Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности экономического роста, его типов, факторов и динамики применимо к Республике Беларусь.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
- определение сущности экономического роста, его целей, показателей и типов;
- изучение факторов экономического роста;
- анализ динамики развития национальной экономики Республики Беларусь в период ее формирования.
Введение 4
1 Понятие экономического роста, его цели, показатели и типы 5
2 Факторы экономического роста 13
3 Динамика национальной экономики Республики Беларусь в период ее формирования 17
Заключение 28
Список литературы 31
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что ключевыми факторами
экономического роста является: прямые
(факторы предложения) - количество и качество
трудовых и природных ресурсов; объем
основного капитала; технология и организация
производства; предприимчивость и косвенные
(факторы спроса) - налоговый климат; инвестиционный
климат; эффективность банковской системы;
объем совокупного спроса; система распределения
доходов; возможность концентрации и перераспределения
ресурсов. Так же важную роль играют экстенсивные
факторы экономической динамики:
увеличение объема вовлекаемых в производство
материальных ресурсов, физического капитала,
земельных площадей, числа работников;
более полная загрузка уже имеющегося
производственного потенциала и интенсивные
факторы производства: ускорение
НТП и внедрение высоких технологий;
повышение квалификации используемой
рабочей силы; улучшение организации
и управления производством и постоянное
совершенствование экономических отношений.
Комплексный подход к проблемам экономического роста предполагает изучение с использованием системы показателей социальной, экономической и экологической сфер – основных звеньев устойчивого развития национальной экономики. Показатели должны отражать функционирование экономики в режиме расширенного воспроизводства, устойчивость финансовой системы, совершенствование структуры экономики и внешнеэкономических связей, развитие научно-производственного, инновационного и инвестиционного потенциалов, создание экономических, правовых и других условий для повышения уровня жизни населения.
Из
множества параметров, характеризующих
социально-экономическое
В настоящее время разработка индикаторов устойчивого развития
Осуществляется различными международными организациями, однако она еще далека от завершения. В зависимости от объекта индикаторы могут различаться на глобальном, национальном, региональном, отраслевом уровнях и на уровне предприятий и населенных пунктов [9, с.69].
Так, на основании приложения А рассчитаем темпы роста по основным макроэкономическим показателям Республики Беларусь за период с 2000 года по 2007 год включительно (соотношение значения показателей 2007 года к 2000 году, выраженное в процентах):
Данные основных
Далее рассмотрим проблемы экономического роста в условиях современной Беларуси.
В переходный период обеспечение экономического роста является важнейшей стратегической задачей. Вместе с тем конкретное наполнение данной задачи, а также алгоритмы соответствующих решений непрерывно изменяются.
Так, на исходном этапе трансформации основное содержание упомянутой задачи весьма архаично: необходимо свести к минимуму кризисное снижение объема ВВП, т. е. минимизировать возможные экономические потери.
Параллельно с этим необходимо энергично поддерживать так называемые «точки экономического роста», а через активное институциональное строительство преодолевать социально-экономические противоречия, которые породили системный экономический кризис.
В дальнейшем выход на траекторию устойчивого экономического роста будет означать, что переходный период завершен.
Отметим, что темпы экономического роста красноречиво свидетельствуют о степени эффективности государственного управления. Это объясняет, почему и эксперты, и сама власть всегда столь ревниво относятся к показателям экономического роста.
Вспомним, что в рамках всесоюзного комплекса экономика Беларуси выступала как сборочный цех, который специализировался на производстве не наукоемкой, а ресурсоемкой продукции. В условиях товарного голода и дефицита белорусская продукция пользовалась большим спросом на былом всесоюзном рынке, хотя потребительские товары в подавляющем большинстве были рассчитаны на неприхотливого потребителя. [10, с.113].
После
обретения Беларусью
Не следует забывать и о том огромном ущербе, который был нанесен республике катастрофой, произошедшей на Чернобыльской АЭС им. Ленина (апрель, 1986 г.), которая размещена вне территории Беларуси. Радиоактивному загрязнению подверглось 23% территории республики, пострадал каждый пятый житель. Загрязнено 1,8 млн. га сельхозугодий, 264 тыс. га пришлось полностью исключить из хозяйственного оборота. Более 135 тыс. человек были переселены в чистые районы. Кроме того, не менее 200 тыс. самостоятельно покинули родные места (молодежь, интеллигенция, квалифицированные специалисты). По сей день 10-20 % республиканского бюджета расходуется на ликвидацию последствий данной катастрофы, произошедшей вне территории Беларуси.
Поэтому пришлось считаться с тем, что Республика Беларусь уже изначально была крайне ограничена в проведении самостоятельной социально-экономической политики.
Принято считать, что Беларусь получила в наследство современный промышленный потенциал. Поэтому было понятно стремление побыстрее загрузить заказами имеющиеся производственные мощности и выйти на прежние (докризисные) объемы производства.
В одном случае этому препятствовали разорванные экономические связи, резкое снижение платежеспособного спроса прежних покупателей.
В
другом случае некоторая часть
В
третьем случае резко возросла конкуренция
со стороны иностранных
В четвертом случае ощущались дефицит новых знаний рыночной технологии, низкая квалификация весьма консервативного директорского корпуса.
Сворачивание прежних схем рефинансирования коммерческих банков и поворот кредитной эмиссии в пользу реального сектора экономики, восстановление управляемости государственными предприятиями быстро оказали свое позитивное воздействие на состояние белорусской экономики. Укрепление налоговой дисциплины заметно облегчило исполнение государственного бюджета.
Стабилизация валютного курса и подавление гиперинфляции способствовали укреплению финансовой базы предприятий и повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота различных посреднических структур, созданных на основе прежних монополизированных каналов сбыта продукции и обслуживающих в первую очередь теневой перелива капитала, изменило пропорции распределения национального дохода в пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий, затеянное правительством М. Н. Чигиря, позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешних рынках, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования и доверительный диалог с различными международными организациями (МВФ, ВБ, ЕБРР и др.) послужили хорошим сигналом для активизации иностранных инвесторов.
Загрузка свободных мощностей позволила экономить на постоянных издержках и заметно снизить общие средние издержки производства. На низком уровне удалось стабилизировать безработицу. Разрабатываемые целевые программы консолидировали в себе перспективные точки экономического роста. Преодолевая заметное противодействие, в практическую плоскость стали переводить вопросы импортозамещения на внутреннем белорусском рынке.
Рост денежных доходов населения и заработной платы оживили потребительский спрос. Последний поддерживался за счет регулярного пересмотра в сторону повышения минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда.
В качестве особых факторов стабилизации национальной экономики выступили выгодное геополитическое положение Беларуси, укрепление исполнительской дисциплины в структурах государственного управления, уровень профессиональной подготовки рабочей силы и достаточно приемлемый уровень качества белорусской продукции. Кризисная ситуация была заметно упрощена благодаря достигнутому соглашению о погашении долга России, ранее накопленного за поставки в республику энергоносителей (1,2 млрд. долларов США). Стабильное соблюдение графика выплаты пенсий и заработной платы позволило сохранить высокий кредит доверия населения к властям. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказали также и достаточно стабильные урожаи 1995 и 1996 гг.
Так, если в 1995 году спад объема ВВП составил 10%, то в 1996 году впервые был обеспечен прирост ВВП в 3% . Кризисный спад национального производства в республике оказался меньше всех других стран СНГ. Кроме того, Беларусь стала первой демонстрировать плюсовые значения.
Таким образом, в 1994-1996 гг. в Беларуси были заложены основы эволюционной методологии обеспечения экономического роста. Подобный подход учитывает инерционность социально-экономического механизма и отвергает варианты насильственной ломки и больших скачков. Государство заняло активную позицию в экономических преобразованиях и приняло на себя ответственность за сохранение экономического потенциала.
Вместе с тем в формируемый с большим трудом новый экономический порядок все чаще стали вноситься достаточно заметные изменения. Сократились поступления финансовых средств от приватизации. Дефицит средств, необходимых для финансирования государственных мероприятий, активизировал кредитную эмиссию Национального банка. Возросла налоговая нагрузка на реальный сектор экономики.