Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:42, реферат
Разделение труда, приводя к обособлению отдельных видов работ и работников, вызывает необходимость объединения трудовой деятельности всех работников, чтобы их совместные усилия привели к достижению конечной цели организации. Такое объединение отдельных исполнителей, установление взаимосвязей между ними для достижения совместной цели производства называют кооперацией труда.
8. Сущность и формы кооперации труда
Разделение труда, приводя к обособлению отдельных видов работ и работников, вызывает необходимость объединения трудовой деятельности всех работников, чтобы их совместные усилия привели к достижению конечной цели организации. Такое объединение отдельных исполнителей, установление взаимосвязей между ними для достижения совместной цели производства называют кооперацией труда.
Кооперация труда - это как бы вторая, неотъемлемая сторона разделения труда.
С функциональной точки Зрения, кооперация труда - это установление производственных связей (во времени и пространстве) между различными обособившимися в результате разделения труда трудовыми процессами, что обеспечивает непрерывность, ритмичность, синхронность производства.
С точки зрения организационной, кооперация труда - это объединение работников для планомерного совместного участия в одном или разных, но взаимосвязанных между собой трудовых процессах.
Кооперация труда поддерживает согласованность в работе индивидуальных и коллективных исполнителей, обеспечивает непрерывность производственного процесса, ритмичность выпуска продукции, сокращает производственный цикл, позволяет лучше, эффективнее использовать персонал предприятия, организации.
Масштабы кооперации зависят от:
- глубины разделения труда - чем глубже разделений руда, тем шире его кооперация;
- уровня техники;
- существующей технологии;
- организационного типа производства;
- формы разделения труда;
- формы организации производства.
Задача внедрения рациональных форм кооперации труда на предприятии заключается в установлении и поддержании оптимальной пропорциональности отдельных видов специализированного труда, в установлении рациональных производственных связей между работниками.
На предприятиях и в организациях кооперация труда осуществляется в следующих формах:
- между цехами (межцеховая форма кооперации труда);
- между различными участками внутри цехов (внутрицеховая или межучастковая кооперация труда);
- между исполнителями (в форме внутриучастковой и внутрибригадной кооперации труда).
Если в организации имеет место иное структурное деление, формы кооперации труда называются в соответствии с этим структурным делением.
При межцеховой кооперации труда устанавливаются конкретные, планомерные производственные связи между цехами, принимающими участие в создании готового продукта. Производственные связи между цехами зависят от принципа построения специализированных цехов. Кооперация труда может быть технологической или предметной в зависимости от того, по какому принципу организованы цеха. При технологической кооперации продукция данного цеха передается в другой цех для выполнения работ на следующей стадии технологического процесса. В условиях предметной кооперации взаимосвязи между цехами проявляются на завершающем этапе производственного процесса, когда цеха передают свою продукцию в сборочных или другой цех, где завершается процесс по производству данного вида продукции. Это касается кооперации между цехами основного производства.
Производственные связи, существующие между основными и вспомогательными цехами, заключаются в том, что исходя из плановых заданий основных цехов, из количества и характера оборудования, численности работающих, вспомогательные цеха должны обеспечивать нормальное функционирование основных цехов.
Вторая из названных выше форм кооперации - внутрицеховая - состоит в установлении производственных связей между работниками специализированных участков в рамках данного цеха, если таковые имеются. Эти связи устанавливаются в зависимости от формы разделения труда; как и межцеховая, внутрицеховая кооперация труда может выступать в виде технологической, либо предметной кооперации труда.
34. Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени.
Выбор конкретных методов изучения рабочего времени во многом зависит от:
- содержания самого производственного процесса (механический или физико-химический);
- степени механизации труда рабочего;
- типа производства;
- формы организации труда на рабочем месте (индивидуальная, бригадная, многостаночная);
- периодичности повторения и длительности цикла производственного процесса (процессы циклические, периодические и непрерывные).
Разнообразие производственных процессов и форм организации труда, различное содержание и повторяемость затрат рабочего времени, а также целей их изучения вызывают необходимость в применении неодинаковых методов и техники наблюдения, разной аппаратуры. Методы изучения и разновидности наблюдения затрат рабочего времени могут быть классифицированы по следующим признакам.
- по методу наблюдения - сплошные, выборочные, периодические, цикловые, моментные наблюдения.
- по объекту наблюдения - индивидуальные, групповые, маршрутные многостаночника.
- по форме записи результатов наблюдений - цифровая, индексная, графическая, осциллографическая, фото- и киносъемка, комбинированная.
- по способу наблюдения - визуально, с помощью приборов, самофотография.
Метод сплошных (непрерывных) замеров — наиболее распространенный и универсальный — применяется во всех производственных процессах при различных формах организации труда и видах изучения рабочего времени (хронометраж, фотография); позволяет получать наиболее полное, детальное и точное представление не только о средних, но и о фактических затратах и потерях рабочего времени по их содержанию, величине и последовательности выполнения.
Метод периодических наблюдений, применяемый при групповой и маршрутной фотографии, позволяет: получить данные о количестве случаев появления тех или иных затрат, потерь рабочего времени или простоев оборудования. Наблюдение ведется одновременно за работой большого числа рабочих или единиц оборудования. Одновременный охват составляет до 20 объектов, иногда один человек может вести наблюдение за 70 рабочими.
Метод выборочных замеров используется в основном при хронометраже, когда изучаются отдельные элементы операции. Наиболее широко он применяется при изучении приемов вспомогательного времени в условиях многостаночной организации труда, аппаратурных процессах.
Метод цикловых замеров — разновидность выборочного процесса наблюдения — применяется только при хронометраже, когда необходимо измерить время выполнения приемов (действий или движений) с очень малой продолжительностью, в связи с чем невозможно обычными способами наблюдения (при помощи секундомеров) точно зафиксировать время их выполнения. Здесь замеры времени производят по группам отдельных приемов.
Метод моментных наблюдений затрат потерь рабочего времени и использования оборудования во времени основан на теории вероятностей и является разновидностью выборочного метода. Чтобы результаты наблюдений отражали действительное использование рабочего времени, необходимо соблюдать следующие условия:
- наблюдения тех или иных затрат рабочего времени должны быть случайными и одинаково возможными;
- количество наблюдений (объем выборки) должен быть достаточно большим, чтобы достоверно характеризовать наблюдаемое явление в целом.
Эти условия обеспечиваются, если при определении количества наблюдений применить правила статистики для выборочных обследований. Обычно в практике фотографии рабочего времени достаточно ограничиться вероятностью того или иного события в пределах 0.84-0.95, то есть 84-95 случаев из 100 ошибка не выйдет за пределы допустимой. При дальнейшем увеличении надежности количество наблюдений резко возрастет. 1°этому иногда целесообразно идти на некоторое снижение точности результатов наблюдений.
В условиях устойчивого технологического процесса и многократной повторяемости элементов затрат рабочего времени можно принимать а = 1.4, которому соответствует доверительная вероятность 0.84. При объеме выборки, получаемой при такой «а», результаты будут вполне приемлемы.
Большее количество наблюдений производится в условиях менее устойчивого производства, меньшее — в производстве с большей устойчивостью технологического процесса.
По объекту наблюдения различают следующие методы:
1) индивидуальный, если наблюдение проводится за работой одного рабочего;
2) групповой — изучается работа нескольких рабочих или машин;
3) бригадный — наблюдение производится за бригадой рабочих, занятых выполнением технологически связанной работы на одном рабочем месте;
4) многостаночный — наблюдение за работой одного рабочего, занятого обслуживанием нескольких машин;
5) маршрутный — наблюдение ведется за работой рабочего, перемещающегося по определенному маршруту, или за работой нескольких рабочих, размещенных далеко друг от друга, что заставляет наблюдателя обходить изучаемые рабочие места по заранее установленному маршруту.
По способу фиксации затрат рабочего времени можно выделить методы, когда наблюдения производятся наблюдателем:
- визуально с помощью простейших приборов времени (часы, секундомер);
- с помощью приборов, то есть фиксирование начала и окончания отдельных элементов затрат рабочего времени приборами различного вида;
- фиксация затрат рабочего времени самими работающими (самофотография).
Запись результатов наблюдений может осуществляться с помощью цифр индексов, графически, фото- и киносъемки, осциллографической и комбинированной записи.
Основные виды изучения затрат рабочего времени — хронометраж фотография и фотохронометраж.
44. Материальное стимулирование труда и основные направления его стимулирования.
Стимулирование труда - это метод воздействия на трудовое поведение работника через мотивацию. Понятие «стимулирование труда» в социальных науках означает целенаправленное воздействие на социальный объект, обеспечивающее поддержание его определенного состояния. Исходя из данного определения, стимулирование труда - это целенаправленное или нецеленаправленное воздействие на человека или группу людей с целью поддержания определенных характеристик их трудового поведения, прежде всего меры трудовой активности. При стимулировании побуждение к труду происходит через удовлетворение различных потребностей личности, что является вознаграждением за трудовые усилия.
Стимулирование труда основывается главным образом на материальных средствах вознаграждения, поощрения и санкций, в качестве которых выступает заработная плата. Оплата труда связана прежде всего с трудовым и экономическим поведением, а не с конфликтным, отклоняющимся от норм.
В социально-экономической системе, основанной на товарно-денежных отношениях, значимость заработной платы для человека нормальна и бесспорна. Однако это не означает, что любая оплата труда является одновременно и его стимулированием. Наблюдения и исследования специалистов позволяют утверждать, что существует немало ситуаций, в которых оплата труда по объективным и субъективным причинам не оказывает стимулирующего воздействия на саму трудовую деятельность людей. В связи со сказанным теорию стимулирования труда можно свести к решению двух взаимосвязанных задач:
-нахождению границ, в которых заработная плата, исходя из ее экономических законов, вообще может являться средством стимулирования, подчиняться целям стимулирования и управляться с точки зрения этих целей;
-определению тех конкретных принципов и методов организации оплаты труда, которые были бы наиболее эффективны в стимулировании трудовой деятельности индивидуального и совокупного работников и при этом не противоречили бы экономическим законам.
Трудовая деятельность, как и всякая активность, характеризуется целым рядом ценностных аспектов, которые и выступают конкретными целями в стимулировании труда, образуя его структуру. С точки зрения данной структуры, различаются недифференцированный и дифференцированный эффекты стимулирования.
Суть недифференцированного эффекта в том, что под воздействием одного стимула (например, оплаты труда) достигаются одновременно все цели, приводятся в норму все показатели трудовой деятельности. В случае же дифференцированного эффекта стимулирования цели относительно независимы, самостоятельны, в частности это проявляется в том, что один и тот же стимул воздействует на многие аспекты труда, но в разной мере и с разными результатами; одна или несколько целей предполагают отдельное, особенное стимулирование; одна цель стимулирования противоречит другой.
Дифференцированный эффект стимулирования выражается, например, в следующих проблемных ситуациях.
1. Погоня за количественными результатами в стимулировании негативно отражается на качестве.
2. Ориентация на количественные и качественные результаты одновременно приводит к экономической нерациональности труда или негативно отражается на сроках выполнения работ и обязательствах.
3. Одна и та же оплата труда стимулирует количественные результаты, но не стимулирует качественные, поскольку работник уже достиг предела своих способностей в определенной работе.
4. Поддержание материальными поощрениями или санкциями дисциплины, регламента и исполнительности не всегда является стимулированием самой работы.
5. Стремление величиной заработной платы сохранить или привлечь кадры иногда приводит лишь к сохранению или притоку рабочей силы (неадекватной по квалификации и количеству).
6. Одна и та же оплата труда может оказывать разное воздействие на трудовую активность в условиях дефицита кадров и их достатка.
7. Особенность оплаты труда в неблагоприятных условиях и во внеурочное время заключается в том, что стимулирование является не вознаграждением за конкретные результаты труда, а компенсацией за моральный и физический ущерб, который трудно точно измерить, критерии которого во многом субъективны (здесь необходим особый подход к работнику, беседа с ним по поводу заработной платы).
Проявление недифференцированного и дифференцированного эффекта стимулирования в сфере труда зависит от:
- размера оплаты труда (с помощью большей оплаты труда вероятнее достижение большего спектра целей);
- содержания и организации труда (иногда именно они определяют степень взаимосвязанности разных аспектов трудовой активности);
- особенностей личности работника (его мнения о величине стимула, способностей в разных аспектах трудовой активности).