Сущность и основные черты смешанной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание

Цель данной работы рассмотреть модели смешанной экономики. Задачи работы рассмотреть:
1. Сущность и основные черты смешанной экономики
2. Модели смешанной экономики
3. Проблемы перехода России к рыночной экономике

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и основные черты смешанной экономики
1.1 Сущность смешанной экономики
1.2 Основные черты смешанной экономики
1.3 Характеристика смешанной системы хозяйства
Глава 2. Модели смешанной экономики
2.1 Сущность и классификация моделей смешанной экономики
2.2 Американская модель
2.3 Германская модель
2.4 Японская модель
2.5 Шведская модель
Глава 3. Проблемы перехода России к рыночной экономике
3.1 Специфические проблемы в области перехода к рынку
3.2 Особенности политики России при переходе к рынку
Заключение
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Сущность и основные черты смешанной экономики.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

- обеспечение экономического роста  и экономической стабильности;

- социальная обеспеченность и  социальная справедливость;

- содействие конкуренции;

- обеспечение политической стабильности.

В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям  рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое  решение. Так, вопрос об объеме и структуре  производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают  существенное влияние на объем и  структуру производимых товаров  и услуг, обеспечивая их большее  соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных  отраслей. В то же время перераспределение  ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30—40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.7

 

 

Глава 2. Модели смешанной экономики

2.1 Сущность и классификация моделей смешанной экономики

 

Общая линия на развитие смешанной  системы не означает однообразия  и стандартизации.

Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Смешанная экономика имеет несколько  форм или моделей:

- американская;

- японская;

- шведская;

- новых индустриальных стран  (Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг).

Американская модель - это преимущественно  рыночная экономика, но вместе с тем экономические функции правительства играют в ней очень существенную роль.

Японская модель характеризуется:

- развитым планированием и координацией  деятельности правительства и частного сектора;

- сохранение своих традиций, и  в то же время умение заимствовать  у других все то, что нужно для развития страны;

- высокий престиж государственной  службы;

- стержнем стратегии экономического  развития является установка на развитие наукоемкой продукции;

- высокий престиж образования,  и прежде всего высшего.

Шведская  модель:

- социальная  политика. Большую часть благ  и услуг шведы получают из государственных социальных фондов минуя рынок;

- полная  занятость;

- ставка  на труд, на самореализацию личности, утверждение ее общественной значимости.

Черты Кореи:

- защита  внутреннего рынка;

- жесткий  экономический курс, проводимый  центральной властью;

- привлечение  иностранного капитала;

- национальные  кадры;

- образование  массового среднего класса.

2.2 Американская модель

 

Американская  модель — это либеральная рыночно-капиталистическая  модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного  механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

2.3 Германская модель

 

Германская  модель — это модель социального  рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с  созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок  с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется  следующими чертами:

- индивидуальная свобода как  условие функционирования рыночных  механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь,  это условие обеспечивается активной  государственной политикой поддержания  конкуренции;

- социальное равенство - рыночное  распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

- антициклическое регулирование;

- стимулирование технологических  и организационных инноваций;

- проведение структурной политики;

- защита и поощрение конкуренции.  Перечисленные особенности германской  модели есть производные от  основополагающих принципов социальной  рыночной экономики, первым из  которых является органическое  единство рынка и государства.

2.4 Японская модель

 

Японская  модель — это модель регулируемого  корпоративного капитализма, в которой  благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования  в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

Хотя разговоры  о "японском чуде" в общем почти  прекратились, феномен японской экономики  продолжает вызывать повышенный интерес. В самом деле, почему страна с огромной внешнеэкономической зависимостью, практически лишенная природных ресурсов, несмотря на все неурядицы и катаклизмы последних двух десятилетий, продолжает неуклонно укреплять свои экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене? Сохраняя роль мирового лидера по многим важнейшим направлениям научно-технического прогресса, Япония при этом демонстрирует чрезвычайно высокую степень адаптации к постоянно меняющимся условиям развития экономики. Эти перемены происходят не просто на базе технологических инноваций, но в непрерывном и весьма сложном взаимодействии техники, технологии и экономических и социально-политических факторов.

Многое  в японской промышленной политике определяется своеобразной национальной спецификой и, по-видимому, не может быть полностью воспроизведено в иных условиях. Однако значительная часть того, что проверено и подтверждено практикой этой страны, может быть воспринято в качестве полезного и поучительного опыта.

2.5 Шведская модель

 

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в  основе понятия "смешанная система хозяйства".

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как  одного из самых развитых в социально-экономическом  отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные  наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.8

Сейчас этот термин используется в  различных значениях и имеет  разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые  отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения  и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между  трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в  шведской политике явно выделяются две  доминирующие цели: полная занятость  и выравнивание доходов, что и  определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем  жизни и широким масштабом  социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести  неизменный внешнеполитический нейтралитет  с 1814., неучастие в обеих мировых  войнах, рекордное по продолжительности  пребывание у власти Социал-демократической  рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон. На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. 9

Успешное функционирование экономической  системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система  производства эффективна, государство  не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой  роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”10

 

 

Глава 3. Проблемы перехода России к рыночной экономике

3.1 Специфические проблемы в области перехода к рынку

 

Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень  трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др. Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей. 11

Информация о работе Сущность и основные черты смешанной экономики