Сущность и содержание финансовой стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:54, реферат

Описание

В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств, поэтому комплексный анализ и стратегия развития предприятия являются важнейшими составляющими его развмтия.
Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится комплексный анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т. е. для внутреннего использования и управления финансами.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансовому менеджменту.doc

— 407.00 Кб (Скачать документ)

Другим способом определения оборота запасов является деле­ние величины чистых продаж на объем запасов:

0,3 = Чистые продажи                                                                       

               Запасы

Оборот основных средств (фиксированных активов) определяет­ся в результате деления чистых продаж фирмы на величину основ­ных средств.

 

Оборот основных      Чистые продажи 

средств (ОСС)   =  _________________________________________

                                  Основные средства (чистая величина основных

                                  средств за вычетом нематериальных активов)

 

ООС определяет ежегодный доход, приносимый каждым руб­лем основных средств

Подсчет ООС — хороший способ реальной оценки основных средств в противовес установлению их балансовой стоимости, ко­торая не может учесть подлинную ценность основных средств для хозяйственной деятельности.

Еще один показатель активности —оборот общих активов фир­мы, который является общим индикатором эффективности управ­ления использованием ресурсов фирмы.

Оборот общих       Чистые продажи                                              

активов (ООА) = —————————— [29, с. 5]

                                Общие активы

Таким образом, финансовые показатели сами по себе не являют­ся причиной неудач фирмы. Они всего лишь индикаторы неблаго­получия, глубинные причины которого кроются в непосредственной хозяйственной деятельности, а также в стратегии действий, которую выбрало руководство фирмы. Следовательно, неудовлетворительные финансовые показатели должны послужить отправной точкой не толь­ко для пересмотра финансовых планов, но и в первую очередь для переформулирования общей стратегии фирмы.

Показатели доходности (рентабельности) — наиболее распро­страненный способ измерения успеха фирмы. Показатели рентабельности являются относительными ха­рактеристиками финансовых результатов и эффективности дея­тельности предприятия. Основные показатели доходности:

-            коэффициент чистой прибыли;

-            оборот на вложенный капитал;

-            чистый доход на акционерный (собственный капитал).

Коэффициент                      Чистая  прибыль                                                                                чистой прибыли = ——————————

                                      Чистые продажи           

                                                             Чистая прибыль          

Оборот на вложенный капитал = ——————————

                                                             Общие активы

  Чистый доход                       Чистая прибыль                                                                                         на акционерный (соб- = ———————————

ственный) капитал                 Активы « - « пассивы        

                                         

 

Финансовый рычаг — это способ увеличения доходности (рента­бельности) собственного капитала за счет использования кредита. Чем больше величина заемных средств, тем длиннее рычаг, тем выше рентабельность собственного капитала. Одновременно чем длиннее рычаг, тем выше риск деятельности фирмы, связанный с оплатой своих обязательств. Поэтому показатели использования финансового рычага — это в первую очередь измерители финансового риска.  Существует два способа измерения рычага в финансовом анализе.

1.             Определение меры использования долгов для финансирова­ния активов.

2.             Расчёт показателей охвата, измеряющих способность фирмы покрыть свои долги.

Показатель (ПД) = Общие пассивы [7, с.155]

                                 Общие активы

Более точные представления о финансовом положении фир­мы дает сочетание нескольких значительных финансовых по­казателей.

По окончании анализа финансовых показателей необходимо при­ступать к составлению финансовых планов — долгосрочного и краткосрочного (бюджетов) в рамках стратегического планирования.

Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает оператив­ные бюджеты. Качество финансового планирования определяется уровнем бух­галтерского учета и финансового контроля. Финансовые отчеты организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, исполь­зование активов, инновации. Основой краткосрочного финансового планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов экономической ор­ганизации.

            Оценка финансового положения предприятия - это совокупность методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени.

В конечном результате анализ финансового положения предприятия должен дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестициях и т. п., что в свою очередь влияет на формирование стратегии.

 

1.3. Процесс разработки стратегии во взаимосвязи с финансовым состоянием предприятия.

 

 

Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и  устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для формирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия. Смысл стратегического анализа в том, что если понять конкурентную динамику отрасли, то можно думать о том, какие шаги предпринимать, что необходимо поменять, как использовать те или иные возможности, преимущества, компетенции. Фирма может либо приспособиться к изменяющимся условиям, либо противодействовать им, пытаясь изменить конкурентную среду. Если компания чаще, чем конкуренты, пытается прогнозировать будущее то велика вероятность того, что она скорее будет держать под контролем будущую ситуацию, а конкуренты смогут лишь реагировать на нее. Помимо прогнозирования, задачей стратегического анализа является также выявление, развитие и защита от конкурентов факторов стратегического успеха.

Поиски факторов стратегического успеха давно являлись основной заботой менеджеров.[27, с. 52]

В 90-х-начало-2000 г.г. считается, что кризисное финансовое состояние предприятий обусловлено, с одной стороны, общеэкономической и политической ситуацией, а с другой, неэффективным менеджментом, разрозненное применение методов повышения финансовой устойчивости не приведёт к реальному восстановлению платежеспособности и финансовому благополучию. Предприятие может достичь этих результатов посредством формирования и реализации стратегии финансового оздоровления. Для сохранения  в современных условиях максимальной эластичности предприятия стратегия рассматривается как инструмент формирования общей идеи будущего, детали которой уточняются в соответствии с необходимыми изменениями. Данную точку зрения высказывают Е. Торкановский и Л. Владимирова. Под стратегией финансового оздоровления мы понимаем целевую установку, базовые принципы, а также совокупность направлений и критериев повышения финансовой устойчивости предприятия. Иными словами, стратегия есть концепция финансового оздоровления предприятия, для реализации которой разрабатываются программа и план.[17 с. 30-33]

В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятия, ответственности за результаты своей деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах, оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решению этих вопросов служит финансовая стратегия предприятия.

Финансовая стратегия- это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчёты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учётом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс – мажорных обстоятельств. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступления доходов, экономное и рациональное их использование. Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов. Разработке финансовой стратегии предприятия предшествует анализ финансового состояния предприятия. Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач. Главной стратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами. Одними из главными задачами финансовой стратегии являются: обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно – хозяйственной деятельности; обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли; определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами.[15, с. 324-327]

Попробуем сгруппировать вопросы и методы стратегии для нашего анализируемого предприятия:

                  разработка новых видов продукции;

                  расширение ассортимента;

                  смена технологий;

                  обновление основных фондов;

                  реструктуризация собственности;

                  повышения качества продукции;

                  расширение рынка сбыта;

                  использование внутренних резервов;

                  переподготовка, повышение квалификации кадров;

                  какую продукцию производить, в каком ассортименте и по каким ценам;

                  на какого потребителя она рассчитана и каких потенциальных потребителей можно привлечь дальше;

                  какие условия необходимы для продажи продукции на запланированном уровне;

                  через какие каналы распределения и в каких объёмах будет организована рыночная поставка,;

                  какими средствами лучше всего воздействовать на спрос и стимулировать продажу,;

                  каким должно быть послепродажное обслуживание и кем оно будет осуществляться;

                  каких результатов ожидают участники рынка, и какие для этого потребуются затрат.

Сущность предпринимательства состоит в том, чтобы произвести нужную потребителю продукцию, продать её, получить прибыль. Предприятию  необходимо стабилизировать положение: поддерживать производство, сохранять основные производственные фонды и ключевые технологии, ядро трудового коллектива. Ближайшая цель финансового оздоровления - рентабельность производства. Для её достижения в стратегию должен быть заложен ряд частных задач - реструктуризация задолженности, сокращение издержек и т.д.[19, с. 68-69]

Наряду с данными стратегиями многие исследователи выделяют также стратегию инноваций и стратегию копирования. В первом случае фирма способствует научно-техническому развитию и делает акцент на нововведения, рассчитывая работать с довольно обеспеченным сегментом потребителей или же защищать свои изобретения с помощью патентов и лицензий. Однако чрезмерные расходы на инновации могут отрицательно сказаться на положении фирмы, в случае если конкуренты будут использовать ее достижения в своем производстве, т.е. применяя стратегию копирования. Эти две стратегии могут применяться в сочетании с общими стратегиями развития фирмы.

Так возможен случай, когда обновление (особенно технологического процесса) может помочь фирме резко снижать издержки производства и проводить дифференциацию одновременно. Точно так же, если себестоимость тесно связана с долей на рынке, то тогда производитель с минимальной себестоимостью продукции в состоянии усилить свой потенциал в дифференциации и при этом остаться производителем, имеющим самые низкие издержки производства. С другой стороны, преуспевающая дифференцированная компания может достичь такого объема реализации, который поможет ей стать также лидером по издержкам.

Информация о работе Сущность и содержание финансовой стратегии