Структурная политика и государственное регулирование инвестиционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:26, реферат

Описание

Реальные инвестиции - вложения денег в реальные материальные и нематериальные активы (основной и оборотный капитал, интеллектуальную собственность). Портфельные инвестиции - вложения денег в различные финансовые инструменты (ценные бумаги, банковские депозиты, валюту, драгоценные металлы и камни).
Прямые инвестиции - непосредственно участие самого инвестора в выборе объекта инвестирования для вложения средств.
Косвенные инвестиции - когда вложение средств опосредствуется другими лицами (инвестиционными фирмами и компаниями, паевыми инвестиционными фондами, другими финансовыми учреждениями).

Работа состоит из  1 файл

грэ срсп7.docx

— 41.18 Кб (Скачать документ)

СРСП№                                                              Выполнил:Мукатаев К. ЭР211

 

Структурная политика и государственное регулирование  инвестиционных процессов

 

Классификация инвестиций

по объектам вложения средств

по характеру участия  в инвестировании

по периоду инвестирования

По формам собственности

по инвестиционной территории

по способу учета средств

реальные 

портфельные

прямые 

косвенные

краткосрочные

среднесрочные

долгосрочные 

частные

государственные

смешанные

иностранные

совместные 

внутренние 

внешние

валовые

чистые 


Реальные инвестиции - вложения денег в реальные материальные и нематериальные активы (основной и оборотный капитал, интеллектуальную собственность).

Портфельные инвестиции - вложения денег в различные финансовые инструменты (ценные бумаги, банковские депозиты, валюту, драгоценные металлы и камни).

Прямые инвестиции - непосредственно участие самого инвестора в выборе объекта инвестирования для вложения средств.

Косвенные инвестиции - когда вложение средств опосредствуется другими лицами (инвестиционными фирмами и компаниями, паевыми инвестиционными фондами, другими финансовыми учреждениями).

Краткосрочные инвестиции - вложения капитала на отрезок времени менее 1 года.

Среднесрочные инвестиции - вложения капитала на период от 1 до 5 лет.

Долгосрочные  инвестиции - вложения капитала на срок свыше 5 лет.

Частные инвестиции - вложения средств, осуществляемые гражданами и частными организациями (фирмами и компаниями).

Государственные инвестиции - вложения, которые производятся центральными и местными органами власти и управления за счёт бюджетных, внебюджетных и заёмных средств, а также унитарными предприятиями, учреждениями и организациями путём мобилизации собственных финансовых источников.

Смешанные инвестиции - долевое вложение средств при участии государства, регионов, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц.

Иностранные инвестиции - вложения, осуществляемые иностранными государствами, физическими и юридическими лицами.

Совместные инвестиции - вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.

Внутренние инвестиции - вложения средств в объекты инвестирования, расположенные в границах той или иной территории (страны) .

Внешние инвестиции - вложения средств в объекты инвестирования за рубежом.

Валовые инвестиции - общий объём вкладываемых средств в новое строительство, приобретение средств и предметов труда, прирост товарно-материальных запасов и интеллектуальных ценностей.

Чистые инвестиции - вся сумма валовых инвестиций за вычетом амортизационных отчислений.

Инвестирование в наиболее широком употреблении представляет собой эффективное вложение капитала в ту или иную сферу хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

ПРИНЦИПЫ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО  ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Рынок инвестиций в Казахстане развивается медленно и пока не может  влиять на изменение общей ситуации с развитием инвестирования в  экономику. Для предотвращения в  стране инвестиционного кризиса  необходимы продуманные действия со стороны государства по стабилизации экономики, преодолению структурных  и региональных диспропорций, повышению  эффективности производства. 
Традиционная инвестиционная политика оказалась неспособной поддерживать воспроизводственный потенциал республики на нормальном уровне. Она лишь способствовала дальнейшему росту незавершенного производства при нарастающем дефиците инвестиционных ресурсов. Все это свидетельствует о необходимости изменения роли государства в управлении инвестиционным процессом, необходимости формирования и реализации новой государственной инвестиционной политики, адаптированной к рыночным условиям, направленной на достижение высоких конечных народно-хозяйственных результатов, повышение эффективности капитальных вложений, наращивание экспортного потенциала промышленности, укрепление позиций Казахстана на международных рынках. Представляется разумным в этой связи перераспределение инвестиций между секторами экономики, чтобы не прийти к так называемой "голландской болезни" - перенасыщению отдельных отраслей экономики за счет недоинвестирования других. Долгосрочными и приоритетными целями инвестиционной политики должно быть достижение сбалансированности развития всех сфер экономики, обеспечение селективного и избирательного подхода, мобилизации всех источников финансирования капвложений, маневренности, максимальной возвратности средств, дальнейшей децентрализации капитального строительства, более полного использования всех рычагов экономического, правового и организационного воздействия на инвестиционную деятельность.

За последние годы законодательно-правовая база, регулирующая приток капиталов  в Казахстане, претерпела значительные изменения. Принят ряд законодательных  актов, защищающих интересы иностранных  инвесторов и предоставляющих им льготы. Положительной чертой законодательства является определение перечня льгот, преференций и гарантий, предоставляемых  инвесторам. Законодательством предусматривается  освобождение от таможенной пошлины  оборудования, сырья и материалов, ввозимых для реализации инвестиционных проектов. На поддержку зарубежных инвестиций направлены заключаемые  правительством с рядом стран  двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций. (Заключенные  соглашения с более чем тридцатью странами.)

Казахстанское правительство, создавая благоприятные условия  для иностранных инвестиций, вместе с тем, определяет те области инвестирования, которые наиболее важны для страны. Такими областями являются:

- инфраструктура, в том числе транспортная;

- электроэнергетика и телекоммуникации;

- обрабатывающая промышленность (легкая, пищевая; производство товаров  народного потребления, всех видов  транспортных средств, лекарств; переработка сельскохозяйственной  продукции и ее хранение; производство  удобрений и средств защиты  растений; производство строительных  материалов; сфера высоких технологий, машиностроение);

- строительство в столице  - Астане;

- здравоохранение;

- образование;

- сфера туризма;

- сельское хозяйство (освоение  более урожайных видов сельскохозяйственных  культур и разведение более  продуктивных пород скота), природоохранная деятельность.

Ежегодно республика получает от других стран займы и кредиты. Возврат их с процентами всегда был  тяжелым процессом. Поэтому следует  избегать ошибок, аналогичных тем, что  уже были совершены в ходе привлечения капитала, ориентируясь на следующие принципы:

- экономической безопасности, предполагающей, что при реализации  политики привлечения и использования  международных государственных  и банковских кредитов должны  учитываться их влияние на  общее увеличение внешнего долга  и отрицательного сальдо платежного баланса страны;

- реализации инвестиционных  целей государства. Иностранные  инвестиции должны регулироваться  государством и направляться  на решение макроэкономических  задач - таких, как рост ВВП,  оптимизация платежного баланса,  сглаживание проблем производства  и занятости, стабилизация цен  и снижение инфляции; уменьшение  дефицита государственного бюджета  и др. С учетом целесообразности  тех или иных иностранных инвестиций  для повышения конкурентоспособности экономики;

- постадийного (поэтапного) использования зарубежного капитала. Развитие направлений использования иностранного капитала и инвестиций подчиняется общим задачам развития экономики - от ее дефицитного и кризисного состояния до уровня высокоразвитого типа. Это развитие охватывает следующие стадии: импорт замещения; развития экспорт ориентированного производства, перевода экономики на базу наукоемких технологий;

- проектного метода использования  кредитов, предполагающий при проектировании внешнего заимствования (международного кредита) наличие перечня приоритетных проектов и направлений кредитования;

- повышения нормы внутреннего  накопления над стоимостью кредита;

- предпочтения международного  предпринимательства международному  кредитованию, учитывающий более  высокий риск для государственного  бюджета и экономики страны  в целом заимствований в форме  кредитов по сравнению с предпринимательской  формой привлечения иностранного капитала;

- привлечения кредита  под всесторонне обоснованные  и крайне необходимые для ускорения  роста экономики инвестиционные проекты;

- конкурсности при отборе проектов;

- сравнительной оценки  различных форм внешнего заимствования,  предполагающий предпочтение долгосрочным кредитам;

- улучшения инвестиционного  климата, реализация которого  предполагает повышение инвестиционного рейтинга страны;

- ограниченного доступа  иностранного капитала в ряд  стратегических и приоритетных  отраслей в целях обеспечения  не только экономической безопасности, но и долгосрочного экономического роста;

- создания равных условий  для иностранных и национальных  инвесторов с учетом одновременно  того обстоятельства, что программа  либерализации иностранных капиталовложений  должна осуществляться в рамках  политики стимулирования частной  инициативы в целом, охватывающей  и отечественных предпринимателей;

- временного ограничения  на перевод прибылей.

При реализации названных  принципов государственной инвестиционной политики важнейшее значение приобретает  организационный механизм ее регулирования. 
Этот механизм должен основываться на национальной концепции привлечения и использования зарубежного капитала, при разработке, которой необходимо принимать во внимание наряду с принципами государственной политики привлечения иностранного капитала и использования инвестиций характер соответствующих программных мероприятий и особенности контроля за их выполнением. Государственное регулирование инвестиционного процесса должно отвечать определенным требованиям, которые могут обеспечить стабильный приток капитала в объемах, намечаемых текущими и перспективными планами государства и отдельных хозяйствующих субъектов.

Главными из этих требований являются:

- стабильность законодательства  в области финансового, налогового, таможенного регулирования;

- рационализация системы  налоговых сборов, тарифов и льгот;

- гибкое финансовое регулирование  в отраслевом и территориальном  разрезе, обеспечивающее достижение  приоритетных целей развития производительных сил страны;

- высокий уровень компетенции  государственных органов при  решении проблем иностранного  инвестирования, исключающий и дублирование  в регулировании инвестиционном  процессе со стороны различных министерств и ведомств. Целостность системы регулирования инвестиционного процесса создает объективные условия и для его саморегулирования при наличии конкретных способов влияния на процесс, обеспечивающих его планомерное развитие в интересах достижения конкретных целей.

В основе системы регулирования  инвестиционного процесса должны лежать принципы конкретности, адекватности и эффективности регулирования. Согласно первому принципу способы  регулирования должны точно соответствовать  содержанию и плановым показателям  определенного инвестиционного  проекта. В соответствии с принципом  адекватности необходим точный учет всех отраслевых, общеэкономических, функциональных и структурно-организационных особенностей инвестиционного процесса. Принцип  эффективности предполагает предъявление требований о максимально возможном  воздействии на инвестиционный процесс  при ограничении необходимых для этого ресурсов.

Для успешной реализации этих принципов необходим полный набор  возможных способов (инструментов) регулирования, позволяющий определить - с учетом того, что лучшее решение  можно установить только путем сравнения  нескольких вариантов - те из них, которые  являются оптимальными для решения  конкретной задачи развития, стоящей  перед конкретным хозяйствующим  субъектом. Основу такого набора должны составлять нормативно-правовые, финансовые и организационные инструменты. 
Практически все такие инструменты регулирования в той или иной степени используются в Республике Казахстан. Однако пока они оказывают недостаточное влияние на инвестиционную деятельность, прежде всего, на увеличение объемов и темпы роста производственных инвестиций и инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство, на их перевод в реальный сектор экономики, на улучшение инвестиционного климата. Актуальной задачей, соответственно, является повышение инвестиционной активности, стимулирование и поддержание совокупного спроса на инвестиции. 
Решение этой задачи возможно только при системном подходе к формированию и совершенствованию всей совокупности инструментов регулирования, поскольку использование с необходимой эффективностью каждого из них возможно только при достаточно развитом состоянии других. И прежде всего, это относится к нормативно-правовым инструментам.

Нормативно-правовые инструменты  характеризуют способы влияния  на инвестиционный процесс, основанные на максимально точном и юридически оформленном перечне прав и обязанностей его участников. В этой группе инструментов следует выделить две подгруппы (в силу различного их воздействия  на процесс инвестирования) - законодательную  базу обеспечения инвестиционного  процесса и систему государственных нормативов. (Такая законодательная база в Республике Казахстан находится в стадии становления.) Финансовые инструменты регулирования инвестиционного процесса характеризуют способы влияния на его параметры и динамику - на основе создания условий, обеспечивающих, с одной стороны, повышение эффективности использования задействованных ресурсов, с другой - в целом экономическую целесообразность их привлечения. Эта группа инструментов ориентирована, главным образом, на вовлечение в инвестиционный процесс негосударственных средств, что определяет такие особенности их применения, как избирательность и гарантированность действия в течение всего срока реализации инвестиционного проекта. Финансовые вложения государства в виде субсидий и дотаций должны быть строго ограниченными, так как их природа (безвозмездный и бессрочный характер предоставления) обусловливает возможность неэффективного использования средств даже в большей степени, чем при других разновидностях государственного финансирования. В связи с этим существует необходимость в разработке организационных схем этих финансовых вложений. Займы как инструмент регулирования являются более целесообразным средством мобилизации финансовых ресурсов.

Организационные инструменты  регулирования инвестиционного  процесса, связанные и с организацией таких интегрированных образований, как ассоциации, концерны, консорциумы  или холдинги, характеризуют способы  упорядочения и согласования интересов  и действий всех участников инвестиционных проектов или конкретных инвестиционных программ.

Перспективы развития инвестиционного  процесса связаны с усилением  государственного регулирования практики формирования и расходования инвестиций, коренным реформированием финансовой системы, созданием института государственных  гарантий, обеспечением высокой эффективности  использования выделяемых средств, их реальным воздействием на перестройку  экономики. Именно поэтому проведение единой государственной инвестиционной политики - важнейшее звено общей  экономической политики государства.

Доверительное отношение  к Казахстану со стороны мирового бизнеса, основанное на растущей социальной стабильности и гражданском согласии в стране, позволяет надеяться  на значительный приток инвестиций в  приоритетные отрасли нашего народного  хозяйства.


Журнал  «Новое поколение»

 

 

- Послание  Президента РК «Казахстан на  пути ускоренной политической, экономической  модернизации общества»

    1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ – ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА (Послание президента РК, 2012 г.)

Новый этап Казахстанского пути – это новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа.

Казахстану жизненно важно  найти оптимальный баланс между  экономическими успехами и обеспечением общественных благ.

В современном мире это  коренной вопрос социально-экономической  модернизации.

Это главный вектор развития Казахстана в ближайшем десятилетии.

Необходимо реализовать  комплекс задач по десяти направлениям.

Первое. Занятость казахстанцев.

В ней поставлены три важные задачи.

Во-первых, создание эффективной  системы обучения и содействия в  трудоустройстве.

Во-вторых, содействие развитию предпринимательства на селе.

В-третьих, повышение мобильности  трудовых ресурсов, приоритетное трудоустройство  в центрах экономической активности Казахстана.

В 2011 году Программа испытана в пилотном режиме с участием почти 60-ти тысяч человек. Вся подготовительная работа, работа по законодательной  базе завершена. Теперь надо перейти  к осуществлению этой важнейшей  программы.

Речь также идет об обеспечении  микрокредитами тех, кто работает на селе. Тех, кто желает работать в городе, за счет государства надо обучать и трудоустраивать. К концу программы, к 2020 году, мы должны таким образом трудоустроить на качественную работу 1,5 миллиона человек.

Четвертое. Повышение качества государственных услуг населению.

Это важный аспект противодействия  коррупции и повышения доверия  граждан к деятельности государственных  органов.

Во-первых, следует развивать  Электронное правительство.

До конца 2012 года 60 процентов  социально - значимых государственных  услуг, в том числе все виды лицензий, должны предоставляться только в электронной форме.

Начиная с 2013 года, все разрешительные документы от государства казахстанцы должны получать также в электронной форме или через Центры обслуживания населения.

В ведение ЦОНов надо передать и вопросы регистрации автотранспорта и выдачи водительских удостоверений.

Во-вторых, важный вопрос модернизации - упрощение административных процедур. Перечень разрешительных документов уже  сокращён на 30 процентов.

Правительством подготовлен  законопроект, еще на треть снижающий  все виды лицензий и разрешений.

Следующий шаг – внедрение  новых принципов разрешительного  законодательства.

В-третьих, нужно повышать компьютерную грамотность населения, в том числе за счёт различных  стимулирующих программ.

Пятое. ХХI век предъявляет высокие требования к управлению современным государством, которое все больше усложняется.

Важнейшая задача – подготовить  квалифицированный политический класс  управленцев.

Специальная комиссия будет  подбирать кандидатуры по критериям  образования и профессионализма, высоким моральным качествам, инициативности и успешности работы на порученных участках.

Они будут иметь зарплату сопоставимую с бизнес-структурами, привязанную к динамике экономического развития страны.

Они составят основу новой  управленческой элиты, которой предстоит  достойно вести наш Казахстан  в ХXI веке.

Шестое. Модернизация судебной и правоохранительной систем.

Судьи должны вершить правосудие, только руководствуясь законом и  своей совестью.

Надо кардинально пересмотреть порядок формирования судейского корпуса.

Необходимо законодательно ограничить возможность необоснованных решений апелляционных инстанций  о возвращении дел на новое  рассмотрение в нижестоящие суды.

Всей судебной системе, начиная  от Верховного Суда, требуется повысить свою ответственность и квалификацию и самим начать совершенствовать свою собственную работу.

Нарушение судьями законов  должно стать чрезвычайным событием, о котором должны знать все.

Следует укреплять систему  арбитражных и третейских судов.

Надо завершить в текущем  году разработку нового Уголовно - процессуального кодекса, законопроекта о частной детективной деятельности.

Важный вопрос - качественное кадровое обновление правоохранительных и специальных органов.

Только после этого  должны быть рассмотрены вопросы  увеличения денежного довольствия  и расширения соцпакета поддержки в отношении работников правоохранительной системы, а также их технического оснащения.

Для усиления борьбы с транснациональной  организованной преступностью в  Едином экономическом пространстве считаю, что назрел вопрос о создании, по примеру Интерпола, Евразпола - Евразийской полиции.

Один из важных вопросов модернизации – решительная борьба с коррупцией.

Наши действия в этом направлении  заметно снизили уровень коррупционности  в госаппарате. Это отмечают международные  эксперты.

Но нам необходимо выработать новую стратегию борьбы с коррупцией. Нужно не только выявлять и привлекать к суду взяточников. Надо использовать новые правовые механизмы, информационные возможности, шире привлекать общество для предупреждения и профилактики коррупционных нарушений.

Надо изучить и использовать опыт других стран. Необходимо переходить к декларированию не только доходов, но и расходов государственных служащих.

Седьмое. Качественный рост человеческого капитала в Казахстане.

Это, прежде всего, образование  и здравоохранение.

В ходе модернизации системы  образования нам важно осуществить  следующие меры.

Во-первых, внедрять в процесс  обучения современные методики и  технологии.

Сегодня на основе международных  стандартов успешно работают Назарбаев  Университет и Интеллектуальные школы.

Развивается сеть передовых  учреждений профессионально- технического образования.

Надо распространять их опыт на всю систему казахстанского образования, подтягивать к их уровню все образовательные  учреждения.

Во-вторых, важно повышать качество педагогического состава.

Надо усилить стандарты  базового педагогического образования, требования к повышению квалификации преподавателей школ и вузов.

В каждом регионе должны действовать интегрированные центры повышения квалификации педагогов.

В-третьих, надо создать независимую  систему подтверждения квалификации.

Государство не должно одновременно предоставлять образовательные  услуги и оценивать их качество.

Закончив медицинский  институт, выпускник еще не становится врачом. Закончив политехнический вуз, выпускник еще не инженер. Ему придется доказать, что он является специалистом. Таков порядок во всем мире.

В-четвертых, следует расширять  доступность образования для  молодежи через механизмы государственно - частного партнерства, субсидирование проезда и проживания молодёжи из сельской местности и малообеспеченных семей, развития сети общежитий.

Важный вопрос – обеспечение  возможности для работающей молодежи получать специальное образование  без отрыва от работы.

Множество людей сегодня  мигрируют из села в город. Им тяжело устроиться на работу. Каждый молодой  человек должен иметь возможность, не отрываясь от работы, получить профессию  и образование. Министерству образования  необходимо проработать этот вопрос.

Информация о работе Структурная политика и государственное регулирование инвестиционных процессов