Сущность инфляции, ее виды, социально-экономические последствия и механизмы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание

Сбалансированный, равновесный экономический рост является, по сути, моделью идеального варианта развития экономики. Реальная экономическая ситуация всегда так или иначе отклоняется от этой модели. Все современные страны с рыночной экономикой в той или иной мере сталкиваются с проблемой инфляции, которая проявляется в росте общего уровня цен.

Содержание

Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
Сущность инфляции 5
1.1 Формы проявления и виды инфляции. 8
1.2 Механизмы инфляции. 11
1.3 Показатели инфляции. 16
2. Социальные и экономические последствия инфляции 18
Заключение 27
Глоссарий 28
Список использованных источников 31
Приложения 33

Работа состоит из  1 файл

Сущность инфляции, ее виды, социально-экономические последствия и механизмы управления.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

     Наименьший ущерб несут те, кто успел вложить сбережения в недвижимость, твердую валюту или материальные ценности (золото), которые в принципе могут только дорожать. Однако предложения на рынке, например, золота, по понятным причинам ограничены. В сочетании с инфляционным спросом это приводит к высоким ценам, недоступным для большинства обладателей сбережений.5

     В условиях открытой инфляции банки удержат  сбережения, если установленный ими  процент по вкладам превысит текущий  темп роста цен. Эта разница должна быть не меньше уровня адаптивных инфляционных ожиданий, ибо многие депозиты застревают в банках на определенное время. Тогда процент смог бы защитить сбережения от обесценивания и способствовать притоку вкладов. Если государство стремится свести к минимуму потери населения от открытой инфляции, необходимо обеспечить гражданам возможность свободного вложения сбережений в акции или недвижимость.

     В экономике, где идет подавленная  инфляция, положение владельцев сбережений становится более тяжелым. В условиях хронического товарного дефицита повышение процента по вкладам едва ли даст положительный результат. Оно может в определенной степени предотвратить обесценение сбережений, но не спасет от тотального дефицита товаров, когда сбережения не на что тратить. При подавленной инфляции нельзя избежать физической утраты части сбережений, особенно хранящихся в наличных деньгах и на банковских счетах. Очевидно, что для минимизации потерь потребителей необходим постепенный переход к открытому типу инфляции.

     В период инфляции снижаются текущие реальные доходы потребителей, свидетельствуя об ухудшении ежедневных показателей их благосостояния. Падения уровня жизни наиболее заметно при подавленной инфляции, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции относятся к денежным доходам и не влияют на дефицит товаров и услуг.

     Внешне  кажется, что в условиях открытой инфляции положение потребителей более  благополучно, чем при подавленной  инфляции – нет дефицита товаров  и осуществляются компенсационные  меры. В действительности благосостояние населения все равно снижается.

     Во-первых, противоинфляционные выплаты не могут поспеть за динамикой цен, поскольку последние растут ежедневно, а пересмотр ставок заработной платы и фиксированных доходов происходит через определенное время. Чем больше это запаздывание, тем ощутимее удары инфляции по текущему потреблению.

     Во-вторых, предугадать возможное повышение  цен, особенно при неуправляемой  гиперинфляции, крайне сложно. Борясь с дефицитом бюджета и стремясь экономить на любых статьях расходов, правительства обычно недооценивают инфляционную опасность. Поэтому противоинфляционные компенсации редко бывают достаточными, что делает неизбежным падение уровня жизни.

     В-третьих, подобные компенсации в принципе не могут быть полными. В обстановке инфляции издержек государство вынуждено идти на компромиссные решения, когда противоинфляционные добавки не полностью покрывают потери доходов от роста цен. При этом уменьшение реальных доходов неминуемо.

     Таким образом, открытая и подавленная  инфляция отрицательно влияют на сбережения и текущее потребление, ухудшая благосостояние населения.

     В этом же направлении действует  эффект инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения. Регулярно получая денежные компенсации при открытой инфляции, налогоплательщик перемещается в группу лиц с более высокими доходами и соответственно большей ставкой налогообложения. При этом он отдает государству возрастающую часть своего дохода. Нельзя исключить вариант, когда сумма оставшаяся после вычета налога, по своей покупательной способности окажется меньше той, что была до начала инфляционного роста заработной платы. Для нейтрализации эффекта инфляционного налогообложения необходимо усовершенствование налогового законодательства. В нем, в частности, следует предусмотреть автоматическую коррекцию ставок подоходных налогов в зависимости от динамики индекса цен.

     Социальное  расслоение, углубление имущественного неравенства населения – непременный спутник инфляции. Так немало благ относится к товарам неэластичного спроса, входящим в любой потребительский набор. Их постоянное подорожание оборачивается прямым снижением жизненного уровня малообеспеченных. Для состоятельных людей текущее потребление может не измениться или даже возрасти, сокращая сбережения. Получается, что во время инфляции происходит перераспределение доходов, которое явно несправедливо.

     Попытки государства снизить неравенство  с помощью противоинфляционных  компенсаций чреваты появлением новой несправедливости. Поскольку такие выплаты обычно носят избирательный характер и предназначаются малообеспеченным лицам, то наибольшие относительные потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев общества. Заметим, что средний класс является самой массовой и экономически активной частью современного общества и ущемление его интересов отнюдь не безопасно.

     Посмотрим на проблему в целом. Выше отмечалось, что распределяя противоинфляционные  выплаты, государство не в состоянии  всем и все компенсировать. Вместе с тем избирательность в распределении противоинфляционных компенсаций обязательно приводит к усилению неравенства и несправедливости, деформирует структуру доходов, повышает социальную напряженность. Судя по мировой практике, проблема неразрешима до тех пор, пока идет неконтролируемая инфляция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Последствия инфляции для производителей.

     Инфляция  отрицательно сказывается не только на благосостоянии людей, страдает и  производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции ослабевают стимулы  к труду. Это объясняется тем, что товарный дефицит ведет к уравнительному распределению предметов потребления, не связанному с эффективностью труда. Это обрекает экономику на низкую эффективность и технологическую отсталость.

     Когда открытая инфляция выходит из-под контроля государства, начинаются глубокие деформации рыночного механизма. Чем сильнее инфляция, чем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше последние отражают реальные потребности и их динамику. В инфляционной экономике цены перестают давать точные сигналы инвестициям, дезориентируют их. В результате отраслевые и региональные диспропорции становятся неизбежными.

     Цены  в период открытой инфляции обычно растут быстрее номинальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств производства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и сравнительно дешевого оборудования, чем замену его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.

     В обстановке открытой инфляции повышению  эффективности производства препятствует инфляционное налогообложение, отнимающее часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса.

     Наконец в периоды активной инфляции наблюдается  общее замедление экономического развития. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован также неясными перспективами в отношении финансирования инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться с ними.

     Главное же состоит в том, что неуправляемая  инфляция  делает плохо управляемым  все народное хозяйство. Организуя  регулирование рыночной экономики, государство полагается в основном на косвенные методы (налог на прибыль, бюджетные субсидии, процент за кредит центрального банка и др.). объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности фирмы, банка, потребителя – доход, прибыль, сбережения и т.п. Управление может принести желаемые результаты, если денежная система достаточна устойчива. Дестабилизируя ее, инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию административных способов воздействия. Тем самым инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства.

     Инфляция  весьма распространенный экономический  недуг, от которого в последние десятилетия  пострадали многие развитые страны. Однако справиться с нею можно, о чем  свидетельствует мировая практика. Это вселяет надежду, что и в отечественной экономике удастся обуздать инфляцию, которая десятилетиями пребывала в подавленном состоянии, а с переходом к открытому типу протекает в острых формах. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Антиинфляционное  регулирование.

     Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для всей  экономики.  В  долгосрочном  периоде  страдают  все  экономические агенты - домашние хозяйства, бизнес, государственный  бюджет.  Гиперинфляция не дает  деньгам  выполнять  их  основные  функции  и  разрушает  банковскую систему. Как же бороться с инфляцией?

     Стратегическая  цель  антиинфляционной  политики  - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста  товарной массы в  краткосрочном  плане,  а  объем  и  структуру совокупного  предложения  с  объемом  и  структурой  совокупного  спроса   в долгосрочном плане. Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера инфляции, т.е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.

     Гиперинфляция делает производство  убыточным,  сводя  на  нет  финансовые  и налоговые  льготы.  Следовательно,   погасить   гиперинфляцию   можно   лишь монетарными методами. В  первую  очередь,  необходимо  максимально  ослабить источник ее инерционности - инфляционные ожидания. Очень  опасно  сбивать   инфляционные   ожидания   введением   ценовых ограничений, даже на время. Фиксирование цен  в  рыночной  системе  вызывает резкий  дефицит   товаров   и   загоняет   инфляционные   ожидания   вглубь, способствует свертыванию производства. Рано или  поздно  фиксированные  цены придется  отпустить,  и  сжатая  ценовая  пружина  выстрелит   еще   большей инфляцией,  разбалансированностью  спроса   и   предложения.   Однако   если поддерживать фиксированные цены долгие годы, то необходимо  вводить  жесткий и всеобъемлющий централизованный  контроль,  т.е.  командно-административную систему. Поэтому в условиях  гиперинфляции  нужно  фиксировать  не  цены,  а объем денежной массы. Сначала необходимо минимизировать темпы  ее  прироста, а затем ввести ежегодную фиксацию или рамки изменения объема денежной  массы в течение года. Такая политика называется  таргетированием  денежной  массы. При этом необходимо учитывать скорость обращения денег,  увеличение  которой усиливает  инфляцию. 

     Следующий шаг после погашения  гиперинфляции  монетарными  методами  - решение проблем реального сектора. Необходимо заняться балансировкой  темпов роста производства, платежеспособного спроса и темпов роста  цен.  Вариантом такого  балансирования  является  политика  цен  и  заработной  платы.  Она заключается в ограничении движения цен ростом номинальной ставки  заработной платы, которая тесно привязывается к изменению производительности  труда. Сторонники  этой   политики   считают,   что   она,   во-первых,   устраняет инфляционные  ожидания и,  во-вторых,  ограничивает   монополизм   фирм   и профсоюзов. Одновременно нужно  сохранять  жесткость  денежной  и  кредитной политики,  а  также  не  допускать  роста  бюджетного  дефицита.  Только   в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.

     Третий  шаг - закрепление достигнутых результатов  в долгосрочном плане. При  невысоких  темпах  инфляции  уже  возможно  проводить  промышленную   и структурную политику, направленную на повышение производительности  труда  и снижение издержек. Необходимо привести в соответствие структуру  предложения со структурой спроса, а не только балансировать их объемы.

     Необходима  и профилактика инфляции. В еще  более долгосрочном  плане  в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального  ВНП с  помощью  структурной  и  научно-технической  политики.  Причем,  отдавать предпочтение  здесь  надо   не   бюджетному   финансированию,   а   созданию экономических стимулов для  повышения  производительности  труда,  внедрения новых  технологий  и  создания  новых  производств,  преобразования   старых отраслей  на  новой  технической  базе  и  т.д.  

     Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от  групп  давления:  антиинфляционные  меры  нужно  проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алгоритма антиинфляционной  борьбы  в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам.6

     Итак, основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее источников.

     Наиболее реалистичной  целью  антиинфляционной политики  является  не   абсолютное   уничтожение   инфляции,   а   снижение инфляционного  накала  и  поддержание  ее  темпов  на  стабильно  низком   и предсказуемом уровне.

     Заключение

Информация о работе Сущность инфляции, ее виды, социально-экономические последствия и механизмы управления