Для обоснования своих выводов
монетаристы широко применяют экономико-математические
модели, которые существенно не отличаются
от кейнсианских.
В основу монетаристских принципов
регулирования экономики наряду
с концепцией экономического цикла
положены разработанные ими теории
инфляции и безработицы. Трактуя
инфляцию как исключительно денежное
явление, монетаристы считают, что
в основе ее развития лежат изменения
в соотношении между находящейся
в обращении денежной массой и
реальной потребностью населения в
денежных средствах, т.е. соотношение
между предложением денег и спросом
на них. Монетаристская теория инфляции
и безработицы и связанные
с ними рекомендации по регулированию
экономики формировались как
ответная реакция на кейнсианские аналоги.
Монетаристы подвергли критическому
анализу концепцию кривых Филлипса,
в которой обосновывается взаимосвязь
краткосрочных и долгосрочных изменений
уровня безработицы и темпа инфляции,
необходимость краткосрочного регулирования.
Они выступают против этой концепции,
признавая только краткосрочную
связь уровня безработицы и темпа
«непредвиденной» инфляции, являющейся
результатом ошибочной экономической
политики. Необходимость краткосрочного
регулирования категорически отрицается.
Кривые Филлипса, считают монетаристы,
не отражают стабильное соотношение и
количественную зависимость между изменением
безработицы и цен в длительном периоде
или в условиях высокого уровня инфляции.
Следовательно, данная концепция не может
быть использована государством в качестве
эффективного инструмента прогнозирования
и регулирования темпов инфляционного
роста цен.
Монетаристы в своей концепции
инфляции проводят различие между ожидаемой
и непредвиденной инфляцией. Первая
предполагает долгосрочный темп роста
цен, соответствующий рациональным
ожиданиям агентов хозяйственной
системы применительно к изменению
цен Под рациональными ожиданиями
понимаются индивидуальные долгосрочные
прогнозы динамики цен, которые используются
для принятия рыночных решений о
величине факторов производства. В
данном случае рационализм инфляционных
ожиданий состоит в их адекватности
установкам рационального поведения
хозяйствующего индивида на рынке. В
результате действия фактора ожидаемой
инфляции, по мнению монетаристов, инфляционный
процесс всегда будет значительно
превышать темпы, которые должны
были бы следовать из концепции Филлипса.
Таким образом, всякий раз, как только
правительство попытается повысить
уровень занятости, и уровень
безработицы окажется ниже «естественной»
нормы, произойдет наложение ожидаемой
инфляции на реальные темпы роста
цен, в результате чего инфляция резко
усилится.
Монетаристы исходят из того, что
занятость связана лишь с краткосрочной
непредвиденной инфляцией, поскольку
она отклоняет уровень безработицы
от естественного. Непредвиденную инфляцию
они считают следствием ошибочной
деятельности правительственных органов.
Содержание монетаристской концепции
естественного уровня безработицы
заключается в том, что в условиях
равновесия сохраняется, стабильный и
оптимальный для экономики естественный
уровень безработицы. По мнению широко
известных монетаристов М. Фридмена,
Т. Саржента и Р. Люкаса-младшего, естественная
безработица не зависит от макроэкономических
факторов и определяется только микроэкономическими.
Они считают, что снизить естественный
уровень безработицы с помощью
государственного регулирования можно
только сокращением расходов на социальные
программы и жёсткой финансово-бюджетной
политикой. Другие государственные
меры по регулированию занятости
— установление минимальных ставок
заработной платы — неизбежно содействуют
росту инфляции.
Монетаристская теория безработицы,
отрицающая регулирующее воздействие
на занятость макроэкономических факторов,
ими же и опровергается, Являясь
продуктом капиталистического накопления,
безработица становится рычагом
этого накопления, условием развития
рыночной экономики.
Монетаристское объяснение причин
инфляции исключительно денежными
факторами и государственным
регулированием занятости слабо
согласуется с действительностью.
Инфляция порождается государственно-монополистической
структурой, элементами механизма которой
являются скрытая форма перелива
капитала, рост правительственных расходов
и образование в связи с этим хронических
дефицитов государственных бюджетов,
рост государственного долга и инфляционные
по сути методы его покрытия, чрезмерная
кредитная экспансия коммерческих банков,
внешнеэкономическая политика. Весь этот
достаточно сложный механизм современного
капитализма своим функционированием
порождает и усугубляет инфляцию.
На основе теории инфляции и безработицы
монетаристы рекомендуют государству
целый комплекс регулятивных мероприятий:
снижение государственных расходов
за счет сокращения социальных программ,
расходов на выплаты различного рода
пособий; поддержание минимальных
ставок заработной платы; ослабление влияния
профсоюзов; проведение кредитно-денежной
политики на основе денежной конституции;
приспособление налоговой системы
к антиинфляционной политике (снижение
налогов); обеспечение Федеральной
резервной системой стабильного
роста денежной массы; сокращение роста
дефицита федерального бюджета, в том
числе и за счет снижения расходов
на оборону.
Монетаристская программа государственного
регулирования нашла широкий
отклик среди правительств капиталистических
стран, в частности в США,
Великобритании. Применение на практике
рекомендаций монетаристов не дало ощутимых
результатов и вызвало серьёзную
критику со стороны экономистов.
Так Дж.К. Гэлбрейт в результате анализа
экономической политики администрации
США высказал серьезные сомнения
по поводу её конечного эффекта, поскольку,
как он выразился, «и монетаристы, и
теоретики концепции „предложения“
предполагают классический рынок, которого
сейчас не существует.
Монетаристы сделали определённый
шаг в исследовании хозяйственного
механизма современного капитализма,
в изучении функциональных связей капиталистической
экономики, факторов, влияющих на динамику
инфляции и безработицы. В известной
мере их концепция оказала положительное
воздействие на разработку антиинфляционных
мероприятий в США и Англии
в 80-е годы. Заслуживает внимания
монетаристская оценка негативных проявлений
кейнсианской теории государственного
регулирования в части дефицитного
финансирования, чрезмерного выпуска
денег в обращение.
Вместе с тем монетаристы
— типичные представители меновой
концепции. Первопричину экономических
процессов они видят не в производстве,
а в обращении. Монетаристы не
в состоянии объяснить внутреннее
содержание, истоки рассматриваемых
тенденций капиталистической экономики.
Полагаясь на эмпиризм, они рекомендуют
определять размеры денежной массы
приближенно к темпам роста выпуска
продукции. Вопрос о том, каким образом
денежный фактор воздействует на динамику
и результаты производства, по существу,
обходится молчанием, поскольку
авторы концепции не могут на него
ответить. Ссылки на многолетний опыт,
статистические данные из истории денежного
обращения многими воспринимаются
скептически.
Виды денежных реформ
Денежные реформы представляют
собой глубокое преобразование денежной
системы страны, проводимое государством
в связи с расстройством денежного
обращения и в целях укрепления
национальной валюты, стабилизации денежной
единицы.
Основные виды денежных реформ: полная
или частичная замена денежных знаков
с выпуском денег нового образца
при сохранении их нарицательной
стоимости; деноминация в виде укрупнения
денежных единиц; деноминация в форме
укрупнения денежных знаков с одновременной
их заменой или даже с изменением
денежной единицы; единовременная девальвация
(или ревальвация) денежной единицы
страны. Денежные реформы – это
полное или частичное преобразование
денежной системы, проводимое государством
с целью упорядочения и укрепления
денежного обращения.
Денежные реформы осуществляются
различными методами в зависимости
от экономического положения страны,
от степени обесценения денежных
знаков, от политики государства.
Виды денежных реформ:
– переход от одного типа денежной
системы к другому или от одного
денежного товара к другому;
– замена ставшей неполноценной
и обесцененной монеты полноценной
монетой или неразменных денежных
знаков разменными;
– изменение в системе эмиссии
денег;
– стабилизация валюты или частичные
меры по упорядочению денежного обращения;
– образование денежной системы.
Цель любой денежной реформы
– стабилизация денежной системы
страны. Денежные реформы, восстанавливающие
разменность дензнаков на полноценные
денежные монеты, проводились много
раз в XVIII–XIX вв. (у нас – петровские
реформы, реформы при Екатерине II).
Первой предпосылкой успешного
проведения денежной реформы является
увеличение производства и товарооборота
и заинтересованность трудящихся.
Вторая предпосылка оздоровления
денежного обращения – ликвидация
дефицита государственного бюджета
и сокращение гражданских расходов.
Третья предпосылка стабилизации
денег – сжатие денежной массы
в обращении. Повышение учетной
ставки ЦБ, ограничение кредитных
операций банков приводит к замедлению
экономического роста и увеличению
безработицы.
Четвертая предпосылка – ликвидация
дефицита платежного баланса страны
и накопление золото-валютных резервов
для поддержания валютного курса.
Девальвация (ревальвация): понижение
(повышение) валютного курса денежной
единицы, официально зарегистрированное
и не связанное с рыночным колебанием
курса.
Девальвация – это понижение
курса национальной валюты по отношению
к какой-либо иностранной валюте
(золоту, серебру).
Ревальвация – это повышение
курса национальной валюты по отношению
к ее валютному курсу.
Деноминация – укрупнение денежной
единицы по отношению к старой
(например, в России 1 января 1961 г. проводилась
деноминация и новый рубль
приравнивался к 10 старым. У нас
деноминация проводилась и в 1922
г.).
В ходе денежной реформы изымаются
из обращения обесцененные бумажные
деньги, выпускаются новые, изменяется
денежная единица или ее золотое
содержание, осуществляется переход
от одной денежной системы к другой.