Сущность и функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:55, лекция

Описание

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальная основа рыночных отношений — движение товара и денег.

Работа состоит из  1 файл

Сущность и функции рынка.doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)

Сущность и функции  рынка.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими  прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей  на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальная основа рыночных отношений — движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и в своем развитии превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не вызвать специфику в формах его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка,различные формы, методы и размеры регулирования рынка и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках. 
 
Сущность рынка — в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность (рис. 4.2). 
 
Интегрирующая функция — состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворить свои потребности. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий дляфункционирования единого российского рынка. 
 
Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок дает ответы на вопросы: что производить?, для кого производить?, как производить? На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал А.

Смит, что предприниматель имеет  в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». Современный рынок регулируется не только «невидимой рукой», но и государством. 
 
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О. Шик), а в результате — падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния. 
 
Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и с какой пользой. 
 
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг. 
 
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя. 
 
Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.

Современный рынок превращается в  гигантский компьютер, собирающий и  обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии рынка и условиях реализации товаров и услуг. 
 
Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой. 
 
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...»1 Экономический интерес продавцов состоит в получении большего дохода, а покупателя — в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки. 
 
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция» и «роль» рынкатесно связаны между собой. Функция и роль — это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет. 
 
Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему: 
 
1) выдавать сигнал производству, что, в каком объеме и какой структуре следует производить, с помощью «обратных» первичных связей; 
 
2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики; 
 
3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; 
 
4) «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств. 
 
Такова сущность рынка. Но проблема рынка гораздо сложнее. 
 
Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие, которое не ограничивается только экономической сферой, а включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов.

 

Виды рынков и их классификация.

Многообразие рыночных отношений  сопровожается неоднородностью рынков. Все они отличаются друг от друга разнообразными признаками. Рынки классифицируются по следующим основным признакам.  
В зависимости от объектов купли-продажи (по экономическому назначению рыночных объектов) выделяют: товарный рынок; финансовый и рынок труда, рынок инноваций.  
Товарный рынок включает потребительский рынок, рынок средств производства, рынок информации.  
Потребительский рынок охватывает рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок жилья, рынок зданий непроизводственного назначения.  
Рынок средств производства состоит из рынка производ-ственных зданий, рынка орудий труда, рынка сырья, материалов, энергии и других видов производственного назначения; рынка полезных ископаемых. 

В рынок информации входят рынок инноваций и рынок информационного продукта. Рынок инноваций является спе-цифической областью купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения,, изобретения, патенты, технологические нововведения. Иногда все эти объ-екты объединяют под единым названием «ноу-хау», т. е. до-стижения НТП. Рынок информационного продукта включает сферу информационных услуг (справки, реклама, размно-жение информации, консультирование, нотариат, оповеще-ние, подготовительное обучение). Рынок интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культур-ные ценности, информацию, произведения искусства. По сути рассмотренный выше рынок инноваций есть часть более обширного рынка интеллектуального продукта. - Конечно, не все духовные ценности являются объектом купли-продажи и поступают к потребителю в результате приобретения по рыночной цене. Однако даже музейные ценности продаются, существуют выставки-продажи картин, скульптур. Книги продаются и покупаются повсеместно. К рынку интеллектуального продукта следует относить куплю- продажу услуг культуры, образования, здравоохранения, а также любого информационного продукта, возникающего в результате духовной деятельности. 

Особую специфику имеет  рынок транспортных, бытовых, коммунальных услуг. 

 

Структура рынка.

Рынок представляет собой  организованную структуру, в которую  входят продавцы и покупатели, производители  товаров (услуг) и их потребители. Их взаимодействие приводит к установлению рыночных цен.

Структура рынка - это  его наиболее существенные черты, к  которым относятся: количество фирм и их размеры, степень отличия  или сходства товаров, легкость входа  на конкретный рынок и выхода из него, доступность информации. Способность оказывать влияние на формировании и уровень цен зависит от структуры рынка.

Структура рынка существует в 4 видах:

- совершенной конкуренции.  При этом виде существует большое  количество мелких фирм с однородной  продукцией. Вхождение и выход  из отрасли не затруднено, имеется равный доступ к любой информации. Цена устанавливается рынком и роль организации в ее формировании мала. Конкурентная структура рынка наиболее развита, так как поддерживается государством. Существует в нескольких формах: функциональной конкуренции, видовой и предметной конкуренции.

- монополии. Существует  одна фирма, производящая уникальную  продукцию. Доступ к информации  частично ограничен, вход на  рынок других организаций практически  не возможен. При такой структуре  организация сама устанавливает цены, которые выше чем могла бы быть при совершенной конкуренции. Государство стремится проводить антимонопольную политику, создать конкуренцию в реализации товаров и осуществлении услуг. Монополии существуют в следующих формах: закрытой, открытой и естественной. Первая защищена юридическими запретами на конкуренцию. Вторая специальной защиты не имеет. При третьей долгосрочные средние издержки фирмы являются минимальными, если она обслуживает весь рынок.

- монополистической конкуренции. Такая структура рынка существует в виде множества небольших фирм. Продукция является неоднородной. Вхождение и выход из отрасли не затруднены, а доступ к информации частично ограничен.

- олигополии. Свою деятельность  осуществляет небольшое количество  крупных фирм с однородной или неоднородной продукцией. Могут возникать затруднения при выходе фирмы из отрасли, доступ к информации частично ограничен. Обычно, такая структура рынка у технически сложный отраслей промышленности. Например, металлургии, автомобилестроении, самолетостроении, химии, электроники.

Количество фирм такой  структуры, осуществляющих деятельность на рынке, немногочисленно и они  выпускают большую часть продукции. Существенная экономия на затратах обеспечивается за счет крупного размера фирмы, которая имеет значительное преимущество над более мелкими фирмами. Конкуренция в таких отраслях практически не возможна из-за больших затрат на оборудование и ограниченности емкости рынка.

Рынок имеет собственную  инфраструктуру. Под инфраструктурой  рынка понимается совокупность государственных и коммерческих предприятий и учреждений, которые обеспечивают функционирование рыночных отношений.

Существует инфраструктура рынка труда, товарного и финансового  рынка.

В зависимости от общественного  разделения труда рынок бывает местным, национальным и международным. По виду конкуренции совершенной и несовершенной. Существует и много других классификаций.

Основные элементы рыночной инфраструктуры - торговая сеть, таможенная и налоговая системы, банки и  биржи.

Функционирование рынка не может осуществляться без рекламы, консультативных и информаторских служб, учреждений ревизий и контроля.  

Рыночная инфраструктура ведет к облегчению осуществления  товарообменных операций, юридическому и экономическому контролю над ними, повышению их оперативности и эффективности, предоставлению информационного обеспечения. В зависимости от типа и вида рынка и существует конкретная конфигурация инфраструктуры.

Инфраструктура рынка.

Термин “инфраструктура” (от лат. infra – ниже, под; structura – cтроение) означает всю систему обслуживания, функция которой состоит в обслуживании производства и населения.

Инфраструктура – совокупность организационно-экономических, социальных и юридических условий, а также сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования любого типа экономики, процесса материального производства и обеспечения повседневной жизни населения.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной  сферы общественного производства прошел несколько этапов, связанных с крупными вехами в общественном разделении труда.

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовую торговлю и т.д.), социальную инфраструктуру – совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорт и связь для обслуживания населения, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.), работа которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

Особенностью хозяйственной  деятельности предприятий инфраструктуры является то, что результат их функционирования нельзя резервировать или складировать, ибо он проявляется в форме  процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д.

Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило воз никновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

Инфраструктура рынка, призванная обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, облегчает участникам рыночных отношений реализацию их интересов, повышает оперативность и эффективность работы субъектов экономики, организует оформление рыночных отношений и облегчает юридическое и общественное регулирование деловой практики.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка – это:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно  оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и  другие формы организационно  небиржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система  и эмиссионные банки;

5) система регулирования  занятости населения и центры  государственного и негосударственного  содействия занятости (биржи труда);

6) системы обеспечения  деловых коммуникаций;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования  коммерческого хозяйственного риска  и страховые компании;

9) рекламные агентства,  информационные центры и агентства  средств массовой информации;

10) таможенная система;

11) профсоюзы работающих  по найму;

12) система высшего  и среднего образования;

13) аудиторские компании;

14) консультативные (консалтинговые) компании.

Информация о работе Сущность и функции рынка