Общим
для всех стран иммиграции является
положение о том, что, несмотря на имеющееся
законодательство, его применение зависит
от колебаний конъюнктуры рынка труда,
специальности и квалификации мигранта,
от страны его происхождения. (4, с.306-309)
3.2.
Эмиграционная политика
Двойственное
воздействие на экономику и демографию
отражается и в эмиграционной политике
государств, из которых идет отток трудовых
ресурсов.
Можно
выделить следующие направления
эмиграционной политики государств:
-
стимулирование трудовой миграции;
-
ограничение трудовой миграции;
-
создание условий для реэмиграции;
-
создание условий для адаптации
реэмигрантов на родине.
Эмиграционная
политика включает в себя следующие
инструменты:
- жесткие требования
к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой
рабочей силы, по предоставлению ими финансовых
и юридических гарантий трудоустройства
и создания нормальных жизненных условий
для эмигрантов;
- лимитирование
выдачи загранпаспортов; запрет (прямой
или косвенный) на выезд отдельных категорий
работников и введение эмиграционных
квот; установление сроков обязательной
работы после завершения образования
за государственный счет;
- проведение
валютной и банковской политики поощрения
валютных переводов из-за рубежа; предоставление
льгот по валютным вкладам (более высокий
процент по депозитам, освобождение их
от налогов, льготные почтовые и телеграфные
тарифы на инвалютные переводы и т.д.);
продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг,
не облагаемых налогами;
- проведение
таможенной политики, предусматривающей
таможенные льготы для возвращающихся
трудящихся-мигрантов. Например, в Бангладеш
правительство разрешает мигрантам ввозить
в страну по льготным таможенным тарифам
свыше 40 наименований изделий;
- разработка
программы рабочих мест для реэмигрантов;
- выдача кредитов
и предоставление льгот реэмигрантам
на постройку и приобретение жилья;
- выдача кредитов
для открытия собственного бизнеса.
В
рекомендациях 86 «О трудящихся-мигрантах»
в статье 20 записано: «Когда сохранившие
свое гражданство трудящиеся-мигранты
или члены их семей возвращаются
на родину, данное государство должно
предоставлять им право на любые находящиеся
в силе виды помощи неимущим и безработным,
а также право воспользоваться мероприятиями
по трудоустройству безработных путем
освобождения их от всякого предварительного
условия проживания или работы в данной
стране или местности». (4, с.309-310)
3.3.
Регулирование миграции
в России
Границы
СССР для миграционных потоков практически
были закрыты. 20 мая 1991 г. Верховным
Советом СССР был принят закон
«О порядке выезда из СССР и въезда
в СССР граждан СССР», вступающий в
силу с 1993 г., который предоставлял гражданам
страны возможность выезжать, жить и работать
за границей. Он стал правовой основой
для международной миграции российских
граждан, в том числе и в целях трудоустройства
за рубежом. Принципиально новым моментом
в законе стала отмена выездной визы –
внутреннего разрешения на выезд российских
граждан. Всем гражданам дано право на
получение заграничного паспорта сроком
на пять лет. Исключение составляют лишь
лица, осведомленные в области государственных
тайн, имеющие невыполненные обязательства
перед государством (в частности, по обязательной
воинской службе), а также уголовные преступники.
Верховный Совет РФ своим постановлением
от 22 декабря 1992 г. подтвердил легитимность
этого закона на территории России.
В
дальнейшем в целях регулирования
миграционных потоков в Россию и
регламентирования использования
в стране иностранной рабочей
силы были приняты указы Президента
РФ «О мерах по введению иммиграционного
контроля» и «О привлечении и
использовании в Российской Федерации
иностранной рабочей силы» от 16 декабря
1993 г. Эти указы имели целью обеспечить
приоритетное право граждан России на
занятие вакантных рабочих мест, установить
определенные процедуры, правила и квоты
на привлечение иностранной рабочей силы
и навести порядок в процессе въезда иностранных
граждан на территорию России.
Регулирование
миграционных потоков в России осуществляет
Федеральная миграционная служба, созданная
в соответствии с Указом Президента
РФ. (1, с.140-141)
15
января 2007 года значительно изменилось
миграционное законодательство: вступили
в силу Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ
"О миграционном учете иностранных
граждан и лиц без гражданства в РФ"
и поправки в Федеральный закон от 25.07.2002
N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных
граждан в РФ". (13) В соответствие с законами,
упростился процесс регистрации иностранных
граждан и лиц без гражданства. В частности,
установился уведомительный порядок миграционного
учета, произошел ввод преимущества для
граждан тех стран, с которыми у России
установлен безвизовый режим. В первую
очередь, это касается государств СНГ.
Одновременно изменился механизм миграционных
квот, которые учитывают не только количественные,
но и качественные характеристики, профессию,
квалификацию, состояние здоровье, а также
региональные особенности российского
рынка труда. (17)
Заключение
Исследование
процессов международной миграции
рабочей силы на современном этапе
развития мировой экономики дает
возможность сделать некоторые
выводы.
Проделанная
работа в области теоретических аспектов
международной трудовой миграции показала,
что
- существует
классификация форм трудовой миграции,
с помощью которой можно определить характер
миграционных потоков;
- основными
причинами трудовой миграции являются
экономические причины;
- точками притяжения
наибольших потоков мигрантов являются
такие страны как США, Канада, Австралия
и страны Зарубежной Европы;
- существует
система количественных показателей миграции,
которая включает в себя три статьи: трудовой
доход мигранта, перемещение мигрантов
и их переводы на родину;
- иммиграция
в большей степени положительно влияет
на экономику принимающих стран, в то время
как эмиграция напротив – оказывает, в
основном, негативное воздействие. Это
можно объяснить тем, что основным направлением
иммиграции являются развитые страны,
а источником эмиграции – развивающиеся.
Анализ
современных миграционных процессов
выявил, что
- в настоящее
время в мире около 200 млн. человек являются
мигрантами;
- миграция
рабочей силы как форма международного
сотрудничества в России появилась сравнительно
недавно, однако за последние годы наблюдается
динамичный рост численности мигрантов.
Легально в стране сегодня работают около
2,5 млн. иммигрантов, нелегальная часть
составляет 5-7 млн. человек.
- трудовые
мигранты не оказывают отрицательного
воздействия на рынок труда Белгородской
области. Каждый год в область приезжают
порядка нескольких сотен тысяч иностранных
граждан.
Изучение
методов целей, задач и методов
государственного регулирования позволило
сделать выводы о том, что
- государственное
регулирование трудовой миграции является
необходимым элементом экономической
политики любой страны и проявляется в
виде иммиграционной или эмиграционной
политики;
- выделяют
три основных направления иммиграционной
политики: ограничение срока пребывания
иммигранта в стране, политика без ограничения
срока пребывания и разрешение на постоянное
жительство с правом получения гражданства
данной страны. Однако большинство стран
используют селективный подход – разрешение
на беспрепятственный въезд самым «нужным»
работникам.
- существует
четыре основных направления эмиграционной
политики: стимулирование трудовой миграции,
ограничение трудовой миграции, создание
условий для реэмиграции и создание условий
для адаптации реэмигрантов на родине;
- регулирование
миграционных потоков в России осуществляет
Федеральная миграционная служба. В начале
2007 г. значительно изменилось миграционное
законодательство: упростился процесс
регистрации иностранных граждан, изменилась
система миграционных квот.
Итогом
данного исследования является определение
международной миграции рабочей
силы как основы функционирования мирового
рынка труда и одного из наиболее
сложных элементов международных
экономических отношений.
Список
литературы
- «Хартия основных
социальных прав рабочих ЕЭС» от 9 декабря
1989 г.
- Рекомендация
№86 Международной организации труда «О
трудящихся-мигрантах» от 1 июля 1949 г.
- Закон РФ
«О порядке выезда из СССР и въезда в СССР
граждан СССР» от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ
- Указ Президента
РФ «О мерах по введению иммиграционного
контроля» от 16 декабря 1993 г. №2145
- Указ Президента
РФ «О привлечении и использовании в Российской
Федерации иностранной рабочей силы»
от 16 декабря 1993 г. №2146
- Закон РФ
«О миграционном учете иностранных граждан
и лиц без гражданства» от 18 июля 2006 г.
№109-ФЗ
- Поправки
к закону РФ «О правовом положении иностранных
граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ
- Басовский
Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций –
М.: ИНФРА-М, 2005. – 137-142с.
- Борисов В.А.
Демография: Учебное пособие – М., 2001.
- Бутов В.И.
Демография: Учебное пособие/Под ред. В.Г.Игнатова
– М.: МарТ, 2003. – 176-207с.
- Ломакин
В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов
– М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 294-317с.
- Пузакова
Е.П. Мировая экономика и международные
экономические отношения: Экзаменационные
билеты – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Международные
экономические отношения: Учебное пособие
для вузов/Под ред. Л.Е.Стровского – М.:
ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 148-168с.
- Мировая
экономика: тенденции 90-х годов/Под ред.
И.С.Королева – М.: Наука, 1999.
- Экономика:
Учебник/Под ред. А.С.Булатова – М.: ЭКОНОМИСТЪ,
2005. – 762-775с.
- Глущенко
Г.И. Миграция и развитие: мировые тенденции
// Вопросы статистики. 2008. №2
- Рыбаковский
О. Миграционный опыт и миграционные установки
// Социальная и демографическая политика.
2007. №6
- Рязанцев
С. Миграция населения // Социальная и демографическая
политика. 2007. №2
- Иноземцев
В. «Мы, европейский народ», Ведомости.
2008. http://www.demoscope.ru
- Коршунов
А., Экономика и жизнь. 2007. http://www.demoscope.ru
- Сас И. «Открытые
двери или проходной двор?», Независимая
газета. 2008. http://www.demoscope.ru
- Серков Д.
«Трудовые резервы», Итоги. 2008. http://www.demoscope.ru
- Тюрюканова
Е. «Трудовая миграция в Россию». 2008. http://www.demoscope.ru
- Интервью
со спикером Госдумы Борисом Грызловым.
2007. http://www.demoscope.ru
- Интервью
с начальником УФМС России по Белгородской
области С.Ф.Нерубенко. 2006. http://www.bel.ru
- Интервью
с начальником УФМС России по Белгородской
области С.Ф.Нерубенко. 2008. http://www.bel.ru
- Интервью
с начальником отдела по вопросам трудовой
миграции УФМС России по Белгородской
области Н.С. Чуевой. 2008. http://www.bel.ru
- Информация
о направленных с начала 2008 года в УФМС
России по Белгородской области уведомлениях
от работодателей и заказчиков работ (услуг)
о привлечении и использовании для осуществления
трудовой деятельности иностранных граждан http://www.uvd.bel.ru