Сущность и виды налогов. Налоговая система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:31, контрольная работа

Описание

Данная тема очень интересна для меня, потому что знать хотя бы основы налогообложения, по моему мнению, должен каждый человек, живущий в цивилизованном мире, а для повышения своей профессиональной деятельности, например до частного предпринимательства, требуются уже более глубокие знания системы налогообложения. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Сущность налогов……………………………………………………………………………..4
2. Виды налогов………………………………………………………………………………….5
2.1 Прямые налоги……………………………………………………………………………….5
2.2 Косвенные налоги……………………………………………………………………………5
3. Налоговая система Российской Федерации…………………………………………………7
3.1 Налоговая политика государства…………………………………………………………...7
3.2 Трехуровневая система налогов и сборов РФ……………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………………………...11
Список использованных источников…………………………………………………………12

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа тема 20.docx

— 33.19 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  Макроэкономике:

«Сущность и виды налогов. Налоговая система в России»

Вариант №20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель 

                                              Студент  Пепеляева Елена  Николаевна     

                                                        Группа ЭПБ-12

 
 Пермь

2013г.  

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Сущность налогов……………………………………………………………………………..4

2. Виды налогов………………………………………………………………………………….5

2.1 Прямые налоги……………………………………………………………………………….5

2.2 Косвенные налоги……………………………………………………………………………5

3. Налоговая система Российской  Федерации…………………………………………………7

3.1 Налоговая политика  государства…………………………………………………………...7

3.2 Трехуровневая система  налогов и сборов РФ……………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………………………...11

Список использованных источников…………………………………………………………12

 

Введение

Тема моей контрольной  работы: «Сущность и виды налогов. Налоговая система в России». Данная тема очень интересна для  меня, потому что знать хотя бы основы налогообложения, по моему мнению, должен каждый человек, живущий в цивилизованном мире, а для повышения своей  профессиональной деятельности, например до частного предпринимательства, требуются  уже более глубокие знания системы  налогообложения. Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. Во времена натурального хозяйства  уже существовало изъятие части  имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто  владел территориями, на которых они  проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно  нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

- защита территории;

- выполнение управляющих  и распределительных функций;

- поддержание внутреннего  порядка;

- сбор налогов и податей  с населения.

В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса. Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. В условиях перехода от административно - директивных методов  управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

Посредством налогов государство  воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные  функции, выступает гарантом конституционного права.

 

1. Сущность налогов

Существование любого современного государства неразрывно связано  с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин  Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы» (ст.57 конституции РФ).

Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства  с юридическими и физическими  лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое  общественное назначение - мобилизацию  денежных средств в распоряжение государства.

Таким образом, налогообложение - это система распределения доходов  между юридическими или физическими  лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи  в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и  физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать  в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения  и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных  условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства  к налогоплательщикам с точки  зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в  том, что порядок налогообложения  устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство  так же определяет меры взыскания  за невыполнение данного закона.

В практике налоги имеют  вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату  государству за те услуги, которые  оно оказывает населению и  другим субъектам экономики в  виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории  общественных.

 

2. Виды налогов

Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную  совокупность. Отнесение того или  иного налога к определенному  виду позволяет более четко уяснить  его содержание и суть.

Существует несколько  принципов классификации налогов:

- по характеру налогового  изъятия (прямые и косвенные);

- по уровням управления (федеральные, региональные, местные,  муниципальные);

- по субъектам налогообложения  (налоги с юридических и физических  лиц);

- по объектам налогообложения  (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль и  т.д.);

- по целевому назначению  налога (общие, специальные).

В зависимости от способа  взимания налогов они делятся  на прямые и косвенные.

2.1 Прямые налоги

Прямые налоги - те, которые  непосредственно связаны с результатом  хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости  имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны  платежеспособности.

Основные черты прямых налогов состоят в следующем:

1. В правоотношениях по  поводу взимания налогов вступают  два субъекта: бюджет и налогоплательщик.

2. Величина налогов непосредственно  зависит от финансовых результатов  деятельности плательщика.

3. Эти налоги подоходно-поимущественные.

Основные виды прямых налогов:

Подоходные налоги:

· общий подоходный налог  с населения;

· налоги на отдельные виды доходов, в том числе: налог на заработную плату, налог на предпринимательскую  прибыль и налог на прибыль  корпораций, налог на процентные доходы, налог на земельную ренту;

· налоги на имущество, в  том числе: налог с наследования или дарения;

· земельный налог.

2.2 Косвенные налоги

Косвенные налоги - это те, которые являются надбавкой к  цене или определяются в зависимости  от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ  и услуг.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций.

Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими  налогами. Чем менее эластичен  спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее эластично предложение, тем  меньшая часть налога перекладывается  на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане  эластичность предложения растет, и  на потребителя перекладывается  все большая часть косвенных  налогов.

Преимущество косвенных  налогов состоит в их небольших  размерах по сравнению с прямыми  налогами, их легче собирать, т.к. они  определяются уровнем розничной  или оптовой продажи.

Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они  ни связаны непосредственно с  доходом налогоплательщика и  взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Косвенные налоги в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что  прямые налоги - это налоги на доходы, а косвенные на расходы, что они  в большей мере относятся к  стадии потребления в условиях равновесной  экономики.

Основные виды косвенных  налогов:

· Таможенные пошлины;

· Акцизы;

· Налог на добавленную  стоимость (НДС);

· Налог с продаж.

 

3. Налоговая система  Российской Федерации

3.1 Налоговая политика  государства

Важнейшим инструментом государства, в реализации поставленных целей  является налоговая политика.

Налоговая политика относится  к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической  заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и  физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений.

Создавая налоговую систему  страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она  становится относительно самостоятельным  направлением - налоговой политикой.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства  по формированию налоговой системы  страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных  социальных групп общества, а также  развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

В зависимости от состояния  экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство  считает приоритетным, используются различные методы осуществления  налоговой политики. Будучи составной  частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов  экономической и финансовой политики государства.

Одной из форм налоговой  политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство  устанавливает достаточно высокие  налоговые ставки, сокращает налоговые  льготы и вводит большое число  налогов, стараясь получить от своих  граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Подобная налоговая  политика проводилась в России с  самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой  системы в стране в 1992 г. Вместе с  тем экономических, социальных и  политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в  это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к  резко негативным последствиям.

Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, когда государство  в возможно максимальных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь на социальные программы.

Проведение такой политики провозгласило российское правительство  на рубеже XXI века при подготовке части  второй Налогового кодекса РФ и федерального бюджета на 2002г.

Третья форма налоговой  политики - политика разумных налогов  представляет собой нечто среднее  между первой и второй. Суть ее состоит  в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.

На данный 2011 год налоговую  политику Российской Федерации, мне  кажется, можно отнести к первой форме - политике максимальных налогов. Сейчас в послекризисное время, государству РФ требуются большие денежные вливания для восстановления экономики страны, а основной доход государства, это взимание налогов с населения. Для примера можно рассмотреть повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, это постановление вступило в силу с 1 января 2011 года. По данным деловой газеты «Маркер»: «…таким образом правительство решило компенсировать дефицит пенсионной системы, который составит не менее 5% ВВП. Наибольший в процентном отношении рост взносов на обязательное государственное страхование будет в общественном секторе экономики (образование, здравоохранение, ЖКХ), а также в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности. То есть в тех сферах, в которых доля оплаты труда наибольшая. Эти же самые сектора считаются наиболее неблагополучными и пострадавшими от кризиса. При этом наименьший рост взносов на обязательное государственное страхование произойдет в добыче полезных ископаемых.

Информация о работе Сущность и виды налогов. Налоговая система в России