Сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования изучить определение понятия финансов и финансовой системы, их сущности и функций; обозначить подсистемы, сферы и звенья финансовой системы.
Задачи курсового исследования: комплексное исследование сущности и функции финансов в целом, а также исследование финансовой система государства, принципов формирования и функционирования отдельных ее звеньев.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ………………………………………………..5
1.1 Предпосылки возникновения финансов…………………………………5
1.2 Понятие и необходимость финансов…………………………………….8
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА………………………...15
2.1 Финансы предприятий и организаций………………………………….15
2.2 Государственный кредит………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

Сущность и функции финансов.docx

— 62.89 Кб (Скачать документ)

Принцип материальной заинтересованности. Объективная необходимость этого  принципа обеспечивается основной целью  предпринимательской деятельности – извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности проявляется не только ее участниками, но и государством в целом. На уровне отдельных работников предприятия реализация этого принципа может быть обеспеченна высоким уровнем оплаты труда. Для предприятия этот принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, экономически обоснованной амортизацией, созданием экономических условий для развития производства. Само предприятие может способствовать реализации этого принципа соблюдением экономически обоснованных пропорций при распределении вновь созданной стоимости, формировании фонда потребления и накопления. Интересы государства могут быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятий, ростом производства и соблюдением налоговой дисциплины.

Принцип материальной ответственности. Означает наличие определенной системы  ответственности за ведение и  результаты финансово-хозяйственной  деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Предприятия, нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кредитов, налоговое законодательство и т.п., уплачивают пени, штрафы, неустойки. К нерентабельным предприятиям, не способным отвечать по своим обязательствам может быть применена процедура банкротства.

Принцип обеспечения финансовыми  резервами. Он диктуется условиями  предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными  рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения предприятий также связанны с риском получения дохода ниже запланированного, либо полной потери вложенных средств. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.

Общегосударственные финансы  органически связанны с финансами  предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, с другой – процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и как было сказано выше за счет общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, использовании банковских кредитов.

Через финансовую систему  государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, используя для этого  налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Но для того чтобы помогать предприятиям, исполнять свои обязательства  перед гражданами и выполнять  свои функции государству требуется  некий денежный фонд, откуда оно будет брать средства. Этим фондом является государственный бюджет.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования  и использования централизованного  фонда денежных средств для обеспечения  функций органов государственной  власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление  инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных предприятий. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить финансово-экономическую ситуацию в государстве.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и т.д.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства.

Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды –  средства федерального правительства  и местных властей, связанные  с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды обособленны от бюджета  и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует  использование средств в полном объеме. Обычно в названии фонда  указанна цель расходования средств.

Перед внебюджетными фондами  стоят важные задачи:

  1. Обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики (фонды НИОКР, экологические фонды, фонд медицинского страхования)
  2. Расширить социальные услуги населению с помощью различных фондов.

Внебюджетные фонды находятся  в собственности государства, но являются автономными и изъятию  не подлежат.

Материальным источником внебюджетных фондов является, как  и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Положительное сальдо внебюджетных фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

 

2.2 Государственный кредит

 Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают  физические и юридические лица, заемщиком  – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся  на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из сроков привлечения кредит делится на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Субъектами денежно-кредитной политики на региональном уровне являются региональные банки и органы государственной власти. В то же время при отсутствии полномочий в денежно-кредитной сфере региональный уровень власти реализует эту политику косвенно с использованием в основном кредитно-финансовых инструментов наряду с общефедеральными инструментами денежно-кредитной политики.

Государственный кредит —  одно из проявлений паразитизма капитализма, выражающегося в росте непроизводительного  потребления и увеличении числа  рантье, живущих на доходы от ценных бумаг. В период общего кризиса капитализма быстро растут внешние долги, используемые империалистическими странами-кредиторами для усиления своего экономического и политического господства в странах-должниках.

В государстве должен быть создан резерв на случай убытков связанных  со стихийными бедствиями и несчастными  случаями. Таким резервом является фонды имущественного и личного страхования.

Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных  отношений между его участниками  по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектам хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев. 

До 1990 г. страхование у  нас было построено на началах  государственной монополии. Это  означало, что только государство  могло совершать операции по страхованию  и только государство могло давать гарантированные обязательства  по возмещению ущерба, понесенного  организациями или гражданами в  результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели. С развитием рыночных отношений в нашей стране появилось возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые компании изменять структуру и направленность деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми компаниями страхования осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на правоведения страховой деятельности.

Исходя из многообразия объектов, подлежащих страхованию, различий в  объеме страховой ответственности, степени риска страхование делится  на:

Обязательное страхование  – осуществляется в силу закона, с позиции общественной целесообразности. При его проведении действует неограниченная во времени страховая ответственность по установленным законодателем объектам  страхования и кругу страхователей, она наступает автоматически при возникновении страхового случая.

Добровольное страхование  – проводится в силу закона и  на добровольной основе. Законом определяются наиболее общие условия страхования, а конкретные условия его проведения регулируются правилами, установленными страховщиком в договоре страхования. Эта форма страхования не носит принудительного характера и предоставляет возможность свободного выбора услуг на страховом рынке. Вместе с тем добровольное страхование носит выборочный охват, так как не все страхователи желают в нем участвовать, а для отдельных категорий лиц устанавливаются ограничения при заключении договоров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как было показано в данной работе, роль финансов в эффективной  работе экономики государства огромна. Велика роль государства в полноценном  функционировании финансов и финансовой системе. Изучение и раскрытие сущности финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые у предприятий и граждан налоги, каковы причины и последствия бюджетного дефицита и как их преодолеть, зачем нам нужны фондовые биржи, следует ли дотировать убыточные предприятия или стоит проводить процедуру банкротства. Следует продолжать изучение сущности финансов и их взаимодействие на другие сегменты экономики.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране.

От понимания сущности финансов зависит четкое функционирование финансовой системы государства. Слаженность работы всех ее звеньев и подсистем. Кроме того, хорошее знание финансовой сферы деятельности  необходимо нашей стране потому, что она переживает сегодня глубокий экономический и финансовый кризис. Без четкого функционирования финансовой системы невозможно оздоровление экономики, развития внутренних и внешних финансовых связей. Необходимо улучшать финансовую систему для ее более четкого функционирования.

Информация о работе Сущность и функции финансов