Сущность внешних эффектов (экстерналий)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:23, доклад

Описание

Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

Работа состоит из  1 файл

5 Сущность внешних эффектов.docx

— 202.90 Кб (Скачать документ)

Сущность  внешних эффектов (экстерналий)


Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

Если разделить предельные социальные выгоды ( ) и предельные частные выгоды ( ), а также предельные социальные издержки ( ) и предельные частные издержки ( ). то причиной внешних эффектов становится несовпадение социальных и частных величин. Если, например, издержки договора между двумя лицами ложатся на третье лицо, возникает отрицательный внешний эффект. Внешние эффекты — это издержки или выгоды третьих лиц (не участвующих в производстве) от какой-либо активности.

Обозначим предельные внешние  выгоды ( ) и предельные внешние издержки ( ) (рис. 1.25).

Рис. 1.25. Внешние эффекты: а — отрицательный; б — положительный

Если цементный завод  делает выбросы в атмосферу, их объем  зависит от объема производства (рис. 1.25, а). Предложение без учета цементным  заводом отрицательного воздействия  на окрестных жителей показано линией  . Тогда как если бы его заставили оплатить все социальные издержки, то предложение было бы на меньшем уровне  . Поскольку Q> Qимеет место перепроизводство благ, производство которых связано с отрицательными внешними эффектами. Если производителя заставить оплатить внешний эффект (перейти из точки равновесия А в точку равновесия В), то цены возрастают, а объемы производства снижаются.

Определим размер ущерба от действия отрицательных внешних  эффектов. Если предельные внешние  издержки производства 
цемента составляют  , а объем производства цемента — Q2, то ущерб от загрязнений определяется площадью  . Однако часть ущерба компенсируется тем, что благосостояние потребителя и производителя увеличиваются в результате увеличения выпуска цемента. При переходе из точки В в точку А (при появлении загрязнений) увеличение выигрыша потребителя составит  , увеличение выигрыша производителя составит   (поскольку треугольники   и !!OP_!A?? равны). В результате треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике от отрицательных внешних эффектов.

Если же завод строит дорогу (рис. 1.25, б), он приравнивает свои частные  выгоды к предельным социальным издержкам, и объем производства устанавливается  на уровне  , (в точке А). Однако если бы выгоды от положительных внешних эффектов были получены производителем, объем производства составил бы   (точка В). Поскольку   имеет место недопроизводство благ, производство которых связано с положительными внешними эффектами. Спрос на дороги у завода ( ),) будет меньше спроса общества на дороги ( ), и спрос общества не удовлетворяется, поскольку общество не мотивирует завод увеличить производство.

Определим размер ущерба от действия положительных внешних  эффектов. Если предельные внешние  выгоды составляют  , а количество дорог  , то совокупные внешние выгоды составят площадь  . Однако недопроизводство дорог связано с потерями для потребителей и производителей. Снижение излишка потребителя при переходе от точки В к точке А составит   (поскольку треугольники   и  равны), снижение излишка производителя —  . Треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике в результате недопроизводства благ с положительными внешними эффектами.

Чтобы сократить перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами  и уменьшить недопроизводство благ с положительными внешними эффектами, необходимо приблизить предельные частные  издержки (выгоды) к предельным социальным издержкам (выгодам). Решение данной проблемы А. Пигу видел во введении корректирующих налогов и корректирующих субсидий.

Корректирующий налог — налог на выпуск экономических благ, приближающий (за счет повышения) предельные частные издержки к уровню предельных общественных издержек и снижающий размер отрицательных внешних эффектов. При достижении размера корректирующего налога   отрицательные вешние эффекты трансформируются во внутренние (интернализируются).

Корректирующая субсидия — субсидия производителям экономических благ, приближающая (за счет повышения) предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам и снижающая размер положительных внешних эффектов. При достижении размера корректирующей субсидии  положительные внешние эффекты трансформируются во внутренние.

В обоих случаях производитель  экономических благ станет учитывать  положительные или отрицательные  внешние эффекты, и объем выпуска  общественных благ приблизится к  оптимальному. Но любой ли налог на осуществление деятельности, связанной с издержками для третьих лиц, носит компенсирующий характер? Потребление винно-водочной продукции и табачных изделий, без сомнения, оказывает воздействие на третьих лиц. Могут ли акцизы на винно-водочную и табачную продукцию рассматриваться как компенсирующий налог при условии, что спрос малоэластичен и рост цены не ведет к значительному снижению потребления? Чтобы это было так, средства от сбора акцизов должны идти на устранение и компенсацию внешних эффектов (в том числе на лечение алкогольной и никотиновой зависимости, пропаганду здорового образа жизни или, например, компенсацию некурящим). В противном случае государство просто приобретает солидный источник доходов и не заинтересовано в решении проблем, связанных с употреблением алкогольной и табачной продукции.

Если индивидов по каким-то причинам невозможно или нецелесообразно  заставить оплатить полученный положительный  внешний эффект от потребления блага, то данное благо превращается в общественное. Чисто общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от факта оплаты ими данного потребления.

Чисто общественное благо  обладает сразу двумя свойствами, которые лежат в основе невозможности  или нецелесообразности принуждения  к оплате: неизбирательностью в потреблении и неисключаемостью в потреблении.Неизбирательность означает, что потребление блага одним человеком не снижает (значимо) возможность потребления данного блага другими людьми. Примером может стать регулировщик ГИБДД, производящий безопасность движения. Сколько бы ни проезжало машин, они одинаково пользуются его услугой. Неисключаемость означает, что невозможно (невыгодно) не допустить людей к потреблению блага, если они отказались платить. Примером могут стать услуги милиции. Даже если человек уклоняется от выплаты налогов, он имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов. Примером чисто общественного блага может стать оборона, которая обладает сразу двумя свойствами.

 

Внешние эффекты  и производство общественных благ


Взаимодействие субъектов рыночной экономики порождает внешние по отношению к рынку эффекты (экстерналии). Они имеют существенные последствия для благосостояния людей, механизма функционирования рынка, оптимального размещения ресурсов, эффективности рыночного равновесия.

Внешние эффекты — это не учтенные в цене блага побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Они возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного блага не отражает или реальных издержек производства, или его истинных выгод с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает выгоду.

Причины, по которым внешние  эффекты не получают отражения в  рыночных ценах, различны. У производителя, принимающего решение об объеме производства, нет стимулов для учета внешних  эффектов, поскольку это может  повысить цену и уменьшить объем  производства и, соответственно, прибыль. В свою очередь повышение цен  за счет включения в них побочных эффектов не отвечает интересам потребителей, так как уменьшает величину спроса.

Не отражаясь в рыночных ценах благ, внешние эффекты представляются в виде разницы между издержками (выгодами) по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками (выгодами), которые учитывают и  последствия внешних воздействий. Поэтому различают частные, внешние  и общественные издержки и выгоды.

Частные издержки (РС) — это затраты участников рыночной операции, связанные с непосредственным производством блага. Включаемые в рыночную цену блага, они носят внутренний характер.

Внешние издержки (ЕС) — это затраты лиц, вызванные производством и потреблением данного блага, не принимающих участия в данной рыночной сделке. Не отражаясь в цене блага, они имеют внешний по отношению к ней характер.

Общественные издержки (SC) представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: SC= PC+ EC (рис. 14.1).

Рис 14.1. Внешние, частные  и общественные издержки

Изменения каждого вида издержек в  виде их прироста, вызванного увеличением  производства блага (A Q), представляют собой предельные частные издержки (МРС= АРС/ AQ), предельные внешние издержки (МЕС = АЕС/ AQ) и предельные общественные издержки (MSC = SC / AQ). Данные предельные издержки определяются как производные функций соответствующих издержек (рис. 14.2).

Рис. 14.2. Предельные внешние, частные и общественные издержки

Предельные общественные издержки так же равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних  издержек, т.е. MSC = MPC+ MEC.

Частная выгода (РВ) — это увеличение благосостояния потребителя данного блага.

Внешняя выгода (ЕВ) — это рост благосостояния третьих лиц, вызванный производством и потреблением этого блага.

Общественная выгода (SB) представляет собой совокупную выгоду всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага: SB= PB+ EB (рис. 14.3).

Вызванный увеличением производства и потребления блага прирост  каждого вида выгод отражается в  категориях предельной частной выгоды (МРВ= АРВ / AQ), предельной внешней выгоды (МЕВ = = AEB/ AQ) и предельной общественной выгоды (MSB = ASB/ AQ). Данные предельные выгоды в графическом виде показаны на рис. 14.4.

Рис. 14.3 Внешние, частные  и общественные выгоды

Рис. 14.4. Предельные внешние, предельные частные и предельные общественные выгоды

Формы проявления внешних эффектов


Внешние воздействия могут  приводить как к негативным, так  и к позитивным последствиям. В  зависимости от характера последствий  воздействия внешние эффекты  подразделяются на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, а положительные — с выгодами для третьих лиц.

Отрицательный внешний  эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (предприятия) вызывает издержки других. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают некомпенсированные для них издержки (ущерб). Рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции, чем необходимо обществу. Например, сброс неочищенной воды в реку пропорционален объему производства. Выходит, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку предприятие не осуществляет очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что объем выпускаемой продукции превышает оптимальный объем выпуска (рис. 14.5).

Итак, без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Qпри цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой кривая предложения, равная предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е. МРС= MSB.

Но предельные общественные издержки равны сумме предельных частных и предельных внешних  издержек. Поэтому, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем

Рис. 14.5. Отрицательный  внешний эффект

выпуска сократился бы до Q при возросшей  цене Р2. В точке Епредельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

В точке Епоследствия загрязнения окружающей среды полностью не устраняются, однако ущерб от загрязнения существенно сокращается. Площадь треугольника АЕ1Епоказывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных общественных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффектаэкономическое благо продается и покупается в большем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров.

Положительный внешний  эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, причем бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды.

Виды положительных внешних  эффектов многообразны. Например, сооружение бассейна в густонаселенном квартале благоприятно влияет на положение его  жителей. Деятельность пчеловода по разведению пчел благоприятно сказывается  на опылении садов на соседних участках. Занимающиеся туризмом люди укрепляют  свое здоровье, а это позволяет  экономить общественные средства на здравоохранение. Наглядным примером положительного внешнего эффекта является получение высшего образования. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее  образование и приносят выгоду обществу: повышается его образовательный  уровень, создаются предпосылки  для развития научно-технического прогресса, в производстве используется более  квалифицированная сила, снижается  уровень преступности, меняется политическая активность населения. Однако каждый из получающих образование навряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с процессом обучения, и те выгоды, которые могут быть получены в результате получения образования. Именно поэтому инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества (рис. 14.6).

Информация о работе Сущность внешних эффектов (экстерналий)