Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы определить сущность предпринимательства и прибыли.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
рассмотреть понятие предпринимательства;
выявить сущность и субъекты предпринимательства;
проанализировать формы предпринимательской деятельности;
дать характеристику прибыли и риску в предпринимательстве;
выявить исторические аспекты развития и экономическую ориентацию предпринимательства в России.
Введение …………………………………………………………………………….3
1. Понятие предпринимательства …………………………………………………5
2. Сущность предпринимательства ………………………………………………..9
3. Условия существования предпринимательства ……………………………….15
Заключение …………………………………………………………………………21
Список литературы ……………………………………………………………….. 24
• занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);
• вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).
Предпринимательство выступает
в качестве особого вида экономической
активности, ибо его начальный
этап связан, как правило, лишь с
идеей — результатом
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 1).
Рисунок 1. Субъекты предпринимательской деятельности
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает, как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.
Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость “завоевать” потребителя, создать круг собственных потребителей.
Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:
• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
• качество;
• цена, доступность товара;
• степень универсальности товара;
• внешний вид и упаковка;
• позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
• возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;
• соответствие общепринятым
или государственным
• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.
Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в тоже время и не способствует этому развитию;
• ускорителем
Наемный работник, как реализатор идей предпринимателя, также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.
Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что, в общем-то, и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.
В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.
Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.
В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.
Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений, с которым зависит уровень эффективности его деятельности.
3. Условия существования предпринимательства
В формировании благоприятной
предпринимательской среды
Предпринимательские
организации участвуют в формировании
благоприятной
Мировая практика показывает, что объединения предпринимателей являются эффективным инструментом организации обратной связи между государством и субъектами предпринимательства, обеспечивающей соблюдение интересов последних. Заслуживает внимания опыт развитых стран (Великобритании, Нидерландов, Бельгии и др.), где подобные объединения не только активно участвуют в экспертизе законопроектов, способствуя формированию правовой среды, но также выполняют ряд регулирующих функций посредством организаций саморегулирования. Последние являются действенным методом снижения административных барьеров, который может быть применен в России.
Состояние предпринимательской среды России на современном этапе характеризуется:
Факторы, более всего сдерживающие развитие предпринимательства в России:
Каковы возможные пути улучшения предпринимательской среды в РФ?
Формирование благоприятной предпринимательской среды целесообразно начать с пересмотра государственной политики в сфере регулирования предпринимательской деятельности и разработать долгосрочную стратегию развития последней на основе принципов единства стратегии развития предпринимательства, равенства всех хозяйствующих субъектов и минимального вмешательства государства в хозяйственные процессы.
С целью снижения административных барьеров исследователями рекомендуется законодательно определить данное понятие и обратить, прежде всего, внимание на реализацию мер, направленных на упрощение выхода на рынок субъектов предпринимательства.
Для решения проблем информационного обеспечения необходимы: актуализация информационных ресурсов; поддержка работы региональных и межрегиональных информационных центров; исключение «избыточности» информационных ресурсов с помощью систематизации данных различных источников и создания профильных тематических сайтов, предоставляющих синтезированную информацию по определенной тематике и обобщенный накопленный опыт.
Совершенствованию кадрового
обеспечения
Предложения по снижению административных барьеров при входе на рынок:
1. В области государственной регистрации субъектов предпринимательства:
- сократить число процедур до минимума;
- ввести единую унифицированную систему идентификации субъектов предпринимательства;
- уменьшить реальные сроки прохождения процедур посредством введения правила «согласие по умолчанию»;
- создать электронную систему регистрации в режиме он-лайн;
- свести до минимума
использование нотариально
- ввести единые
стандарты учредительных
- территориально сконцентрировать все органы, участвующие в регистрации, или создать (восстановить) единый орган, который будет уполномочен заниматься всеми аспектами регистрации;
- минимизировать или
упразднить плату за
Информация о работе Сущность предпринимательства и условия его существования