Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:55, лекция
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальная основа рыночных отношений — движение товара и денег.
Сущность и функции рынка.
Суть рыночных отношений сводится
к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей
и торговцев) и получению ими
прибыли, а также удовлетворению
платежеспособного спроса покупателей
на основе свободного взаимного соглашения,
эквивалентности и конкурентности. Именно
это и составляет родовые, сущностные черты рынк
Сущность рынка — в главных его экономических функциях, выража
Интегрирующая функция — состоит в соединении сферы производства
(производителей), сферы потребления (потребителей),
а также торговцев-посредников, включение
их в общий процесс активного обмена продуктами
труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению,
а потребители не смогут удовлетворить
свои потребности. Рынок содействует углублению
общественного разделения труда и росту
интеграционных процессов в экономике.
Эта функция актуальна сейчас для России и может
служить важным аргументом в пользу заключения
между республиками и регионами экономического
соглашения по созданию условий дляфункционирования единого российского рынка.
Регулирующая функция предполаг
Смит, что предприниматель имеет
в виду лишь свой собственный интерес,
преследует собственную выгоду, причем
в этом случае он невидимой рукой направляется
к цели, которая совсем не входила в его
намерения. Преследуя свои собственные
интересы, он часто более действенным
способом служит интересам общества, чем
тогда, когда сознательно стремится служить
им». Современный рынок регулируется не
только «невидимой рукой», но и государством.
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей
к созданию новой продукции, необходимых
товаров с наименьшими затратами и получению
достаточной прибыли; стимулировании
научно-технического прогресса и на его
основе — интенсификации производства
и эффективности функционирования
Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов
для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет
индивидуальные затраты труда на производство
товаров с общественным эталоном, т.е.
соизмеряет затраты и результаты, выявляет
ценность товара посредством определения
не только количества затраченного труда,
но и с какой пользой.
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера
конечных результатов производства. На
рынке выявляется, в какой мере нуждам
покупателей соответствует не только
количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспеч
Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные
ставки на кредит объективную информацию
о спросе и предложении товаров и услуг
на рынке.
Современный рынок превращается в
гигантский компьютер, собирающий и
обрабатывающий огромные объемы информации
и выдающий обобщенные данные о состоянии рынка и условиях реализации товаров и услуг.
Функция экономичности предполагает сокращение
издержек обращения в сфере потребления
(затрат покупателей на покупку товаров)
и соразмерности спроса населения с заработной
платой.
Функция реализации интересов рыночных
субъектов обеспечивает взаимосвязь этих
интересов по принципу, сформулированному
А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и
ты получишь то, что тебе нужно...»1 Экономический
интерес продавцов состоит в получении
большего дохода, а покупателя — в удовлетворении
потребности с наименьшими затратами.
Соединение этих интересов предполагает
обмен нужными друг другу полезностями
и эквивалентность рыночной сделки.
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе
общественного воспроизводства. Понятия
«функция» и «роль» рынкатесно связаны между собой. Функция и
роль — это как бы ступени познания одного
и того же объективного процесса. Функция
непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории,
которая ее осуществляет.
Роль рынка в общественном производстве сводится
к следующему:
1) выдавать сигнал производству, что, в
каком объеме и какой структуре следует
производить, с помощью «обратных» первичных
связей;
2) уравновешивать спрос и предложение,
обеспечивать сбалансированность экономики;
3) дифференцировать товаропроизводителей
в соответствии с эффективностью их работы
и нацеленностью на покрытие рыночного
спроса;
4) «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных
предприятий и свертыванию устаревших
производств.
Такова сущность рынка. Но проблема рынка гораздо сложнее.
Рынок — это не только общеэкономическая
категория, присущая в той или иной степени
всем этапам развития цивилизации, но
это одновременно сложное социально-философское
понятие, которое не ограничивается только
экономической сферой, а включает исторические,
национальные, культурные, религиозные,
психологические особенности развития
народов.
Виды рынков и их классификация.
Многообразие рыночных отношений
сопровожается неоднородностью
В зависимости от объектов купли-продажи
(по экономическому назначению рыночных
объектов) выделяют: товарный рынок; финансовый
и рынок труда, рынок инноваций.
Товарный рынок включает потребительский
рынок, рынок средств производства, рынок
информации.
Потребительский рынок охватывает рынок
продовольственных и непродовольственных
товаров, рынок жилья, рынок зданий непроизводственного
назначения.
Рынок средств производства состоит из
рынка производ-ственных зданий, рынка
орудий труда, рынка сырья, материалов,
энергии и других видов производственного
назначения; рынка полезных ископаемых.
В рынок информации входят рынок инноваций и рынок информационного продукта. Рынок инноваций является спе-цифической областью купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения,, изобретения, патенты, технологические нововведения. Иногда все эти объ-екты объединяют под единым названием «ноу-хау», т. е. до-стижения НТП. Рынок информационного продукта включает сферу информационных услуг (справки, реклама, размно-жение информации, консультирование, нотариат, оповеще-ние, подготовительное обучение). Рынок интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культур-ные ценности, информацию, произведения искусства. По сути рассмотренный выше рынок инноваций есть часть более обширного рынка интеллектуального продукта. - Конечно, не все духовные ценности являются объектом купли-продажи и поступают к потребителю в результате приобретения по рыночной цене. Однако даже музейные ценности продаются, существуют выставки-продажи картин, скульптур. Книги продаются и покупаются повсеместно. К рынку интеллектуального продукта следует относить куплю- продажу услуг культуры, образования, здравоохранения, а также любого информационного продукта, возникающего в результате духовной деятельности.
Особую специфику имеет рынок транспортных, бытовых, коммунальных услуг.
Структура рынка.
Рынок представляет собой организованную структуру, в которую входят продавцы и покупатели, производители товаров (услуг) и их потребители. Их взаимодействие приводит к установлению рыночных цен.
Структура рынка - это его наиболее существенные черты, к которым относятся: количество фирм и их размеры, степень отличия или сходства товаров, легкость входа на конкретный рынок и выхода из него, доступность информации. Способность оказывать влияние на формировании и уровень цен зависит от структуры рынка.
Структура рынка существует в 4 видах:
- совершенной конкуренции.
При этом виде существует
- монополии. Существует
одна фирма, производящая
- монополистической конкуренции. Такая структура рынка существует в виде множества небольших фирм. Продукция является неоднородной. Вхождение и выход из отрасли не затруднены, а доступ к информации частично ограничен.
- олигополии. Свою деятельность
осуществляет небольшое
Количество фирм такой
структуры, осуществляющих деятельность
на рынке, немногочисленно и они
выпускают большую часть
Рынок имеет собственную инфраструктуру. Под инфраструктурой рынка понимается совокупность государственных и коммерческих предприятий и учреждений, которые обеспечивают функционирование рыночных отношений.
Существует инфраструктура рынка труда, товарного и финансового рынка.
В зависимости от общественного разделения труда рынок бывает местным, национальным и международным. По виду конкуренции совершенной и несовершенной. Существует и много других классификаций.
Основные элементы рыночной инфраструктуры - торговая сеть, таможенная и налоговая системы, банки и биржи.
Функционирование рынка не может осуществляться без рекламы, консультативных и информаторских служб, учреждений ревизий и контроля.
Рыночная инфраструктура ведет к облегчению осуществления товарообменных операций, юридическому и экономическому контролю над ними, повышению их оперативности и эффективности, предоставлению информационного обеспечения. В зависимости от типа и вида рынка и существует конкретная конфигурация инфраструктуры.
Инфраструктура рынка.
Термин “инфраструктура” (от лат. infra – ниже, под; structura – cтроение) означает всю систему обслуживания, функция которой состоит в обслуживании производства и населения.
Инфраструктура – совокупность организационно-экономических, социальных и юридических условий, а также сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования любого типа экономики, процесса материального производства и обеспечения повседневной жизни населения.
Процесс формирования инфраструктуры
в качестве относительно самостоятельной
сферы общественного
Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовую торговлю и т.д.), социальную инфраструктуру – совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорт и связь для обслуживания населения, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.), работа которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.
Особенностью хозяйственной
деятельности предприятий инфраструктуры
является то, что результат их функционирования
нельзя резервировать или
Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило воз никновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.
Инфраструктура рынка, призванная обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, облегчает участникам рыночных отношений реализацию их интересов, повышает оперативность и эффективность работы субъектов экономики, организует оформление рыночных отношений и облегчает юридическое и общественное регулирование деловой практики.
Основные элементы инфраструктуры современного рынка – это:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационно небиржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
5) система регулирования
занятости населения и центры
государственного и
6) системы обеспечения деловых коммуникаций;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования
коммерческого хозяйственного
9) рекламные агентства,
информационные центры и
10) таможенная система;
11) профсоюзы работающих по найму;
12) система высшего и среднего образования;
13) аудиторские компании;
14) консультативные (