Сущность цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:54, реферат

Описание

Цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицутовара или услуги.
В современной экономической науке (в частности, в ценообразовании) четко обозначилась тенденция изменения пропорции между теоретическими и практическими вопросами в пользу последних. Практика, однако, свидетельствует, что решение конкретных вопросов тем успешнее, чем масштабнее их оценка. В связи с этим, посвящая большую часть учебно-методического пособия прикладным вопросам ценообразования, считаем необходимым хотя бы коротко остановиться на современном толковании категории «цена».

Работа состоит из  1 файл

Доклад ЦИЦ.docx

— 39.41 Кб (Скачать документ)

 

2.2.2 Метод определения цены продажи  на основе анализа пика убытков  и прибылей - позволяет найти объем  производства и объем продаж, соответствующие такому положению,  когда общая сумма прибылей  и общая сумма затрат равны  между собой. При этом данный  способ применяется в случае, когда целью компании является определение цены, дающей возможность получить максимум прибыли. 

В ценообразовании можно выделить 2 основные модели:

·        рыночное ценообразование, которое функционирует на основе взаимодействия между спросом покупателей и предложением продавцов на рынке того или иного товара;

·        централизованное государственное ценообразование – определение цен государственными органами, при котором в рамках затратного ценообразования в основу цены закладывается издержки производства и обращения 

В зависимости  от особенностей товара, размеров и  финансовой мощи

фирмы – продавца, целей, которая  она ставит, для расчёта цены

могут быть использованы разумные методы.

1.     Метод полных издержек.

Этот метод основан на суммировании всех затрат (переменных и постоянных), которые вне зависимости от происхождения, списываются на единицу товара.

Формула для исчисления цены на основе полных затрат имеет вид:                     

P= TC (1+ Rtc / 100), где                                   (1)

P - цена

TC – полные затраты на единицу  продукции

Rtc – величина рентабельности (прибыльности) к полным затратам, %

Рассмотрим формирование цены методом  полных издержек на следующем примере (Таблица 1). 

 

 

   Таблица1- Расчёт цены методом полных издержек 

 

 Основные элементы цены      

 Товар

 А

 В

 С

Переменные затраты – всего, 

 в том числе:

- сырьё и материалы

- оплата труда основных  рабочих

- прочие переменные издержки

- постоянные затраты

9000  

 

     

5000     

3000     

1000     

2000

22000  

 

     

10000     

10000     

2000     

5000

15000 

 

      

8000      

6000      

1000      

3000

Итого затрат

11000

27000

18000

Ожидаемая прибыль

Рентабельность (к затратам) %

Ожидаемый доход

Месячное производство продукции (шт.)

Цена товара

2200      

20    

13200    

1000    

13,2

4050    

  15     

31050     

500     

62,1

1800      

10      

19800      

750      

26,4


 

 

Как видно, главным достоинством данного метода является его простота. Он не требует много информации. Вся информация находится внутри предприятия. Метод справедлив как по отношению к покупателю, так и по отношению к производителю. Метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может отпускаться в исключительных случаях.

Однако метод не лишен недостатков: при установлении цены не принимаются во внимание имеющейся спрос на товар, конкуренция на рынке, запросы потребителей в свойствах товара, т.е. метод ориентирован главным образом на производство и в меньшей степени – на рынок.

Данный метод применяют фирмы, положение которых близко к монопольному, и сбыт продукции практически гарантирован. Использование метода возможно при производстве товаров  по разовым заказам, при продаже новых товаров, при снижении конкурентоспособности товаров.

2.     Метод прямых затрат.

Метод прямых затрат – это метод  формирования цен на основе определения  прямых издержек, исходя из конъюнктуры  рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты (т.е. те, которые зависят  от объема выпускаемой продукции) рассматриваются  как прямые. Остальные затраты  относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам (Таблица 2).

Формула расчета цены методом прямых издержек имеет вид:

P= VC* (1+Rvc / 100), где                        (2)

VC- переменные затраты на единицу продукции

Rvc- рентабельность переменных затрат  

 

Таблица 2-  Расчёт цены методом прямых затрат.

Предполагаемая цена

150 тенге

147 тенге

145 тенге

142 тенге

Переменные затраты на единицу

продукции, тг.

95 

93 

92 

91 

Прибыль на единицу продукции, тг.

55

54

53

52

Ожидаемый объём продаж, шт.

500

510

515

520

Сумма постоянных затрат, тг.

22000

22000

22000

22000

Реализованная прибыль, тг.

5500

5540

5295

5040

 

Из таблицы 2 очевидно, что наибольшую прибыль фирме обеспечивает цена 147 тенге при объёме продаж 510 единиц товара.

Основное достоинство метода заключается в возможности выявления оптимальной цены, объёма продаж, выгодных видов продукции (если производство многономенклатурное). Фирма может построить программу производства таким образом, чтобы  более рентабельные изделия заменили менее прибыльные и убыточные.

Недостаток: снижение объема сбыта ведет к повышению цены, т.к. постоянные затраты должны в этом случае распределяться между меньшим количеством единиц продукции. Метод не учитывает спрос и требования покупателя к характеристикам товара

3.     Метод прямых издержек.  

Метод применим тогда, когда все  постоянные затраты покрываются  за счёт основного заказа. В этом случае в цене учитывается только лишь переменные затраты.

4.     Метод на основе анализа безубыточности.

Метод основан на  определении точки безубыточности с условие разделения  затрат на постоянные и переменные.

Объем продаж, при котором убытки фирмы становятся нулевыми, называется точкой безубыточности. Точку безубыточности можно определить и арифметическим способом с помощью формулы:                             

 ТБ =FC/ (P-VC), где                                 (3)

P - цена

FC – постоянные затраты

VC – переменные затраты

5.     Метод рентабельности инвестиции.

Основная задача данного метода оценка полных затрат при различных  программах производства товара и определение  объёма выпуска, реализация которого по определённой цене позволяет окупить  соответствующие капвложения. Метод  замечен в определении 3-х уровней  цены: цены предельной, цены технической, цены целевой.

Цена предельная – нижняя граница цены равна переменным издержкам на единицу изделия.                             

 Рпред.=VC                                                   (4)

Цена техническая – соответствует точке безубыточности, определяется суммой затрат (переменных и постоянных) на единицу изделия                              

Pтехн    = VC+FC                                        (5)

Цена целевая – устанавливается путём надбавки к технической цене, определяемой инвестированным капиталом         

Pцел.  = P    + K*R /Q = VC+FC+K*R/Q, где      (6)

К - инвестиции

R- рентабельность инвестиций

Q – объем продаж

 Методы расчета цены  с ориентацией на конкуренцию. 

Различают:

2.3.1 Метод следования за рыночными  ценами - предусматривает, что каждый  продавец, продающий данный товар  на рынке или предлагающий  соответствующую услугу, устанавливает  цены, уважая обычаи ценообразования  и уровень цен, сложившиеся на рынке, исходя из реально существующего уровня рыночных цен и при этом, существенно не нарушая его. Если данная фирма усиливает дифференциацию своих товаров и услуг по отношению к товарам и услугам фирм-конкурентов, то она праве установить цены  на несколько более высоком уровне по сравнению с обычными.

 

2.3.2 Метод следования за ценами  фирмы-лидера на рынке - означает, что фирма негласно определяет  свои цены исходя из уровня  цен фирмы-лидера, обладающей самой  большой рыночной долей, то  есть занимающей в данной отрасли  лидирующее положение по масштабам  производства и продаж, уровню  технологии, престижности, сбытовой  силе и т.д. Таким образом,  фирма, занимающая лидирующее  положение на соответствующем  рынке, так как у нее самая  высокая степень доверия среди  предполагаемых покупателей, находится  в преимущественном положении  для проявления своего лидерства  в области издержек производства  и диктата уровня цен. Она  располагает широкими возможностями  устанавливать на рынке цены  на более выгодном для себя  уровне, чем другие, и может довольно  свободно определять цены с  учетом конкурентной ситуации.

 

2.3.3 Прежде чем перейти к методу ценообразования на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен, необходимо дать определение термину «привычные цены». Привычные цены - это цены, которые сохраняются на установленном и ставшем обычным уровне в отношении определенных товаров в течение длительного срока на довольно широком рыночном пространстве. Особенностью таких цен является следующее: независимо от того, мала или велика рыночная доля, занимаемая данной фирмой на рынке, даже при незначительном повышении цены происходит резкое сокращение продаж соответствующих товаров и услуг, и наоборот, при незначительном ее снижении можно ожидать резкого увеличения сбыта. Данная сфера ценообразования является весьма трудной для реализации политики  изменения цен в сторону повышения, так как в течение длительного времени сохраняется ставший для покупателей и продавцов привычным определенный уровень цен. 
Конечно, и такое положение не исключает ситуации, создающей возможность повышения цен. Это обычно наблюдается в тех случаях, когда по той или иной причине  среди покупателей или продавцов широкое распространение получает мнение, что можно отменить или изменить привычные цены. В качестве конкретного примера такого ценообразования можно назвать такие товары, как жвачка, шоколад, сок.

Как правило, чтобы разрушить привычные  цены и произвести их повышение, предпринимается  коренное улучшение качества товара, его функциональных свойств, упаковки, стиля, дизайна, значения, т. е. ему придают  большую привлекательность и  таким образом адаптируют его  к целевому рынку прогнозируемых покупателей, обеспечивая тем самым  новое место товара на рынке. Без  этого успешно осуществить изменение  привычной цены не удается.

 

2.3.4 Престижное ценообразование  -  имеет по своей сути характер, очень схожий с методом привычных цен, который был описан выше. Примерами товаров такого типа могут служить драгоценности, легковые автомобили, норковые шубы, черная икра, услуги роскошных ресторанов, гостиниц и т.д. Эти товары и услуги обладают специфическими характеристиками люксового уровня качества и огромным демонстрационным эффектом. Если подобные товары будут продаваться по более низким ценам, и каждый потребитель сможет приобрести их, т. е. они станут легкодоступными, то данные товары потеряют свою основную товарную ценность и привлекательность для целевого рынка престижных покупателей. Поэтому продавать их по низким ценам не представляется возможным.

 

2.3.5 Состязательный метод - определения  цен (тендерный метод) применяется  главным образом на различных  торгах (оптовые рынки, биржи ценных  бумаг и т.д.).

Методика ценообразования на торгах предполагает ситуацию, когда большое  количество покупателей стремятся  купить товар у одного ограниченного, малого числа продавцов, или наоборот, когда большое число продавцов  стремятся продать товар одному или ограниченному, малому числу  покупателей, а цена на товар определяется за один раз и в присутствии  обеих сторон. В этом случае цену, которую считают для себя приемлемой покупатель или продавец, записывают на листе бумаги, запечатывают в  конверт, затем  все конверты собирают и в присутствии участвующих в такого рода торгах вскрывают. Если торги организовывали продавцы и состязание ведется между покупателями, то выигрывает тот покупатель, который написал самую высокую цену; если торги проводят покупатели и состязание ведется между продавцами, то выигрывает тот продавец, который назначил наименьшую цену. Аукционный метод определения цены также активно используется на товарных рынках, рынках ценных бумаг и т.д., в свою очередь, подразделяясь на две разновидности:

 

2.3.5.1 повышающий метод ведения  аукциона, когда вначале называется  самая низкая цена, а затем  идет ее повышение, и в итоге  товар достается тому, кто назвал  самую высокую цену.

 

2.3.5.2 Понижающий, или голландский,  метод ведения аукциона, когда  вначале называется самая высокая  цена и если покупатель по  такой цене не находится, то  идет снижение цены. В этом  случае право на заключение  сделки купли-продажи на данный  товар получает тот покупатель, который первым принимает цену  продавца и тем самым соглашается  на самую высокую цену по  сравнению с остальными участниками  аукциона. Такой метод дает возможность  проводить аукцион более быстро. Однако, учитывая  ситуацию и атмосферу состязательной торговли, бывает трудно рассчитывать на то, что удастся, сторговать, себе наиболее приемлемую цену.

Информация о работе Сущность цены