Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:42, реферат
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
1. Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты регулирования.
2. Объекты и цели государственного регулирования экономики.
3. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты регулирования.
2. Объекты и цели государственного регулирования экономики.
3. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.
Понятие государственного регулирования экономики.
Субъекты регулирования.
Сущность государственного регулирования.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные работники и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие и текстильщики, крестьяне виноградных районов Франции и жители Рурского угольного бассейна и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально- экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.
Представители этих групп
индивидуально выражают свои интересы
в средствах массовой информации,
на митингах и обращаясь с просьбами,
протестами, пожеланиями в государственные
учреждения, ответственные за экономическую
и социальную политику. Это первая
линия связи хозяйственных
Выразители хозяйственных интересов. В разных странах с рыночным хозяйством носители экономических интересов объединены в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т.п. Одни из этих союзов насчитывают миллионы членов (например, профсоюзы), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.
Самые могущественные выразители
хозяйственных интересов – это
союзы предпринимателей и профсоюзы.
Они осуществляют собственные концепции
социально-экономической
Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей хозяйственных интересов на органы государственного экономического регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с ГЭП.
Выразителями социально-
Партии тесно связаны с выразителями и носителями экономических интересов. Во всем мире социал-демократические партии тесно связаны с профсоюзами, а союзы предпринимателей поддерживают консервативные, христианско-демократические, либеральные партии.
С точки зрения оценки перспектив
ГЭП важнейшее значение имеет
изучение социально-экономических
разделов программ партий, реально
претендующих на победу на следующих
парламентских выборах. Тогда эти
партийные программы могут
Это главная, третья линия
трансформации частных
Исполнителями хозяйственных интересов (субъектами ГРЭ) являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ; все более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы.
Интересным
с точки зрения изучения
Эти органы не избираются и
не всегда назначаются парламентом;
чаще всего они формируются
Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например научно-технический, военно-технический, по региональной политике, по внутренним водным путям сообщений, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных органов и экспертами представители самых разных отраслей, банков, различных фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации ГЭП, к направлениям расходования средств из бюджета и различных фондов.
Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и ГРЭ. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства в соответствии с интересами других социальных, профессиональных, общественных групп.
Существует многочисленные
возможности воздействия
Значительную и относительно самостоятельную роль в формировании общественного мнения, настроений избирателей, а через них и ГЭП играют средства массовой информации, церковь, особенно в католических и мусульманских странах, массовые общественные движения, например экологическое.
Объекты и цели государственного регулирования экономики.
Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли,
регионы, а также ситуации, явления
и условия социально-
Основные объекты ГРЭ:
-экономический цикл;
-секторальная, отраслевая
и региональная структуры
-условия накопления капитала;
-занятость;
-денежное обращение;
-платежный баланс;
-цены;
-условия конкуренции;
- социальные отношения,
включая отношения между
-подготовка и переподготовка кадров;
-окружающая среда;
-внешнеэкономические связи.
Как видно, перечисленные
объекты носят совершенно различный
характер. Они охватывают макроэкономические
процессы: хозяйственный цикл, накопление
капитала в масштабах страны, отдельные
отрасли, территориальные комплексы
и даже отношения между субъектами;
условия конкуренции; отношения
между профсоюзами и
Рассмотрим важнейшие из них.
Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и таким образом уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.
ГРЭ в области отраслевой
и территориальной структур также
осуществляется при помощи финансовых
стимулов и государственных
Важнейшим объектом ГРЭ является
накопление капитала. Производство, присвоение
и капитализация прибыли всегда
служат главной целью хозяйственной
деятельности в условиях рыночной экономики,
поэтому ГЭП поощрения
Регулирование занятости - это
поддержание нормального с
Постоянным объектом внимания
государственных регулирующих органов
является денежное обращение. Основная
направленность регулирования денежного
обращения - борьба с инфляцией, представляющей
серьезную опасность для
Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путем торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.
Еще из основных объектов регулирования – цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, они стремятся заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопленных знаний и опыта.
Наряду с хозяйственными
объектами под постоянным вниманием
государственных регулирующих органов
находятся условия
Информация о работе Субъекты и объекты государственного регулирования экономики