Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:45, курсовая работа
Цель курсового исследования изучить определение понятия финансов и финансовой системы, их сущности и функций; обозначить подсистемы, сферы и звенья финансовой системы.
Задачи курсового исследования: комплексное исследование сущности и функции финансов в целом, а также исследование финансовой система государства, принципов формирования и функционирования отдельных ее звеньев.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ………………………………………………..5
1.1 Предпосылки возникновения финансов…………………………………5
1.2 Понятие и необходимость финансов…………………………………….8
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА………………………...15
2.1 Финансы предприятий и организаций………………………………….15
2.2 Государственный кредит………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….28
Принцип материальной заинтересованности.
Объективная необходимость
Принцип материальной ответственности. Означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Предприятия, нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кредитов, налоговое законодательство и т.п., уплачивают пени, штрафы, неустойки. К нерентабельным предприятиям, не способным отвечать по своим обязательствам может быть применена процедура банкротства.
Принцип обеспечения финансовыми
резервами. Он диктуется условиями
предпринимательской
Общегосударственные финансы органически связанны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, с другой – процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и как было сказано выше за счет общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, использовании банковских кредитов.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Но для того чтобы помогать предприятиям, исполнять свои обязательства перед гражданами и выполнять свои функции государству требуется некий денежный фонд, откуда оно будет брать средства. Этим фондом является государственный бюджет.
Государственный бюджет является
главным звеном финансовой системы.
Он представляет собой форму образования
и использования
В условиях перехода на рыночные
отношения государственный
Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и т.д.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.
В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства.
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.
Организационно внебюджетные фонды обособленны от бюджета и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Обычно в названии фонда указанна цель расходования средств.
Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи:
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными и изъятию не подлежат.
Материальным источником внебюджетных фондов является, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Положительное сальдо внебюджетных фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
2.2 Государственный кредит
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из сроков привлечения кредит делится на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Субъектами денежно-кредитной политики на региональном уровне являются региональные банки и органы государственной власти. В то же время при отсутствии полномочий в денежно-кредитной сфере региональный уровень власти реализует эту политику косвенно с использованием в основном кредитно-финансовых инструментов наряду с общефедеральными инструментами денежно-кредитной политики.
Государственный кредит —
одно из проявлений паразитизма капитализма,
выражающегося в росте
В государстве должен быть создан резерв на случай убытков связанных со стихийными бедствиями и несчастными случаями. Таким резервом является фонды имущественного и личного страхования.
Страхование – это совокупность
особых замкнутых
До 1990 г. страхование у нас было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и только государство могло давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели. С развитием рыночных отношений в нашей стране появилось возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые компании изменять структуру и направленность деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми компаниями страхования осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на правоведения страховой деятельности.
Исходя из многообразия объектов,
подлежащих страхованию, различий в
объеме страховой ответственности,
степени риска страхование
Обязательное страхование – осуществляется в силу закона, с позиции общественной целесообразности. При его проведении действует неограниченная во времени страховая ответственность по установленным законодателем объектам страхования и кругу страхователей, она наступает автоматически при возникновении страхового случая.
Добровольное страхование – проводится в силу закона и на добровольной основе. Законом определяются наиболее общие условия страхования, а конкретные условия его проведения регулируются правилами, установленными страховщиком в договоре страхования. Эта форма страхования не носит принудительного характера и предоставляет возможность свободного выбора услуг на страховом рынке. Вместе с тем добровольное страхование носит выборочный охват, так как не все страхователи желают в нем участвовать, а для отдельных категорий лиц устанавливаются ограничения при заключении договоров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как было показано в данной работе, роль финансов в эффективной работе экономики государства огромна. Велика роль государства в полноценном функционировании финансов и финансовой системе. Изучение и раскрытие сущности финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые у предприятий и граждан налоги, каковы причины и последствия бюджетного дефицита и как их преодолеть, зачем нам нужны фондовые биржи, следует ли дотировать убыточные предприятия или стоит проводить процедуру банкротства. Следует продолжать изучение сущности финансов и их взаимодействие на другие сегменты экономики.
Наличие дискуссионных вопросов
обуславливает необходимость
От понимания сущности финансов зависит четкое функционирование финансовой системы государства. Слаженность работы всех ее звеньев и подсистем. Кроме того, хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо нашей стране потому, что она переживает сегодня глубокий экономический и финансовый кризис. Без четкого функционирования финансовой системы невозможно оздоровление экономики, развития внутренних и внешних финансовых связей. Необходимо улучшать финансовую систему для ее более четкого функционирования.