Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:54, реферат
Цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицутовара или услуги.
В современной экономической науке (в частности, в ценообразовании) четко обозначилась тенденция изменения пропорции между теоретическими и практическими вопросами в пользу последних. Практика, однако, свидетельствует, что решение конкретных вопросов тем успешнее, чем масштабнее их оценка. В связи с этим, посвящая большую часть учебно-методического пособия прикладным вопросам ценообразования, считаем необходимым хотя бы коротко остановиться на современном толковании категории «цена».
2.2.2 Метод определения цены
В ценообразовании можно выделить 2 основные модели:
· рыночное ценообразование, которое функционирует на основе взаимодействия между спросом покупателей и предложением продавцов на рынке того или иного товара;
· централизованное государственное ценообразование – определение цен государственными органами, при котором в рамках затратного ценообразования в основу цены закладывается издержки производства и обращения
В зависимости от особенностей товара, размеров и финансовой мощи
фирмы – продавца, целей, которая она ставит, для расчёта цены
могут быть использованы разумные методы.
1. Метод полных издержек.
Этот метод основан на суммировании всех затрат (переменных и постоянных), которые вне зависимости от происхождения, списываются на единицу товара.
Формула для исчисления цены на основе
полных затрат имеет вид:
P= TC (1+ Rtc / 100), где
P - цена
TC – полные затраты на единицу продукции
Rtc – величина рентабельности (прибыльности) к полным затратам, %
Рассмотрим формирование цены методом полных издержек на следующем примере (Таблица 1).
Таблица1- Расчёт цены методом полных издержек
Основные элементы цены |
Товар | ||
А |
В |
С | |
Переменные затраты – всего, в том числе: - сырьё и материалы - оплата труда основных рабочих - прочие переменные издержки - постоянные затраты |
9000
5000 3000 1000 2000 |
22000
10000 10000 2000 5000 |
15000
8000 6000 1000 3000 |
Итого затрат |
11000 |
27000 |
18000 |
Ожидаемая прибыль Рентабельность (к затратам) % Ожидаемый доход Месячное производство продукции (шт.) Цена товара |
2200 20 13200 1000 13,2 |
4050 15 31050 500 62,1 |
1800 10 19800 750 26,4 |
Как видно, главным достоинством данного метода является его простота. Он не требует много информации. Вся информация находится внутри предприятия. Метод справедлив как по отношению к покупателю, так и по отношению к производителю. Метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может отпускаться в исключительных случаях.
Однако метод не лишен недостатков: при установлении цены не принимаются во внимание имеющейся спрос на товар, конкуренция на рынке, запросы потребителей в свойствах товара, т.е. метод ориентирован главным образом на производство и в меньшей степени – на рынок.
Данный метод применяют фирмы, положение которых близко к монопольному, и сбыт продукции практически гарантирован. Использование метода возможно при производстве товаров по разовым заказам, при продаже новых товаров, при снижении конкурентоспособности товаров.
2. Метод прямых затрат.
Метод прямых затрат – это метод
формирования цен на основе определения
прямых издержек, исходя из конъюнктуры
рынка и ожидаемых цен продажи.
Практически все условно-
Формула расчета цены методом прямых издержек имеет вид:
P= VC* (1+Rvc / 100), где (2)
VC- переменные затраты на единицу продукции
Rvc- рентабельность переменных затрат
Таблица 2- Расчёт цены методом прямых затрат.
Предполагаемая цена |
150 тенге |
147 тенге |
145 тенге |
142 тенге |
Переменные затраты на единицу продукции, тг. |
95 |
93 |
92 |
91 |
Прибыль на единицу продукции, тг. |
55 |
54 |
53 |
52 |
Ожидаемый объём продаж, шт. |
500 |
510 |
515 |
520 |
Сумма постоянных затрат, тг. |
22000 |
22000 |
22000 |
22000 |
Реализованная прибыль, тг. |
5500 |
5540 |
5295 |
5040 |
Из таблицы 2 очевидно, что наибольшую прибыль фирме обеспечивает цена 147 тенге при объёме продаж 510 единиц товара.
Основное достоинство метода заключается в возможности выявления оптимальной цены, объёма продаж, выгодных видов продукции (если производство многономенклатурное). Фирма может построить программу производства таким образом, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные и убыточные.
Недостаток: снижение объема сбыта ведет к повышению цены, т.к. постоянные затраты должны в этом случае распределяться между меньшим количеством единиц продукции. Метод не учитывает спрос и требования покупателя к характеристикам товара
3. Метод прямых издержек.
Метод применим тогда, когда все постоянные затраты покрываются за счёт основного заказа. В этом случае в цене учитывается только лишь переменные затраты.
4. Метод на основе анализа безубыточности.
Метод основан на определении точки безубыточности с условие разделения затрат на постоянные и переменные.
Объем продаж, при котором убытки
фирмы становятся нулевыми, называется точкой
безубыточности. Точку безубыточности
можно определить и арифметическим способом
с помощью формулы:
ТБ =FC/ (P-VC), где
P - цена
FC – постоянные затраты
VC – переменные затраты
5. Метод рентабельности инвестиции.
Основная задача данного метода оценка полных затрат при различных программах производства товара и определение объёма выпуска, реализация которого по определённой цене позволяет окупить соответствующие капвложения. Метод замечен в определении 3-х уровней цены: цены предельной, цены технической, цены целевой.
Цена предельная – нижняя граница
цены равна переменным издержкам на единицу
изделия.
Рпред.=VC
Цена техническая – соответствует
точке безубыточности, определяется суммой
затрат (переменных и постоянных) на единицу
изделия
Pтехн = VC+FC
Цена целевая – устанавливается путём надбавки к технической цене, определяемой инвестированным капиталом
Pцел. = P + K*R /Q = VC+FC+K*R/Q, где (6)
К - инвестиции
R- рентабельность инвестиций
Q – объем продаж
Методы расчета цены с ориентацией на конкуренцию.
Различают:
2.3.1 Метод следования за рыночными ценами - предусматривает, что каждый продавец, продающий данный товар на рынке или предлагающий соответствующую услугу, устанавливает цены, уважая обычаи ценообразования и уровень цен, сложившиеся на рынке, исходя из реально существующего уровня рыночных цен и при этом, существенно не нарушая его. Если данная фирма усиливает дифференциацию своих товаров и услуг по отношению к товарам и услугам фирм-конкурентов, то она праве установить цены на несколько более высоком уровне по сравнению с обычными.
2.3.2 Метод следования за ценами
фирмы-лидера на рынке - означает,
что фирма негласно определяет
свои цены исходя из уровня
цен фирмы-лидера, обладающей самой
большой рыночной долей, то
есть занимающей в данной
2.3.3 Прежде чем перейти к методу ценообразования
на основе привычных, принятых в практике
данного рынка цен, необходимо дать определение
термину «привычные цены». Привычные цены
- это цены, которые сохраняются на установленном
и ставшем обычным уровне в отношении
определенных товаров в течение длительного
срока на довольно широком рыночном пространстве.
Особенностью таких цен является следующее:
независимо от того, мала или велика рыночная
доля, занимаемая данной фирмой на рынке,
даже при незначительном повышении цены
происходит резкое сокращение продаж
соответствующих товаров и услуг, и наоборот,
при незначительном ее снижении можно
ожидать резкого увеличения сбыта. Данная
сфера ценообразования является весьма
трудной для реализации политики изменения
цен в сторону повышения, так как в течение
длительного времени сохраняется ставший
для покупателей и продавцов привычным
определенный уровень цен.
Конечно, и такое положение не исключает
ситуации, создающей возможность повышения
цен. Это обычно наблюдается в тех случаях,
когда по той или иной причине среди покупателей
или продавцов широкое распространение
получает мнение, что можно отменить или
изменить привычные цены. В качестве конкретного
примера такого ценообразования можно
назвать такие товары, как жвачка, шоколад,
сок.
Как правило, чтобы разрушить привычные
цены и произвести их повышение, предпринимается
коренное улучшение качества товара,
его функциональных свойств, упаковки,
стиля, дизайна, значения, т. е. ему придают
большую привлекательность и
таким образом адаптируют его
к целевому рынку прогнозируемых
покупателей, обеспечивая тем самым
новое место товара на рынке. Без
этого успешно осуществить
2.3.4 Престижное ценообразование - имеет по своей сути характер, очень схожий с методом привычных цен, который был описан выше. Примерами товаров такого типа могут служить драгоценности, легковые автомобили, норковые шубы, черная икра, услуги роскошных ресторанов, гостиниц и т.д. Эти товары и услуги обладают специфическими характеристиками люксового уровня качества и огромным демонстрационным эффектом. Если подобные товары будут продаваться по более низким ценам, и каждый потребитель сможет приобрести их, т. е. они станут легкодоступными, то данные товары потеряют свою основную товарную ценность и привлекательность для целевого рынка престижных покупателей. Поэтому продавать их по низким ценам не представляется возможным.
2.3.5 Состязательный метод - определения
цен (тендерный метод)
Методика ценообразования на торгах предполагает ситуацию, когда большое количество покупателей стремятся купить товар у одного ограниченного, малого числа продавцов, или наоборот, когда большое число продавцов стремятся продать товар одному или ограниченному, малому числу покупателей, а цена на товар определяется за один раз и в присутствии обеих сторон. В этом случае цену, которую считают для себя приемлемой покупатель или продавец, записывают на листе бумаги, запечатывают в конверт, затем все конверты собирают и в присутствии участвующих в такого рода торгах вскрывают. Если торги организовывали продавцы и состязание ведется между покупателями, то выигрывает тот покупатель, который написал самую высокую цену; если торги проводят покупатели и состязание ведется между продавцами, то выигрывает тот продавец, который назначил наименьшую цену. Аукционный метод определения цены также активно используется на товарных рынках, рынках ценных бумаг и т.д., в свою очередь, подразделяясь на две разновидности:
2.3.5.1 повышающий метод ведения аукциона, когда вначале называется самая низкая цена, а затем идет ее повышение, и в итоге товар достается тому, кто назвал самую высокую цену.
2.3.5.2 Понижающий, или голландский,
метод ведения аукциона, когда
вначале называется самая