешнем рынке.
Данный вид рынка решает две задачи: 1)
обеспечение процесса передачи специфических
знаний и внутрифирменного опыта от старых
работников к новым; 2) предотвращение
утечки накопленных знаний и опыта за
пределы фирмы.
Внешний рынок больше присущ англоязычным
странам, и прежде всего США. Поэтому рынок
нередко называют моделью рынка труда
США.
^ Модель рынка труда
США. Данная модель характеризуется
высокой активностью субъектов рынка
труда, поощряемая государственной политикой
поддержки конкурентного состояния экономики
и всей жизненной установкой на индивидуальный
успех, на зарабатывание денег, культивируемой
в обществе его основными институтами
(государством, средствами массовой ин
мации, наукой, литературой, образованием
и т.д.). Рядовой американец заражен желанием
приобретать деньги, класть их в банк,
покупать акции и т.д., чтобы снова получить
деньги, но уже с прибылью, словом, поощряется
активная роль предпринимателя и работника.
Политика занятости на предприятиях ориентируется
на высокую географическую (территориальную)
мобильность работников между предприятиями,
на прием уже подготовленных в учебных
заведениях страны кадров, минимум издержек
предприятия на производственное обучение.
Заработная плата выступает как результат
индивидуальных и коллективных переговоров,
заключения контракта или коллективного
договора. Важную роль в коллективных
переговорах играют профсоюзы. Большинство
из них строится по отраслевому принципу.
В итоге заработная плата зависит от спроса
и предложения рабочей силы, сложности
работ, производительности труда, возможное
предприятия.
Страхование по безработице регулируется
федеральными законами и законами штатов.
Федеральный закон устанавливает общие
принципы страхования по безработице,
которые затем детализируются в законах
каждого из штатов. Страховые взносы по
безработице платят предприниматели и
наемные работники, большая доля их падает
на предпринимателей. Собранные деньги
направляются отдельно в федеральный
фонд и фонды штатов.
В США имеется не только внешний, но и внутренний
рынок труда. Например, принципа пожизненной
гарантии занятости придерживается крупнейшая
компания ИБМ. Реализуя этот принцип, компания
осуществляет политику непрерывного роста
фондов социального развития, предоставляет
работникам многочисленные льготы и поощрения.
Однако преобладающим все-таки остается
внешний рынок, о чем говорит более высокая
безработица, по сравнению с Японией и
Швецией.
Внутренний рынок более всего характерен
для Японии. Поэтому эта модель рынка нередко
называется японской. Отличительной чертой
японской модели рынка труда является
«система пожизненного найма», гарантирующая
занятость на весь срок трудовой деятельности
работников и формирование самостоятельных
профсоюзных организаций внутри компаний.
Такая политика занятости позволяет компании
осуществлять профессиональную подготовку
и повышение квалификации, не опасаясь
того, что квалифицированные специалисты
могут покинуть фирму и затраты, понесен
фирмой на их подготовку, окажутся напрасными.
При этом подготовка ведется в соответствии
с научно-техническим прогрессом, структурой
рабочих мест, модификацией выпускаемой
продукции, заранее предусматривавшей
профессиональную мобильность внутри
фирмы (руководству фирмы позволено по
своему усмотрению перемещать работников
с одних мест на другие), воспитание у работников
творческого отношения к труду.
При формировании заработной платы большое
значение придается стажу работы, что
удерживает работников от перехода на
другие предприятия. Учитывается и возраст
работника. Но в последние годы все большее
значение приобретает учет квалификации
и эффективности труда.
Система пожизненного найма облегчает
решение проблемы минимизации безработицы.
Она позволяет относительно безболезненно
сокращать производство и сокращать рабочее
время, переводить работников на дочерние
предприятия или на предприятия других
фирм по взаимному соглашению. Подобные
меры сдерживают рост безработицы.
После кризиса 1974—1975 гг. в Японии произошли
некоторые изменения в системе пожизненного
найма, ослабла защита наемных работников,
уменьшилась доля постоянно занятых, появился
внешний рынок на базе мелких предприятий
третичного сектора (сферы услуг).
Специфическими чертами обладает модель
рынка труда в Швеции. ^ Шведская модель
отличается активной политикой занятости,
проводимой государством. Эта модель рынка
труда имеет ярко выраженный государственно-рыночный
механизм, в котором государственные элементы
регулирования наиболее тесно переплетены
с рыночными элементами саморегулирования
при доминировании государственного регулирования.
Активность государства проявляется в
выделении значительных финансовых ресурсов
на программы поддержки занятости; переподготовку
рабочей силы, повышение ее конкурентоспособности.
Причем на эти цели расходуется до 70% фонда
занятости, или 3,5% ВВП (1993—1994 гг.). Тогда
как на выплату пособий по безработице
расходуется до 2,7% ВВП. Страховые взносы
в фонд занятости в Швеции находятся примерно
на уровне других Европейских стран.
Средства из фонда занятости идут на профессиональную
подготовку и переподготовку работников,
создание рабочих мест, как в государственном,
так и в частном секторе, путем субсидирования
частных компаний, оказания помощи безработным
в поиске рабочих мест, в том числе через
информацию и профориентацию, выплату
пособий (компенсаций) по переезду к новому
месту работы.
Предметом особой заботы государства
является поддержание занятости в отраслях,
обеспечивающих социально необходимые
услуги в депрессивных регионах.
Политика занятости тесно увязывается
с другими политиками: налоговой, «политикой
солидарности» в заработной плате, отраслевой
и региональной политикой и другими, что
позволяет поддерживать высокий спрос
на рабочую силу и высокую занятость в
стране.
^ Российская модель
рынка труда. Цивилизованный рынок
труда в России находится в стадии становления.
В советский период его развитие сдерживалось,
с одной стороны, высокой монополизацией
экономики, жестким государственным регулированием
заработной платы, с небольшой ее дифференциацией
в зависимости от результатов труда, отсутствием
рынка жилья, административными ограничениями
на переезд в другие города.
С другой стороны, работников привязывало
к предприятиям высокая доля услуг, льгот,
получаемых за счет социальных фондов
предприятий, которые в первую очередь
предоставлялись лицам, имевшим большой
стаж работ данном предприятии. В частности,
работники крупных предприятий получали
жилье, могли устроить своих детей в детский
сад, лагерь, получить бесплатные или льготные
путевки в дома отдыха, профилактории,
санатории и т.д.
Вместе с тем политика, государства на
планомерное распределение и перемещение
работников, не исключала стихийной миграции,
скажем переезда людей из районов Дальнего
Востока и Севера в более обустроенную
Европейскую часть бывшего Советского
Союза.
В результате радикальных реформ 90-х годов
в России была разрушена новая система
движения кадров, государство устранилось
от регулирования заработной платы, установив
на национальном уровне размер минимальной
заработной платы, которая никакого отношения
к прожиточному минимуму не имеет. Появилась
чрезмерная дифференциация оплаты труда,
длительные задержки с выплатой уже заработанной
платы, которые ограничивают мобильность
рабочей силы, не создан и рынок жилья,
за исключением отдельных городов, в первую
очередь Москвы.
Сохраняются и другие дестабилизирующие
факторы, сдерживающие завершение формирования
общероссийского рынка труда. К ним относят: