Сущность понятия «рынок» и условия его возникновения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 04:54, контрольная работа

Описание

Сущность рынка и условия его возникновения.
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Работа состоит из  1 файл

Раскройте два способа осуществления координирования экономических выборов.docx

— 160.63 Кб (Скачать документ)

    Раскройте два способа осуществления  координирования  экономических выборов (стихийный  порядок и иерархия), Сущность понятия  «рынок» и условия  его возникновения. 

    Координирование экономических выборов.

    Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ — иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

    В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок — это  любое взаимодействие, в которое  вступают люди для торговли друг с  другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая  черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям  для принятия решений.

    Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники  рыночного процесса нуждаются в  информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров  и факторов производства. Рынки передают информацию в основном в форме  цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его  цена растёт. Рост цен даёт потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого  товара. Предположим, например, что  открытие нового способа применения платины привело новых покупателей  на рынок. Платина становится более  редкой, чем раньше по отношению  к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту  его цены. Этот факт несёт «послание»: нужно экономить платину, там  где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая  технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.

    В дополнение к знаниям о том, как  использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы  они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи  благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет  происходить по наиболее высокой  цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли  заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где  их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы  и тратят свои деньги расчётливо, живут  более комфортабельно при данном бюджете.

    Адам  Смит, которого часто называют отцом  экономической науки, видел в  достижении на рынке стихийного порядка  основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги  «Богатство народов» он назвал рынки  «невидимой рукой», раздающей людям  именно те экономические роли, которые  они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного  значения рынков как средства координирования  выборов остаётся основной чертой экономического мышления.

    Иерархия  и власть. Рынки — важное, но не единственное средство осуществления  экономической координации. Наиболее важные тому примеры — решения, принимаемые  внутри частных фирм и правительственных  учреждений. Следует заметить, что  «невидимая рука» осуществляет управление рыночной экономикой (это так называемое бесструктурное управление), а это  значит, что действие «невидимой руки»  носит субъектный характер, то есть решения по изменению цен принимаются  конкретными людьми, а не «невидимой рукой».

    В иерархической системе порядок  устанавливается не через спонтанные (точнее, независимые) действия обособленных индивидуумов, а посредством директив, которые менеджеры направляют своим  подчинённым (так называемое структурное  управление). Цены обычно не играют большой роли в передаче информации. Вместо цен действуют различные статистические данные, доклады, инструкции и правила. Материальные стимулы, такие, как премии и повышения, воздействуют на подчинённых, но эти премии имеют мало общего с рыночными ценами. Для служащих основным стимулом к подчинению менеджерам является тот факт, что они согласились на эту субординацию, как на условие их вступления в организацию.

    Хотя  коммерческие фирмы и правительственные  учреждения внутренне организованы как иерархии, они общаются друг с другом на рынках. Таким образом, рынки и иерархии играют взаимодополняющие  роли в осуществлении экономической  координации. Некоторые экономические  системы базируются в основном на рынке, другие — на иерархии. Например, в системах с централизованным планированием, таких, как в бывшем СССР, особое значение имеет центральная власть. Рыночные системы, такие, как Соединённые  Штаты, в значительной степени действуют  на основе стихийного порядка (хотя это  не совсем точное определение, ибо стихия — процесс неуправляемый). Но ни одна экономика не пользуется исключительно  одним способом координации. Оба  подхода широко изучаются как  макроэкономикой, так и микроэкономикой. И рынок, и иерархия власти не являются совершенными механизмами, в связи с чем объектом экономики являются такие категории, как провал рынка и провал государства.

    В последнее время не принято разделять  эти способы координации. Плановая экономика и рыночная экономика  — две части одной экономической  системы. Так, в рыночной экономике  сплошь и рядом используется директивное (структурное) управление и планирование. И наоборот, при плановой экономике существует такое понятие как цена, и через неё регулируется межотраслевой баланс.

    Сущность  рынка и условия  его возникновения.

    Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

    Если  говорить более обобщенно, то рынок  представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь  между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь  производителей и потребителей, производства и потребления.

    Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством  разделения труда достигается обмен  деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного  труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного  вида труда.

    Не  менее важным условием возникновения  рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда, как между различными отраслями  и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных  стадиях производственного процесса.

    В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например - автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например - прядильная фабрика).

    Улучшение, совершенствование производственного  профиля предметно-специализированных предприятий, развитие по детальной  и технологической специализации  ведут к расширению производственных связей - кооперированию. Специализация  производства в ряде индустриально  развитых стран в основном пошла  по пути расширения по детальной и  технологической специализации.

    Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку  усложняется и углубляется сам  процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

    Важной  причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый  способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все  другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в  какой-либо одной сфере исключает  возможности такого же производственного  использования в другой. В экономической  теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством  обмена одного продукта на другой через  рынок.

    Условия возникновения рынка

    Первое  условие - разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

    Здесь мы наблюдаем зародыш бартера - одной  из простейших форм обмена. Конечно, ему  еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось  совершать не один, а несколько  обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

    Развитие  обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к  производству тех или иных товаров  специально для продажи. Только тогда  и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны  их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

    Второе условие - самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

    Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие - свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

    Раскройте существо рыночного равновесия, равновесной цены и равновесного количества. Когда возникают ситуации избыточного спроса, избыточного предложения и каким оброзом происходит коррекция цены в условиях стабильного равновесия.

  

Рис.1. Равновесная цена

    В результате взаимодействия спроса и  предложения уста- 
навливается рыночная цена в точке пересечения кривых спроса 
и предложения. Эта точка называется точкой рыночного рав- 
новесия, а цена, сформированная в результате этого взаимо- 
действия, — равновесной ценой.

    Установленная равновесная цена на рынке отражает дос- 
тижение оптимального состояния, при котором товаров про- 
изведено и предложено на рынке столько, сколько требуется 
и способен купить покупатель. Такое равновесие демонстри- 
рует оптимальное состояние рынка, при котором достигается 
максимальная эффективность. В этих условиях и покупатель, 
и продавец достигают намеченных целей, в полном объеме 
реализуют свои интересы.

Информация о работе Сущность понятия «рынок» и условия его возникновения.