Сущность и роль центрального банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 22:49, реферат

Описание

Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Надежная банковская и финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 62.98 Кб (Скачать документ)

Введение

Банковская система –  одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Банки, проводя  денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении  капиталов, существенно повышают общую  эффективность производства, способствуют росту производительности общественного  труда. Надежная банковская и финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Для рыночной экономики очень большое значение имеет функционирование финансовых организаций, поэтому кредитно-банковская система должна находиться под строгим контролем со стороны Центрального банка.

Сегодня термин центральный  банк, что называется, "на слуху". В прессе и по телевидению мы постоянно  слышим сообщения вроде: "ЦБ собирается ограничить выдачу ипотечных кредитов физическим лицам", "ЦБ обвинил  банк такой-то в отмывании грязных  денег, что повлекло за собой его  ликвидацию", "ЦБ увеличил золотовалютные резервы страны на столько-то процентов", "ЦБ выпустил в обращение купюры нового образца", "ЦБ проводит политику укрепления национальной валюты". Судя по всему, Центральный банк, или как  его еще называют «центробанк» – это нечто значительное и могущественное.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой разбираются сущность и роли центрального банка, рассказана история его возникновения, описываются основные функции центрального банка, а также его статус.

Вторая глава описывает функции, цели и задачи центрального банка России. Актуальность данной темы заключается в том, что Банк России занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках, то есть обладает реальными инструментами для стабилизации экономики. Он является главенствующим банком над огромной системой коммерческих банков. Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Сущность и роль центрального банка

1.1. Формирование института ЦБ.

В рамках зарождения банковского  дела в 17 в. исторически важную роль приобретают центральные банки. Временные текущие затруднения и необходимость иметь денежные запасы в ликвидной форме усиливают потребность в платежных средствах. Появившиеся в платежном обороте векселя, облегчали обмен, но не позволяли ускорить процесс денежного обращения. Вексель имел ограниченную сферу обращения - оптовую торговлю. Посредством векселя невозможно было приобрести розничный товар в кредит. По мере развития кредитных отношений усиливается несоответствие между товарным обращением, которое компенсируется расширением вексельного обращения, и объемом обращающихся полноценных монет.

Денежное хозяйство оставалось неустойчивым из-за быстрого стирания находившихся в обращении монет. Этому способствуют ограниченные объемы металла в распоряжении государств, рост количества монетных дворов и отсутствие технических средств, обеспечивающих чеканку монет. Вместе с тем в ходе Великих географических открытий 15-16 вв. банковская деятельность получает дальнейшее развитие. Действия крупных банков усиливают конкуренцию, стимулируют специализацию денежных операций. Подлинное развитие банковской деятельности начинается с совершенствованием денежного обращения. Наряду с монетным обращением появляются бумажные деньги. К сожалению, излишний выпуск бумажных денег приводил к их обесценению и невозможности регулирования денежного обращения. Наряду с бумажными появляются кредитные деньги. Они полностью заменяли деньги в отличие от бумажных, бывших в обращении временно. Эмиссионной функцией банков становится выпуск кредитных средств обращения. Первоосновой эмиссии кредитных денег стало обращение векселей для коммepческого кредитования. Векселя как долговые обязательства начинают играть роль денег, приобретая особую форму движения. Они используются как средство платежа до указанного в нем срока погашения. Вексель наделяется денежными свойствами при условии приобретения им ликвидного характера. Превращение векселя в банкноту в качестве признанного обществом денежного эквивалента осуществляется в порядке эмиссионных операций банков. В банках векселя обмениваются на равноценное (за вычетом учетного процента) количество монет или бумажных денег. Концентрируя массы долговых обязательств, банки принимают на себя ответственность за конечные расчеты по учетным векселям. Банкноты, выпускаемые банками, входят во всеобщее употребление и начинают рассматриваться как наличные деньги.

В Швеции и в Англии во второй половине 17 в. появляются первые образцы государственной формы  эмиссионной деятельности. Оба банка возникают на основе частного предпринимательства. Но достаточно быстро, в пределах нескольких десятилетий приобретают статус государственных (королевских) банков. Банкнотное обращение частных банков имело существенные недостатки: необходимость постоянного приема и выпуска банкнот, отношения между банком и его клиентами, приобретающими банкноты; не носили личного характера. Обладатели банкнот часто не в состоянии были судить о кредитоспособности банка. Доверие, оказанное банкнотам со стороны общества, имело слабую экономическую основу, определяемую периодом возникновения и масштабами деятельности частных эмиссионных банков. Банк Стокгольма (будущий Риксбанк) в 1650 г. в целях избавиться от неудобств, связанных с использованием депозитных сертификатов как аналога векселей (короткий срок обращения, при погашении требовалось исчисление ссудного процента), выпустил беспроцентные чеки на предъявителя как ценные бумаги. Чеки (билеты) обрели платежную силу. Они стали выполнять все функции монет и приниматься при погашении векселей. Только с 1668 г. этот банк стал именоваться королевским. Подобная ситуация складывается и в Англии. Она была усугублена тем, что король Карл 2 занял у частных лондонских банкиров крупную сумму денег, но впоследствии

отказался их вернуть. Это  обстоятельство ухудшило финансовое состояние  английских банкиров. Пришлось вмешаться парламенту. На основе имевшегося частного банка, он создает королевский банк, который обеспечил возврат денег, предоставив собственные средства взаймы государству сроком на 11 лет под 8% годовых. Банк смог наладить эмиссию собственных платежных средств. Объем данных средств зависел от объема учетных операций. В 1694 г. Банк Англии фактически начинает свою деятельность. Используя сложившуюся форму организации бизнеса (акционерное общество), он получает от государства привилегии в виде определенной монополии. Она предполагала предоставление права увеличения капитала в обмен на предоставление кредита правительству. Ни один другой банк, состоявший из 7 и более партнеров, не имел права выпуска банкнот (со сроком выплаты менее полгода). Это фактически привело к исключению акционерных обществ из эмиссионного бизнеса. С 1742 г. Банк Англии становится единым акционерным обществом по выпуску банкнот. «Концентрация привилегий» в Банке Англии усиливает его положение в выпуске банкнот. Мелкие банки переходят к практике хранения в нем своих денежных средств.

К началу ХIХ в. Банк Англии обретает основные черты центрального банка страны. Банкноты Банка Англии становятся законным средством платежа. В 1812 г. правительство объявляет их универсальным средством платежа. Банки рассматривают банкноты центрального банка в качестве средства обеспечения эмиссионной деятельности. В местном денежном обращении решающую роль стали играть обязательства Банка Англии. Закон Пиля 1844 г. окончательно провозглашает монополию эмиссионной деятельности Банка Англии. Не обеспеченная золотом банкнотная эмиссия ограничивается. Банки теряют эмиссионные права при слиянии или поглощении с другими банками, а также при добровольном отказе от эмиссионных прав. Приобретение эмиссионных прав вновь образованными банками запрещается. Неразменные банкноты превращаются в кредитные деньги в масштабах всей экономики страны. Они не имеют внутренней стоимости и тесно связаны с движением торгового национального капитала и богатства, обеспечивают устойчивость денежного обращения системой государственного кредита и по стоимостной характеристике сравнимы с казначейскими бумажными деньгами. Отделение эмиссионной функции от кредитной в Банке Англии формирует основы денежного обращения, регулируемого центральным банком. Активно начинает использоваться внутренний государственный долг для поддержания устойчивости денежного обращения. За период 1844-1921 гг. эмиссионное право утратили 207 частных банкирских домов и 72 акционерных банка Великобритании.

Образование центральных  банков происходило и в других странах, но в более поздний период. Так, Банк Франции был создан в 1800 Г., Банк Германии - в 1875 Г., Банк Италии - в 1893 г., в США роль банка стала играть появившаяся в 1913 г. Федеральная резервная система. Концентрация привилегий в центральном банке предопределила централизацию денежного капитала, с ней кредитные операции банков приобретают дополнительный стимул роста и устойчивость. Это обеспечивается за счет расширения обслуживаемых банковскими услугами территорий и установления льгот для крупных клиентов. Дальнейшее совершенствование кредитной деятельности позволило ликвидировать периодически появлявшиеся противоречия между лондонскими (столичными) и провинциальными банками в результате конкуренции на финансовом рынке и создать единую банковскую систему.

Опыт первых центральных  банков свидетельствует, что необходимость  в существовании данных кредитных  институтов увязана с функционированием государственной власти и усилением ее влияния на развитие товарно-денежных отношений. В равной степени и эмиссионная активность первых центральных банков была направлена на поддержание устойчивости национальной экономики.

 

 

 

1.2. Статус центрального банка.

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка  от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.

Правовой статус центральных  банков развитых стран закреплен  в правовых актах: законах о центральных  банках и их уставах, законах о  банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как  правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в  котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения  с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны. Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.

Центральный банк обычно создается  в форме акционерного общества. Как  правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка. Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть

условно представлены в виде двух моделей:

  • центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;
  • центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.

Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В большинстве стран функционирует  промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени его независимости. В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.

В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений.

При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства.

В странах, в которых центральные  банки непосредственно подчинены  парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным  банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики. Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, федеральная резервная система США (ФРС) представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих стран ежегодно.

В России статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации  и деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и другими федеральными законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Основные функции центрального банка.

         Традиционно центральный банк  выполняет четыре основные функции:

  • осуществляет монопольную эмиссию банкнот;
  • является банком банков;
  • является банкиром правительства;
  • проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

За центральным банком, как представителем государства, законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Информация о работе Сущность и роль центрального банка